«Коллективное наказание»: региональные власти и бизнес требуют отмены решения ЦБ

Решение ЦБ повысить коэффициент ОСАГО в Новосибирской области вдвое вызвало дебаты. Эксперты обсудили, справедливо ли перекладывать убытки от страхового мошенничества на добросовестных автовладельцев.
11 декабря в пресс-центре ТАСС в Новосибирске по инициативе Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) прошел круглый стол об экономических последствиях решения Центробанка. С 9 декабря для нескольких городов региона территориальный коэффициент при расчете стоимости полиса ОСАГО увеличен в два раза: для Новосибирска — с 1,56 до 3,12, для Бердска — с 1,24 до 2,48, для Искитима — с 1,16 до 2,32, для Куйбышева — с 1 до 2. Это значит, что для многих жителей, особенно начинающих водителей, страховка подорожает в разы.
В дискуссии участвовали генеральный директор компании «Люгрос» Алина Атланова, руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков, вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов (по видеосвязи), председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев (по видеосвязи), председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, вице-президент САО «РЕСО-Гарантия», директор филиала в Новосибирске Евгений Козлов, заведующий сектором противодействия страховому мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков, председатель правления СААП Алексей Лядусов, руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз и президент СААП Вячеслав Трунаев.

Если мы рассмотрим последний отчетный период, то увидим, что сумма страховых выплат, которая составила 9,3 миллиарда рублей, превысила сумму страховых премий, которая составила 6,7 миллиарда. То есть разница отрицательно составила 2,6 миллиарда рублей.
По данным ЦБ РФ, доля региона на российском рынке ОСАГО составила по сборам 2,05%, а по выплатам — 4,04%. Средняя страховая выплата в области достигла 159,5 тыс. руб., что на 50% выше среднего показателя по России.
Но ключевым аргументом представитель Банка России назвал не общие убытки, а конкретный индикатор системной проблемы — «индекс неоднократности убытков». Этот показатель в регионе, по его словам, превышает среднероссийский в четыре раза, что прямо указывает не на случайность, а на организованную деятельность. ЦБ видит своей задачей не наказание, а восстановление баланса.
Таким образом, повышение территориального коэффициента для этих территорий, входящих в Новосибирскую область, экономически обосновано, — подытожил эксперт.

А человеческий фактор-то где здесь присутствует? Речь идет о, по крайней мере, более миллиона жителей Новосибирской области, которые будут ущемлены. Даже не воспринимается на слух: пять лет мы про это знали, и только сегодня, когда увеличился коэффициент, начали говорить о проблеме, — поделился эксперт.
Валерий Ильенко не ограничился критикой. Спикер анонсировал конкретный политический шаг — подготовку законодательной инициативы на федеральном уровне, направленной на изменение принципа коллективной ответственности в подобных ситуациях.

Если в магазине совершена кража, это не повод повышать цены для всех покупателей. Получается, здесь — то же самое: мы переложили все затраты страховых компаний на плечи добросовестных автовладельцев, — провел аналогию Ашурков.
Эксперт также поделился еще одной мыслью, иллюстрирующей масштаб роста расходов для обычных автовладельцев: «Для водителя со стажем 1,5 года и автомобилем «Жигули» 12-й модели полис будет стоить 89 тысяч рублей».
Также Вячеслав Ашурков напрямую связал рост тарифов с бездействием силовых структур, указав на главный, по его мнению, парадокс ситуации: «Правоохранительная система не работает, мошенников не хватают за руку, почему не разбираются в причинах? То есть мы не боремся с причинами, а боремся со следствием и идем по самому легкому путь — просто переложили все затраты на плечи автовладельцев».

По сути, Центробанк объявил Новосибирск городом мошенников. Всех жителей города и области записал в жулики. Но, на мой взгляд, это неправильный подход. Нельзя перекладывать ответственность на добросовестных водителей. Принцип коллективной ответственности в страховании недопустим.
Эксперт сразу же перевел разговор из плоскости эмоций в плоскость конкретных бизнес-расходов. По его оценкам, для небольшой транспортной компании с парком в 10-12 грузовиков стоимость полиса на одну машину вырастет с 60-61 до 141 тыс. руб. Для всего парка это означает дополнительные расходы почти в миллион рублей, а для крупных игроков с сотнями автомобилей — десятки миллионов.
Вместо того чтобы оставаться в роли критиков, Вячеслав Трунаев от лица СААП предложил конкретный план действий, адресованный региональным властям:
Считаем, что решения Центробанка должны быть отменены. Просим губернатора обратить пристальное внимание на эту проблему. Также просим МВД изучить опыт работы Чечни, Дагестана, Якутии, Забайкальского края и других регионов, которым все-таки благодаря их совместной кропотливой работе удалось сократить масштабы мошенничества в сфере ОСАГО.
Эксперт также указал на очевидную, по его мнению, меру — усиление дорожно-патрульной службы, которая могла бы предотвращать «подставы».
Мы желали бы, чтобы наша доблестная ГИБДД расширила штат своих сотрудников, инспекторов дорожно-постовой службы. Благодаря этому случаи так называемых подставщиков, наверное, сократились бы кратно, — подытожил Вячеслав Трунаев.

Мы на это неоднократно обращали внимание как органов государственной власти, так и правоохранительных органов. К сожалению, работа, на наш взгляд, до недавнего времени проводилась не совсем целенаправленно, сфокусировано и активно, что, по сути, привело к текущему состоянию дел, — констатировал Сергей Мороз.

Евгений Козлов также добавил критически важный процессуальный нюанс — дилемму, вызванную жесткими регуляторными сроками выплат, которые не оставляют времени на досудебное расследование:
Мы обязаны в 20-дневный срок произвести выплату. Представьте: мы выплатили, но видим признаки мошенничества. Начинаем хождение по правоохранительным органам, а деньги уже ушли. Если срок нарушим, на 21-й день — предписание от ЦБ. На 30-й — отзыв лицензии или приостановка.
Эксперт также раскрыл масштабы проблемы, сославшись на данные страховых компаний, и сообщил о создании межведомственной рабочей группы при прокуратуре:
Сегодня цифра прозвучала уже в 2,5 миллиарда — компании взяли на себя эти убытки. Мы их не распределяли среди автовладельцев, а взяли все на себя. Но ситуация так долго продолжаться не может.

Совершенно очевидно, что есть конкретные ведомства и должностные лица, которые свою работу не выполнили. Но почему сейчас платить за это должны я, миллион автовладельцев и сотни перевозчиков?

Мы долго разговариваем по поводу автоподставщиков. Почему-то никто не затронул тему дорожной сети — отсутствие разметки, ямы.
По мнению спикера, сегодня продукт ОСАГО переживает кризис своей сути, перестав выполнять изначальную функцию полноценной финансовой защиты автовладельцев. Алексей Лядусов указал на парадокс, при котором страховые выплаты стали символическими, а стоимость полиса продолжает расти, что ставит под вопрос саму целесообразность обязательного страхования для добросовестных водителей.

В финале круглого стола спикерам так и не удалось прийти к консенсусу. Стороны разошлись с четким пониманием своих позиций, но без видения общего пути. Единственным конкретным итогом стало создание межведомственной рабочей группы при прокуратуре области. Президент СААП Вячеслав Трунаев и депутат Валерий Ильенко заявили о намерении добиваться отмены решения ЦБ на федеральном уровне. Однако, как показала дискуссия, пока все участники процесса — регулятор, страховщики, бизнес и граждане — остаются в плену у цифр, которые сами по себе не могут указать выход из кризиса.









