Упаковка, маркировка и таможня: как избежать задержек и конфискаций груза на границе

Упаковка, маркировка и таможня: как избежать задержек и конфискаций груза на границе
Иллюстрация: Предоставлено спикером

В международной логистике есть правило: стоимость исправления ошибки в документации или маркировке в момент таможенного оформления в разы превышает затраты на своевременную подготовку документов.

Генеральный директор Независимой Сервисной Компании Олег Черников

— Многие компании, фокусируясь на юридических и финансовых аспектах внешнеэкономической деятельности, недооценивают «физическое» воплощение груза — его упаковку и маркировку. А между тем, именно они — ключевой фактор, определяющий скорость, стоимость и саму возможность пересечения границы. Неправильная маркировка — это прямое основание для задержки, штрафа и даже конфискации товара, даже если все остальные документы в идеальном порядке. Как правильно упаковывать и маркировать груз, чтобы избежать проблем?

Почему маркировка это не «бумажная» работа, а элемент безопасности

Таможенные органы видят в маркировке не просто таблицу с информацией, а инструмент идентификации и контроля. Ее отсутствие или несоответствие нормативам трактуется как попытка затруднить проведение проверки или ввести в заблуждение инспектора, что автоматически вызывает подозрения и ведет к полному досмотру. Даже если ваш груз оформлен правильно, оплачен, на него есть все необходимые документы и с ним в принципе все в порядке — неправильная маркировка может стать источником проблем.

Ключевые риски некорректной маркировки

  • Задержка груза. Время — деньги. Каждый день простоя на складе временного хранения — это прямые убытки.
  • Штрафы. Нарушение правил маркировки влечет административную ответственность, в том числе и денежные штрафы как для компании-отправителя, так и для перевозчика.
  • Конфискация товара. В случаях, когда невозможно установить страну происхождения или идентифицировать отправителя/получателя, груз может быть конфискован.
  • Повреждение груза. Отсутствие специальной маркировки, например, «Хрупкое», ведет к неправильному обращению с транспортной упаковкой и к порче товара.

Уровни безупречной маркировки

Чтобы минимизировать риски, маркировка должна быть комплексной и соответствовать строгим стандартам — ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами».

Основная маркировка, обязательная для всех грузов — это минимально необходимый набор данных, который должен быть нанесен на каждое грузовое место четко, разборчиво и на языке, понятном для участников перевозки — как правило, английском или языке страны назначения. К ней относятся:

— страна происхождения груза, например: Made in Russia;

— наименование и полный адрес отправителя;

— наименование и полный адрес получателя;

— количество грузовых мест в партии и порядковый номер места, к примеру, «Место 1 из10»;

— номер контракта, заказа или транспортной накладной — CMR, AWB и т.д.;

— вес брутто и нетто в килограммах;

— габаритные размеры места: длина, ширина, высота в сантиметрах.

Специальная маркировка применяется для товаров с особыми свойствами. Этот вид опознавательных знаков критически важен для безопасной перевозки и является предметом пристального внимания контролирующих органов. Ее правила регламентированы международными соглашениями, в зависимости от вида транспорта:

— для автомобильных перевозок опасных грузов: ДОПОГ (ADR) — требуются знаки опасности, классификационные коды и надписи;

для железнодорожных перевозок: СМГС — аналогичные знаки и коды, адаптированные под ж/д стандарты;

— для морских перевозок: МОПОГ — специальные ярлыки и маркировка, учитывающие специфику морского транспорта;

— для авиаперевозок: ICAO и IATA — самые строгие нормы, включающие детализированную информацию об опасных свойствах груза.

Отсутствие специальной маркировки для опасных грузов приравнивается к сокрытию их свойств и влечет за собой максимально строгую ответственность. Дополнительная маркировка для сохранности груза — пиктограммы и надписи, которые напрямую влияют на физическую сохранность товара, инструктируя грузчиков и логистов. Наиболее распространенные примеры:

  • Хрупкое. Осторожно
  • Беречь от влаги
  • Скоропортящийся груз
  • Верх, не кантовать
  • Крюками не брать

Игнорирование этого пункта ведет к росту страховых случаев и претензий по качеству.

Понятная, полная и прозрачная маркировка вашего груза ускоряет процесс его оформления и снижает до минимума основания для претензий со стороны таможенных органов. Уделяя внимание качественной упаковке и безупречной маркировке, компании делают свои логистические цепочки предсказуемыми и защищают бизнес от непредвиденных и существенных финансовых потерь на границе. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Что приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советыЧто приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советы
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
  • «Предпринимательство — это подписка на страдания». Выводы из 43 банкротств: Оскар Хартманн«Предпринимательство — это подписка на страдания». Выводы из 43 банкротств: Оскар Хартманн
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.