Новосибирские антенны для Заполярья: студенческий стартап НГТУ вышел в промышленность

Новосибирские антенны для Заполярья: студенческий стартап НГТУ вышел в промышленность
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Выпускники НГТУ создали компанию «Радиорум» и разработали антенны, которые уже работают на карьерах Якутии и Заполярья. Как студенческий проект стал востребованным бизнесом — рассказал основатель.

Компания «Радиорум», созданная выпускниками и аспирантами НГТУ, проектирует и производит направленные антенны СВЧ-диапазона для промышленности. В основе разработок — собственная технология, которая позволяет в малогабаритном корпусе достичь высокой направленности сигнала и минимального уровня паразитных (побочных) излучений. Это дает ключевое преимущество: при той же мощности антенна обеспечивает более сильный и чистый сигнал в целевой зоне, что критически важно для стабильной связи на удаленных и сложных объектах.

Именно за эту разработку, уже доказавшую свою эффективность в экстремальных условиях Заполярья и Якутии, учредитель компании «Радиорум» Вадим Соколов признан «Стартапером года» по версии экспертного сообщества премии «Делового квартала» «Человек года».

По словам основателя, такие антенны решают конкретную проблему помех в промышленных условиях — на карьерах, в цехах или системах «умного города». Реализация проекта не только замещает иностранное оборудование, доступ к которому осложнен, но и создает полностью отечественную технологию с экспортным потенциалом. Это особенно актуально в условиях, когда отрасль остро нуждается в надежных и адаптированных к суровому климату компонентах связи.

«Деловой квартал» узнал, как студенческий проект превратился в востребованный бизнес, почему ученым пришлось осваивать роль продавцов, и как поддержка новосибирского Академпарка помогла стартапу сделать первый шаг.

Когда вы поняли, что занимаетесь не просто исследованием, а создаете коммерческий продукт?

— История проекта уходит корнями в студенческие годы. Первой точкой стала бакалаврская работа на кафедре НГТУ. Разработка, которую я тогда выполнял, частично использовалась в хоздоговорной деятельности кафедры. За эту работу мне даже начислили зарплату, что стало первым осознанием ценности моих навыков. Шел 2021 год, время пандемии, и практику мы проходили в университете. Созданное мной устройство в итоге вошло в конечный продукт по договору с заказчиком. Именно тогда, в 2021-2022 годах, пришло первое понимание рыночного спроса на подобные решения, правда, касались они не антенн, а других устройств СВЧ-диапазона.

Следующим шагом стала дипломная работа, посвященная антенне для спутниковой связи в глобальных навигационных системах. Эта тема показала перспективность направления, но до коммерции было еще далеко. После бакалавриата я остался на кафедре в должности инженера. В рамках хоздоговоров я уже целенаправленно разрабатывал антенны: готовил конструкторскую документацию, которую заказчик использовал для серийного выпуска. Эта опытно-конструкторская работа окончательно убедила меня в коммерческом потенциале сферы.

Решающим же толчком к созданию собственного бизнеса стала победа в федеральной программе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям. Наша команда прошла жесткий отбор среди семи тысяч претендентов по всей стране и выиграла грант в миллион рублей. На эти средства мы зарегистрировали юридическое лицо.

Расскажите про вашу ключевую разработку. Какую проблему она решает для промышленных предприятий?

— Чтобы объяснить суть нашей работы даже ребенку, я привожу аналогию с фонариком: обычная лампа светит во все стороны, но недалеко, а если собрать свет в узкий луч, как у фонарика, то он будет бить целенаправленно и намного дальше. Электромагнитные волны, например, в диапазоне Wi-Fi, ведут себя точно так же. По этому же принципу мы проектируем антенны. Наша ключевая разработка — создание направленного излучения. Мы концентрируем сигнал строго в нужном секторе, что позволяет значительно усилить его там, где необходимо, и практически полностью подавить во всех остальных направлениях.

На промышленных предприятиях это решает конкретную проблему помех и качества связи. В производственных цехах, на складах или в инфраструктуре «умного города» всегда много металлоконструкций и электронного оборудования, которые создают помехи и «эхо» сигнала. Наши антенны позволяют установить стабильную и чистую беспроводную связь именно между нужными точками — например, между управляющим центром и удаленным датчиком на краю цеха, не создавая при этом помех соседнему оборудованию.

Научная новизна нашей работы — в том, что добиваемся высокой направленности и низкого уровня паразитного излучения в малогабаритном устройстве. Проще говоря, заставляем антенну «светить» только туда, куда нужно, и делать это из компактного корпуса, что критически важно для современных промышленных установок.

На экспертном совете «Делового квартала» по премии «Человек года» вы упомянули, что антенны уже работают в экстремальных условиях Заполярья и Якутии. Как молодой компании (в недавнем прошлом — студенческому стартапу), удалось убедить таких требовательных промышленных заказчиков довериться решению?

— Это произошло во многом благодаря нашим людям и сложившейся рыночной ситуации. В команде есть специалист, который ранее работал на горно-обогатительных комбинатах и сохранил контакты в этой сфере. Когда к нему обратились бывшие коллеги с запросом на поставку антенн для суровых условий — как мы все помним, после 2022 года закупить подобное специализированное и дорогостоящее оборудование за рубежом стало крайне сложно — он предложил им не искать готовое решение, а разработать его с нуля у нас под их конкретные нужды.

Именно так мы и поступили. Заказчику требовалась антенна для решения типовых задач на карьере. У нас уже были необходимые наработки, что позволило всего за две недели создать рабочую модель, отправить тестовый образец и получить его на испытания в полевых условиях.

Наше решение не просто удовлетворило заказчика — в тестах оно показало себя лучше, чем аналогичные антенны зарубежных производителей. Ключевое преимущество заключается в нашей технологии: за счет сниженного уровня паразитного излучения мы концентрируем всю энергию в нужном направлении. Проще говоря, при одинаковой мощности сигнал нашей антенны оказывается сильнее и стабильнее в целевой зоне. Это и стало решающим аргументом.

Как происходит процесс: вы обеспечиваете доставку и установку или заказчик сам все монтирует? Возникают ли у них сложности с установкой?

— Доставку обеспечивают транспортные компании, так как речь всегда идет об удаленных объектах со сложным климатом. Что касается монтажа, мы работаем по классической вендорской модели: производим устройство и отправляем заказчику, а установку выполняют его собственные сотрудники. Мы не оказываем услуг по монтажу на месте.

Сложностей при этом не возникает. Антенна — это не ноу-хау, требующее особых навыков. По сути, это стандартный узел в существующей инфраструктуре связи. Наша задача — чтобы она легко интегрировалась в уже работающую систему и заменяла собой прежний элемент, как деталь конструктора. Заказчики (промышленные предприятия) имеют квалифицированный персонал и опыт работы с таким оборудованием. Кроме того, мы предоставляем понятные инструкции, а последовательность установки ничем не отличается от общепринятой.

Результат должен быть простым и предсказуемым: после замены узла ключевые характеристики — соотношение сигнал-шум и скорость передачи данных — должны вырасти. Этого мы и добиваемся.

Вы упомянули производство. Расскажите, как оно устроено и как контролируете себестоимость выпускаемой продукции?

— Контроль себестоимости для нас — вопрос насущный, но не простой. Поскольку мы производим все в России и на небольших объемах, наша продукция, по объективным причинам, дороже, чем готовые решения из Китая. Стоимость складывается из работы и закупки компонентов, которых не так много на российском рынке. Ожидаем, что при выходе на большие серии и благодаря локализации себестоимость удастся снизить. Пока же мы контролируем этот процесс самыми прямыми способами.

Производство полностью расположено в Новосибирске, на площадях бизнес-инкубатора Академпарка, резидентом которого мы являемся. Ключевой принцип — максимальное участие команды. Я как руководитель и мой коллега Андрей Колесников — оба аспиранты, специализирующиеся на антеннах, — лично участвуем в сборке и монтаже. Сами выполняем роль инженеров-монтажников высшей квалификации. Это позволяет не только строго контролировать качество на каждом этапе, но и минимизировать издержки, избегая найма сторонних специалистов. Все электронные компоненты мы также закупаем на российском рынке.

Грант в миллион рублей. Не кажется ли, что для таких проектов это немного? Хватило ли только гранта, и кто еще инвестировал?

— Вы правы, миллион рублей по меркам производства — сумма небольшая. Затраты, как правило, существенно выше. Однако этот грант от программы «Студенческий стартап» сыграл другую ключевую роль: он стал идеальным стартовым капиталом для легального запуска бизнеса. Этих средств было более чем достаточно, чтобы открыть юридическое лицо и на практике познакомиться со всеми аспектами коммерческой деятельности — от ведения документооборота до работы с заказчиками.

Что касается финансирования непосредственно производства дорогостоящих антенн, здесь мы используем модель работы по 100% предоплате от заказчика. После заключения договора, в котором четко прописаны сроки изготовления, мы получаем полную оплату и только затем запускаем весь технологический цикл. Таким образом, производственные затраты покрывает сам клиент.

Поэтому наша финансовая модель основана на двух источниках: начальный грант и собственные вложения команды были направлены на создание компании и разработку технологий, а текущее серийное производство обеспечивают контракты с промышленными заказчиками.

Были ли на пути компании серьезные барьеры? Что было самым трудным — государственные сложности, недоверие заказчиков или что-то другое? И как вы с этим справлялись?

— Самой большой трудностью для нас как для команды из академической среды оказался не технологический, а коммерческий аспект. Разработать антенну — понятная инженерная задача. Но как выйти на рынок, найти заказчика, выстроить с ним взаимодействие, понять целевую аудиторию и бизнес-модель — для нас это был настоящий вызов.

Ключевую помощь в этом оказали образовательные программы. В рамках гранта «Студенческий стартап» мы прошли акселерационную программу, сначала в НГТУ, а затем — в акселераторе «А:Старт» от Академпарка. Именно там нам подробно и системно объяснили основы бизнеса: от построения финансовой модели до ведения переговоров. Это было сложно, но бесценно.

Что касается государственных барьеров, то мы, напротив, столкнулись не с препонами, а с масштабной поддержкой. Погрузившись в экосистему малого инновационного бизнеса, мы увидели, насколько серьезную помощь оказывают разные институты. Технопарк, Новосибирский областной инновационный фонд, бесплатные акселерационные программы — все это создало среду, в которой можно развиваться. Без этой поддержки на первом же серьезном заказе мы, вероятно, не справились бы.

Отдельным этапом стали подготовка и победа на Сибирской венчурной ярмарке. Недели подготовки к ней подарили нам огромный багаж практических знаний по презентации проекта и привлечению инвестиций. Таким образом, главный барьер — переход из мира науки в мир бизнеса — мы преодолели с помощью образовательных программ и инфраструктуры поддержки, которая в Новосибирске работает очень эффективно.

Расскажите о планах на будущее. Будете ли расширяться, наращивать команду, совершенствовать продукт или, может, менять направление?

— Основной фокус наших планов — развитие коммерческой стороны бизнеса. Самый сложный и обязательный шаг для нас — налаживание системных продаж. Поэтому в первую очередь мы планируем расширить команду профессиональными менеджерами по продажам.

Что касается экспансии, то уже сейчас есть заинтересованные партнеры из стран СНГ, в первую очередь, из Казахстана. В области продукта кардинально менять направление не планируем. Наша задача — не распыляться, а дальше оттачивать и совершенствовать нашу ключевую разработку — направленные антенны — и укреплять свои позиции на рынке промышленных решений.

Почему в первую очередь Казахстан?

— Наш интерес к рынку Казахстана — инициатива снизу. С нами напрямую взаимодействует представитель из этой страны, который занимается смежной тематикой и обладает нужными контактами. У него уже есть знакомые потенциальные заказчики, заинтересованные в нашем продукте. Это конкретная возможность для выхода, которую и планируем использовать.

В более широкой перспективе наша стратегия — последовательное расширение продуктовой линейки. Сейчас у нас в портфеле пять-семь моделей антенн, тогда как у мировых лидеров, присутствующих на рынке десятилетиями, их — тысячи. Каждая промышленная задача — от связи на карьере до работы с датчиками — зачастую требует уникального антенного решения. Наша цель — методично закрывать эти потребности, создавая новые модели и совершенствуя существующие, чтобы стать полноценным поставщиком решений, а не просто производителем отдельных устройств.

Расширение на Казахстан, как и возможный выход на серийное производство, в перспективе потребует роста команды, в том числе штата монтажников. Но текущий приоритет — это все же разработка и насыщение линейки продуктов, чтобы полностью отвечать запросам рынка.

 

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.