7 бизнес-трендов от Аркадия Цукера и бизнес-стратегии от Татьяны Толстой
«Однако для выздоровления традиционные и привычные лекарства подойдут вряд ли — важно помнить, что есть целая масса других средств от гриппа», — Аркадий Цукер об оздоровлении бизнеса.
Сегодня бизнес находится на специфическом этапе своего развития: пережив кризис, он приспосабливается к меняющимся условиям и активно ищет новые пути оптимизации имеющихся ресурсов. Генеральный директор Центра Стратегического Консалтинга и тренер-консультант по стратегическому маркетингу Аркадий Цукер рассказал о 7 ключевых трендах бизнес-развития в ближайшие 10 лет, а управляющий партнер компании «Амплуа» Татьяна Толстая поделилась своим опытом правильного подхода к организации бизнес-стратегии.
«Всё в нашей голове. Нужно осознать не то, что сегодня кризис, а то, что пора искать новую модель развития».
В рамках III Сибирского предпринимательского форума «Традиции и новые вызовы» Аркадий Цукер рассказал о ближайших трендах в развитии бизнеса, используя довольно нестандартный подход: в основу анализа будущих сценариев он положил ресторанные тренды, которые четко дают понять, в каком направлении будет развиваться бизнес в целом. По мнению спикера, на сегодняшний день рынок не находится в кризисном состоянии — сейчас наблюдается завершение так называемого жизненного цикла, а значит, самое время выявить признаки принципиально новой модели развития в том или ином сегменте рынка и начать в него инвестировать. Во время кризиса задача предпринимателей совершенно иная — «скомпоноваться и ждать, когда тебя поневоле вынесет, куда надо».
Сегодня на ресторанном рынке наблюдается 7 ключевых трендов:
1) Кухня регионов
Аркадий Цукер убежден: сегодня в развитии преобладает ставка на региональный акцент, поэтому не удивительно, что кухня регионов (Бурятская, Алтайская, Тувинская, Дагестанская) бьет все рекорды по выручке. Ключевые компетенции больше не нужно искать на Западе — все инвестиции устремляются в регионы, там же находятся и их источники.
2) Копчение
«Главная фишка ресторанов сегодня — “Мы коптим всё! У нас есть собственная коптильня”», — уверяет спикер. Известно, что процесс копчения предполагает удаление влаги, т.е. всего лишнего из продукта: на общем рынке эта тенденция перетекает в оптимизацию всех структур бизнес-предприятий, которые, по мнению Аркадия Цукера, вступают в «эпоху тотальной маржинальности». Если раньше бизнесмен мог позволить себе офис с огромными кабинетами и служебные машины, то сегодня торговая наценка в 12-13 % радикально перестраивает все способы ведения бизнеса: в итоге выживать будут либо малые фирмы, которым достаточно установленного на сегодня уровня маржи, либо компании-гиганты с доходами от 1 млрд рублей — средние предприятия, по словам спикера, «будут выкапчиваться».
3) Кофейни новой волны
Сегодня они сумели совместить варку и продажу кофе с культурой ночных клубов с их безграничными возможностями для общения. Спикер уверяет: дело вовсе не в кофе, скорости или качестве его подачи — пространство кофейни создает сообщество дружбы и релаксации. Бизнес стремительно использует этот пример: возникает новый тип клиентоориентированности — компании переходят от сервиса действия к сервису общения, заботясь в первую очередь о модерации коммуникаций клиента в сфере его бизнеса.
4) Кофе с собой
Сейчас наблюдается активный рост сегмента «to go»: с собой можно брать уже не только кофе, но и супы, полноценные обеды, выпечку и т.д. Для бизнес-среды это значит, что растет рынок товаров и услуг, повышающих мобильность человека:
«Мы привыкли, что рынок товаров и услуг предлагает в первую очередь стабильность. Сегодня ситуация в корне изменилась: рынок аренды машин превысил рынок их покупки. Ощущение собственной мобильности, подвижности и независимости приносит клиенту невероятные положительные эмоции», — отмечает спикер.
5) Универсальные фудмаркеты и специализированные рестораны
С одной стороны, супермаркеты предлагают широкий ассортимент товаров и приготовленную на собственной кухне продукцию, а с другой – в ресторанной сфере происходит узкая специализация на меню с определенными видами блюд. По мнению Аркадия Цукера, это демонстрирует рост экспертной составляющей и качества и рождает новую соответствующую тенденцию в мире бизнеса в целом: свое развитие получат как универсальные компании, так и экспертные узкоспециализированные студии.
6) Интеграция с цифровыми сервисами
Точно так же, как в ресторанах сегодня появляются электронные меню и возможность доставки одним нажатием клавиши, соединяется очное общение с упрощенными оффлайн-моделями коммуникации и в бизнесе.
7) Школы юных кулинаров
Здесь наблюдается тенденция роста интереса к образованию вообще. По мнению выступающего, любой бизнес, прямо или косвенно, должен заниматься обучением потребителя:
«Мы не рассказываем, почему наш товар лучше — мы говорим, почему, покупая его, клиент будет умнее».
По мнению Аркадия Цукера, эти тренды, конечно, будут иметь разную иерархию и силу в том или ином конкретном сегменте. Но, так или иначе, они общи для всех видов бизнеса — это те направления, по которым нужно двигаться любой компании, будь то производство или сфера услуг. Сегодня спикер наблюдает две тенденции у предпринимателей: это оцепенение и попытка доказать себе, что сейчас кризис, и нужно подождать. Однако для выздоровления традиционные и привычные лекарства подойдут вряд ли — важно помнить, что есть целая масса других средств от гриппа. К примеру, побеждают не те компании, которые переводят свой бизнес полностью в интернет-пространство, а те, кто находит четкий баланс между оффлайн- и онлайн продажами.
«Если Лао-Цзы сказал: «Всё в твоих руках», то мне бы хотелось выразиться так: «Всё в нашей голове». Нужно осознать не то, что сегодня кризис, а то, что пора искать новую модель развития», — заключил Аркадий Цукер.
«Как минимум на 50 % можно вырастить обороты своей компании только за счет внутренних ресурсов».
Своё выступление Наталья Толстая назвала «Мои грабли» и рассказала о том, как личный опыт помог ей сформировать несколько важных жизненных правил, способствующих успешному развитию бизнеса.
Сегодня многие бизнесмены стремятся к партнерству, однако, по мнению спикера, большая ошибка предпринимателя — «становиться партнером из страха, что сам не справишься». Партнерство в первую очередь должно соединять разных людей, но с общими ценностями — это позволит создать нужную синергию для успешного развития бизнес-проекта. Менее обязывающая модель партнерства будет более правильной.
Другая важная задача предпринимателя — расчистить себе дорогу. И здесь ключевым становится осознание главного приоритета: «Часто может оказаться (особенно для женщин), что это и не бизнес вовсе, — комментирует Наталья Толстая, — В моем случае большую роль сыграла семья, которая дала мне возможность сделать огромный прорыв в работе и в ее восприятии вообще. Я начала по-другому думать и работать гораздо эффективнее. Семья только дает силы для бизнеса».
Кроме того, крайне важно максимально оптимизировать внутренний потенциал компании, что зачастую позволяет не привлекать внешние ресурсы вообще. Спикер убеждена:
«Основная компетенция любого предпринимателя — всегда искать и постоянно генерировать новые и смелые идеи». Здесь, конечно, большую роль играет оптимизация потенциала команды, которая должна стремиться к тому, чтобы выйти на наиболее качественный уровень развития. Более трудная задача — держаться выбранного курса развития и уметь вовремя сворачивать, когда наблюдается явное отхождение от сфокусированной цели: для бизнесмена важно найти подход к коллегам, которые этому пути сопротивляются. По мнению Натальи Толстой, очень важно, чтобы команда отчетливо понимала, что выбранная линия развития правильна и логична для всех. В итоге «на 50, а то и 100 % можно вырастить обороты своей компании только за счет внутренних ресурсов».
Можно смело утверждать, что нельзя сводить эффективную работу того или иного предприятия только лишь к внешним факторам экономики, пусть и не самым лояльным и оптимистичным на сегодняшний день, — одним из ключевых условий грамотного развития бизнеса становится оптимизация внутренних ресурсов компании и правильно выработанная концепция руководителя. Их баланс с внешними наиболее предпочтительными моделями бизнес-развития сделает работу более эффективной и даст любой компании целый арсенал новых возможностей.
Автор: Ольга Данилова