Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА»

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Прийти на конкурентный рынок без опыта в бизнесе, имея за плечами 22 года в армии и госслужбу, — сценарий рискованный. Но бизнес в России — вообще синоним слова «риск»...

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 1Генеральный директор завода по производству сэндвич-панелей «ТЕХНОПАН» Евгений Ваулин признался: заход в бизнес был не триумфальным шествием, а сложной борьбой с местными реалиями рынка. Какой подход позволил бизнесмену построить предприятие, за восемь лет занявшее прочные позиции в новосибирской экономике и сумевшее запустить «бизнес-реформу» в Казахстане, где рынок до сих пор принадлежит «гаражным» производителям?

С одной стороны — сложные бизнес-процессы, съедающая прибыль логистика, дефицит сырья и необходимость постоянно переориентироваться в меняющейся системе координат. С другой — семейная атмосфера, совместный спорт и культура, уважение как главный принцип коммуникации. Из разных слоев, как та самая сэндвич-панель, состоит предприятие «ТЕХНОПАН», и именно это, по мнению Евгения Ваулина, помогает бизнесу не только держать баланс, но расти даже в самый трудный период. Честная история бизнеса — в интервью «Деловому кварталу».

Расскажите про ваш путь в бизнес — когда и как он начался, что было до него?

— 22 года жизни я отдал армии. После этого около десяти лет трудился в органах власти на разных должностях. В 2014 г. министерство регионального развития Российской Федерации, в котором я тогда работал, было упразднено, поэтому я подумал: «Видимо, пришла пора уйти в бизнес». Для меня это был непростой шаг, учитывая историю моей жизни: армия, органы власти — это совершенно другой распорядок дня, да и вообще вся моя работа не была похожа на бизнес-процессы.

Какое-то время работал в компании, которая занималась продажей металла, но по определенным причинам пришлось эту тему закрыть. И вот восемь лет назад мы с Иваном Колпаковым вместе решили открыть предприятие по производству сэндвич-панелей. Непростое решение, поскольку в Новосибирске это конкурентная отрасль. Изучив рынок, мы поняли: несмотря на то, что он достаточно наполнен, мы можем дать продукт другого уровня.

И когда мы приняли это решение, стали смотреть, что нужно нашей целевой аудитории, что ей предлагают другие, чего ей не хватает и какое оборудование позволит нам производить качественный продукт. После визита в Корею остановили выбор на оборудовании KINDUS, которое решило нашу задачу.

Вы достаточно дерзко зашли на рынок, учитывая конкурентное поле, да еще и непроходящий кризис.

— Мы поняли, что можем реализовать принципиально новый подход к производству и предложить особый продукт. Сначала нашим основным инструментом стала автоматическая линия, которая отвечает мировым стандартам и производит качественную продукцию. Потом мы поняли, что укрепить это все может сильная команда. Укомплектовали коллектив и настроили процессы так, что все работают с удовольствием, а это очень важно для успеха компании. Мы строили команду, основываясь на определенных ценностях, которые проповедуем с первого дня. И сегодня мы смело говорим, что мы самые крупные производители панелей за Уралом, это объективно.

Звучит очень легко и просто, если рисовать историю крупными мазками. Но запуск завода — все-таки более тонкий процесс?

— Конечно, были разные периоды. Заход на рынок был сложным. Например, мы долго искали баланс цена-качество. Сначала пытались качественный продукт продавать относительно дешево. Но со временем поняли, что так нельзя, и сегодня дошли до точки, в которой продаем дорого и при этом много. Заказчики готовы платить за качество. Сейчас мы загружены заказами на два месяца вперед.

При этом я хочу отметить, что мы всегда растем, несмотря ни на что, мы не останавливаемся в развитии и все годы, которые компания существует, идем вверх по всем ключевым показателям. Конечно, пандемия коронавируса и начало СВО были для нас очень тяжелыми периодами, как и в целом для отрасли, для экономики, для страны.

Мы их проживали очень непросто, но все равно всегда прирастали. Мы научились меняться в той системе координат, которая предлагается в определенный момент. После начала СВО перед нами встала необходимость проводить сложные переговоры, в одночасье пришлось поднимать цены, переориентировать определенные заказы. Мы даже специально обучали менеджеров этим сложным переговорам. Развитие, кстати, — это вообще одна из ключевых наших ценностей.

В этом году вы запустили завод в Казахстане сложно ли было заходить на этот рынок, какая там конкурентная среда?

— Рынок сложный. В тот момент, когда мы заходили туда, видели только рынок цены. Так было сначала и здесь, в Сибири, когда игроки конкурировали только ценой. Нам пришлось это в какой-то степени «ломать». В Казахстане примерно так же: чем ниже цена, тем больше конкурентное преимущество. Но мы уже достаточно серьезно изменили рынок и там тоже. Сложность в том, что в Казахстане очень много кустарных предприятий, которые почти в буквальном смысле в гаражах клепают сэндвич-панели и дешево их продают. И, к сожалению, это пока востребовано. Но каждый уважающий себя строитель рано или поздно приходит к пониманию ответственности за то, что он строит, за качество и долговечность конструкций, поэтому рынок постепенно изменится. В Казахстане уже начали появляться полноценные заводы, поэтому нам придется конкурировать на высоком уровне, и мы к этому готовы. Завод быстро набирает обороты, выдает хорошие результаты. С удовольствием наблюдаем, как идет процесс в Казахстане.

Какую долю рынка планируете занять там?

— Думаю, 30%. Это очень оптимистично, но я считаю, что это возможно. Казахстан —большой и разный, мы не освоили запад, где очень мощный рынок. Западный Казахстан — это нефтяной сектор, там очень много российских производителей. Мы туда еще толком не добрались, но я думаю, что это вопрос времени.

Можете раскрыть примерную сумму инвестиций в такое предприятие и ожидания по окупаемости?

— Могу очень-очень приблизительно обозначить, что это в районе четырех миллионов долларов, есть много сопутствующих факторов, которые влияют на эту цифру. Срок окупаемости мы для себя ставим пять лет — возможно, будет чуть меньше или больше, трудно предсказать, я больше практик, поэтому предсказаниями не занимаюсь.

Какие перспективы на казахстанском рынке открываются в дальнейшем?

— Главная перспектива — путь в Азию. Построив завод в Казахстане, мы сильно уменьшаем логистический путь к другим странам, например, Кыргызстану, Таджикистану, самому Казахстану. Вообще Казахстан активно развивается, у них очень сильный всплеск в экономике, в развитии промышленности. Мы тщательно изучали его, прежде чем туда зайти, поэтому хорошо осознаем перспективность этого направления.

А в России сейчас какая доля у вас?

— Поскольку мы почти не работаем в европейской части, сложно говорить за всю Россию. У нас большая конкуренция. Только в Новосибирске работает семь производителей сэндвич-панелей, мы примерно понимаем их объемы, они ниже наших, но тоже достаточно большие. Оценить долю в Казахстане чуть проще, потому что там меньше производителей.

Куда вы сейчас поставляете свою продукцию, откуда приходят заказчики?

— Наша география поставок из Новосибирска — от Урала до Дальнего Востока. Немножко стали пробиваться на запад России, хотя раньше мы туда не доходили, потому что сложная логистика съедает часть прибыли. Тем не менее, когда экономика сходится, с удовольствием продаем по всей стране. Экспортируем в Монголию, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь.

Где вы сейчас закупаете сырье и как контролируете качество?

— По каждому из сырьевых наполнителей у нас несколько поставщиков, как раз чтобы сохранять качество и обеспечивать свои большие объемы. Например, недавно на рынке был дефицит минеральной ваты и металла, но мы прожили эти годы более или менее ровно, потому что переориентировались на разных производителей и выстроили отношения со всеми. Что касается контроля качества: во-первых, мы тщательно подбираем поставщиков, во-вторых, проводим входной контроль сырья. У нас есть своя лаборатория, которая оценивает и сырье, и нашу итоговую продукцию, и продукт других производителей.

Понятно, что ни в какой отрасли, наверное, невозможно полноценное импортозамещение, но на сколько процентов в вашей отрасли возможно прийти к импортозамещению, если как раз брать во внимание зарубежное сырье?

— У нас очень мало импортного сырья. Да, есть такие позиции, которые в России просто не выпускаются, и их заменить нельзя: например, один из компонентов клея. Но все поставщики клея сегодня научились его хитро завозить в Россию разными путями, и мы, по сути, получаем клей от российских производителей. Конечно, у всех производителей, которые используют иностранные линии, есть нюансы, связанные с поставкой запасных частей для оборудования. Но в этом плане наши партнеры из южнокорейской компании KINDUS безупречны.

Вы выбрали южнокорейское оборудование потому, что оно лучше других производит именно сэндвич-панели, или это тоже влияние санкций? А российских аналогов не существует?

— Российского оборудования по производству сэндвич-панелей не существует. Одно из лучших в мире, наверное, итальянское оборудование. Мы были в Италии, смотрели его, оно самое функциональное из всех, но есть сложности в его обслуживании, установке, наладке, эксплуатации, потому что оперативно получить запчасти или специалиста из Европы сейчас трудно и дорого. Корейский вариант оказался самым оптимальным, мы и для завода в Казахстане закупили автоматизированную линию KINDUS, в том числе потому что мы уже нашли с ними общий язык.

Если немножко уйти в экономическую теорию вы считаете, что вам удается держать баланс и развиваться за счет диверсификации бизнеса или в принципе есть возможность, будучи только производителем панелей, все-таки держаться сейчас на плаву?

— Мы всегда разделяем экономические результаты разных предприятий и отдельно оцениваем рентабельность того или иного бизнеса в рамках группы компаний. Если мы говорим про производство сэндвич-панелей, то оно у нас объективно растет. Даже не диверсифицируясь, мы показываем хорошие финансовые результаты. Это показатель того, что мы движемся в правильном направлении.

Как вы считаете, какие ваши личные, деловые и профессиональные качества помогают развиваться бизнесу?

— Я не люблю про себя говорить, больше — про людей. Я уверен: то, что я вкладываю в людей, возвращается мне в виде успеха компании. Люди с удовольствием приходят на работу, чувствуют себя комфортно, у нас общение внутри компании больше семейное, чем официальное, нет никакой армейской системы «упал, отжался». У меня ведь достаточно большой бэкграунд, помимо армии. Я думаю, что система общения в компании — одна из ключевых составляющих успеха.

Вы уже не раз успели упомянуть, что у вас есть набор ценностей, которые вы транслируете коллективу. Расскажите подробнее, на каких принципах вы основываетесь в бизнесе, в общении с людьми?

— Как бы банально это ни звучало, основная ценность компании, как я уже сказал, — это люди. Коллектив, который нам удалось сформировать и сделать нашими единомышленниками, помогает развиваться и держать позиции на рынке. Чтобы людям было интересно и комфортно у нас работать, мы не ограничиваемся отношениями в рамках трудового договора. У нас есть много активностей: спорт, культурные программы, семейные мероприятия, тематические летние и зимние корпоративы. У нас есть свои хоккейная и футбольная команды, мы принимаем участие в забегах и других спортивных мероприятиях. Мы вместе ходим в театры, на концерты. Однажды полностью выкупили зал для компании, смотрели спектакль, потом обсуждали его с артистами и режиссером. Мы приобщаем людей к прекрасному, к духовному.

Еще одна ценность, которую я уже упоминал, — обучение. Мы считаем, что обучаться важно и нужно, мы всегда за то, чтобы сотрудники учились чему-то в зависимости от того, что им необходимо освоить. Мы организуем обучение по очень разным направлениям, вплоть до психологических тренингов и коуч-сессий, на которые мы можем даже выезжать в другие города. Наши сотрудники много читают, у нас большая библиотека.

Еще один мой принцип — каждого сотрудника знать в лицо. Я всегда беседую абсолютно со всеми, включая персонал, который часто даже не замечают в компаниях. Для меня ключевой момент — уважение, это главный принцип построения компании! Мы с уважением относимся друг к другу, к клиенту, к гостю, к нашей продукции.

Для меня важно каждый день ходить на работу, проводить планерки, быть в доступе для сотрудников, чтобы оперативно решать какие-то вопросы и принимать решения, быть включенным в процесс. Для команды важно видеть и чувствовать, что руководитель живет жизнью компании.

У вас есть какая-то еще нереализованная мечта или ближайшая цель?

— Завод в Казахстане был одной из целей и ближайших перспектив, и, скажу откровенно, мы не рассчитывали, что так быстро это реализуем и выйдем на те параметры, которые сегодня выдает наше казахстанское предприятие KAZPAN. Мы получили и общественное признание: на завод приезжал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, он очень положительно оценил наш вклад в развитие республики. Это такой уровень, о котором можно было мечтать, и мы его достигли. Поэтому наши мечты сейчас — простые: мирное небо, счастливые люди, довольные сотрудники с желанием работать и двигаться вперед. Но это только сейчас.

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 2

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 3

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 4

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 5

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 6

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 7

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 8

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 9

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 10

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 11

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 12

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 13

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 14

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 15

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 16

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 17

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 18

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 19

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 20

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 21

Бизнес как многослойная структура: технологичность и человекоцентричность «ТЕХНОПАНА» 22

Фоторепортаж Егора Тиммермана

Самое читаемое
  • Что приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советыЧто приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советы
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • В России процветает культ «честной бедности»: как вытащить себя из экономического рабстваВ России процветает культ «честной бедности»: как вытащить себя из экономического рабства
  • «Предпринимательство — это подписка на страдания». Выводы из 43 банкротств: Оскар Хартманн«Предпринимательство — это подписка на страдания». Выводы из 43 банкротств: Оскар Хартманн
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.