АКОРТ: Социально значимые продукты в ноябре подешевели на 7%

Такие данные по итогам ноябрьского мониторинга привел аналитический центр Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ).
Минимальные цены на социально значимые продовольственные товары в торговых сетях в ноябре 2025 г. снизились, по подсчетам аналитиков, на 7% по сравнению с ноябрем прошлого года.
В число социально значимых продуктов, цены на которые исследует аналитический центр АКОРТ, включены товары «первой цены» в 24 социально значимых продовольственных категориях согласно постановлению Правительства РФ от 15 июля 2010 г. №530: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), тушка бройлера, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Дополнительно, в качестве 25-й категории, анализируется ценовая динамика на свеклу. В анализ АКОРТ входят данные торговых сетей «Магнит», «Окей», «Лента», Metro, «Глобус», «Мария-Ра», «Ашан», «Азбука вкуса», «Дикси», X5.
Сильнее всего за год подешевели рис (-38%) и овощи борщевого набора (-24%). Минимальные цены на белокочанную капусту упали на 30%, самый доступный картофель — на 28%, лук — на 21%, свеклу — на 21%, морковь — на 15%. Помимо овощей наиболее заметное годовое снижение цен в ноябре отмечено на сливочное масло (-17%), соль (-19%), сахар-песок (-14%), куриные яйца (-14%) и говядину (-13,5%). Также подешевели пшеничная мука (-12%), баранина (-6,8%), вермишель (-8%) и пшено (-1,4%).
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые товары «первой цены» в ноябре составила 3%, снизившись на 1% к октябрю и на 2,4% за год.
По сравнению с октябрем-2025 в ноябре социально значимая корзина подешевела на 1% — за месяц снизились цены на 13 из 25 категорий продуктов. Заметнее всего упали в цене морковь (-13%), молоко (-6%), рис (-4%), пшено (-4%), пшеничная мука (-3%), сливочное масло (-2%), сахар-песок (-2%), баранина (-2%), черный чай (-1%) и вермишель (-1%). В пределах 1% за месяц подешевели подсолнечное масло, гречневая крупа и мороженая рыба.
В ноябре к октябрю отмечен рост цен в пределах 1% на говядину, свеклу, свинину, соль, ржаной и ржано-пшеничный хлеб. Продолжилось сезонное подорожание овощей и фруктов: картофель вырос в цене на 7%, лук — на 4%, капуста — на 3%. При этом темпы сезонного ежемесячного роста цен в ноябре оказались гораздо ниже, чем год назад: в ноябре-2024 картофель подорожал за месяц на 19%, лук — на 16%, капуста — на 12%.
По ценам ниже закупочных — с отрицательной наценкой — в ноябре продавались товары «первой цены» в 5 из 25 социальных категорий: морковь (-10%), капуста (-9%), рис (-2%), куриные яйца (-1%) и тушка цыпленка-бройлера (-1%).
Благоприятное влияние на динамику ноябрьских цен оказали хороший урожай овощей борщевого набора, высокие запасы риса, развитие производства мяса и куриного яйца и общая политика ответственного ценообразования со стороны ритейлеров. В торговых сетях продолжилось снижение наценки на товары первой необходимости, а по ряду категорий сети работают с отрицательной маржой. Снижение цен на продукты первой необходимости на 7% демонстрирует стабильность продовольственного рынка и обеспечивает доступность продуктов для всех категорий населения, — прокомментировал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.











