Александр Глухов: «Ничто и никто не ограничивает адвоката в выборе стратегии»
Адвокат Московской коллегии адвокатов «МАГНЕТАР» Александр Глухов поделился с DK.RU полезным для специалистов судебной сферы опытом защиты по уголовным делам на первоначальном этапе расследования.
При установлении определенных процессуальных нарушений и ошибок, допущенных представителями следственных органов, а также использовании различных тактических методов защиты доверителей необходимо разграничить наиболее типичные правовые ситуации по уголовным делам и процессуальные механизмы защиты. Вместе с тем, можно выделить рекомендации относительно того, как, когда и в каком виде давать показания подозреваемому и обвиняемому по уголовному делу на первоначальном этапе расследования и какие именно советы и рекомендации должен при этом давать защитник.
Стратегия и тактика адвоката по уголовному делу
Ничто и никто не ограничивает адвоката в выборе стратегии и тактики в работе над уголовным делом. При этом иногда адвокат, участвуя в уголовном судопроизводстве, занимает пассивную роль ведомого и отдает следователю главную роль на досудебной стадии судопроизводства.
Пассивность можно оправдать, когда это часть тактики защиты. Она предполагает уклонение от прямого столкновения с процессуальными оппонентами, отход в сторону и выбор выжидательной позиции.
Но такой тактический прием может быть эффективен лишь когда следствию трудно собрать доказательства виновности подзащитного. Чаще всего адвокат должен совершать активные действия, направленные на всестороннюю защиту своего доверителя.
Действия, которые необходимо сделать на первом свидании с доверителем
Конфиденциальность. Право на свидание с адвокатом наедине и конфиденциально закреплено не только в российском законодательстве, но и в нормах международного права. Если адвокату не предоставлена возможность конфиденциального свидания с подзащитным, адвокат не только вправе, но теперь обязан принять меры к тому, чтобы данное нарушение со стороны дознавателя, следователя либо суда было зафиксировано в протоколе следственного действия либо в протоколе судебного заседания. Это необходимо, чтобы впоследствии обжаловать действия дознавателя либо следователя в порядке ст.ст. 123–125 УПК РФ.
Задержанный по подозрению в совершении преступления, как правило, в этот момент испытывает стресс и в значительной мере утрачивает возможность контролировать свои действия и поступки.
Задача адвоката в данной ситуации — успокоить подзащитного, разъяснить ему его права, в том числе и право на защиту от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов.
При этом адвокат не должен представлять подзащитному его положение в приукрашенном свете, и, одновременно с этим, не должен его запугивать тяжестью инкриминируемого ему преступления. Лучше всего, если адвокат разъяснит вероятный исход дела, ссылаясь на сложившуюся судебную практику.
Получение согласия на оказание юридической помощи
На первом свидании адвокат должен получить согласие лица на оказание ему юридической помощи по соглашению, заключенному с иным лицом. Адвокат должен выяснить отношение потенциального подзащитного к возможности его защиты на основании соглашения, заключенного с иными лицами, действующими в интересах этого лица, например, родственниками. Если подзащитный не возражает против того, что соглашение заключили иные лица, то согласие на участие адвоката в качестве защитника нужно оформить в письменном виде. Это согласие нужно предоставить дознавателю или следователю либо суду, если адвокат вступил в дело на стадии судебного разбирательства.
Если лицо отказывается от защитника, соглашение с которым заключил не он сам, а иные лица, адвокат не вправе приступить к защите.
Выяснение обстоятельства задержания
Адвокат обязан на первой встрече выяснить у лица обстоятельства задержания и уточнить, проводился ли допрос в отсутствие адвоката, применялись ли незаконные методы при проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий.
Адвокат должен выяснить, допрашивал ли подзащитного следователь. Часто задержанные путают следователя и оперативного работника, а данные ими объяснения с допросом. Если подзащитный сообщает о том, что его допросили, адвокат должен выяснить, кто его допрашивал, какие вопросы ему задавали, кто присутствовал при допросе и присутствовал ли при этом другой адвокат. Если адвоката при проведении допроса не было, подзащитному необходимо разъяснить правило, закрепленное в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК о том, что показания, данные в отсутствие адвоката и не подтвержденные в суде, являются недопустимыми.
Адвокат также должен выяснить, не применяли ли правоохранители незаконные методы к подзащитному. Следственный комитет, прокуратура и суды как правило признают применение силы при задержании законным. Иное дело, когда насилие, как физическое, так и психическое, к человеку применили уже после задержания, в процессе производства с подзащитным оперативно-розыскных либо следственных действий. Если подзащитный пожаловался на применение к нему незаконных методов воздействия, адвокат должен незамедлительно сообщить в службу собственной безопасности о произошедшем.
Если на теле подзащитного имеются телесные повреждения, адвокат должен предпринять все меры для их фиксации: вызвать медицинских работников и настаивать на оказании медицинской помощи.
Консультации и разъяснение прав подзащитному
Адвокат консультирует подзащитного и разъясняет ему процессуальные права и обязанности, применяемые по делу нормы материального и процессуального права. Разъяснение норм материального и процессуального права заключается в том, чтобы подзащитный не был безучастным наблюдателем по расследуемому в отношении него уголовному делу.
Адвокату нужно, чтобы его доверитель знал: по какой статье УК РФ он привлекается к уголовной ответственности и пределы наказания по ней; на какой стадии уголовного судопроизводства находится расследование по его уголовному делу; чем завершается та или иная стадия уголовного судопроизводства и какая будет следующая стадия; какие следственные или процессуальные действия проводятся на каждой стадии.
Разъяснять указанные выше вопросы нужно не столько в целях правового просвещения подзащитного. Это нужно для постоянного (совместно с подзащитным) контроля за выработанной позицией защиты, правильного планирования тактики защиты.
Выяснение отношения доверителя к предъявленному обвинению
Чтобы сформировать позицию по делу, в первой беседе адвокат должен выяснить отношение подзащитного к возникшему подозрению его причастности к преступлению.
Если подзащитный признает себя виновным, адвокату нужно выяснить причину, по которой он пришел к такому выводу.
Зачастую бывает, что подзащитный признает себя виновным в полном объеме возникшего подозрения, желая как можно скорее обрести свободу. В стрессовой ситуации он готов писать явку с повинной и заявление о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в совершении любых преступлений, к которым он не имеет ни малейшего отношения. Также имеют место быть ситуации, когда подзащитный не причастен к совершению преступления, но по тем или иным причинам сознательно признает себя виновным в совершенном преступлении.
Разъяснение последствий признания вины
Если подзащитный признает вину, то защитнику нужно разъяснить ему правовые последствия такого признания, а также убедиться, что признание вины он совершил добровольно и не оговорил себя. Необходимо учитывать тот факт, что признать вину подзащитный может в надежде, что ему изменят меру пресечения, он выйдет из мест содержания под стражей.
С другой стороны, как показывает сложившаяся практика, признание вины расхолаживает следствие, и оно фактически перестает расследовать уголовное дело, собирает только доказательства, которые подтверждают признательные показания подозреваемого (обвиняемого). Суды, если обвиняемый признает вину, формально подходят к проверке доказательств по делу. Как итог, в таких делах в ходе, как правило, судебного разбирательства, наблюдается больше всего следственных ошибок, в том числе и нарушающих право на защиту.
Если подзащитный признает вину, адвокат вряд ли может точно проверить, что это не самооговор, особенно на первоначальном этапе расследования. Защитник может не согласиться с позицией подзащитного и оспаривать его виновность в преступлении, однако его позиция не будет иметь значения для дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Не следует навязывать свое мнение доверителю, а необходимо предлагать различные варианты, разъясняя их правовые и фактически последствия.
Ни один адвокат, давая рекомендации относительно того, какой позиции следует придерживаться, не может предусмотреть все моменты индивидуального человеческого поведения.
В этой связи целесообразно предоставлять доверителю выбор того, какой вариант защитной позиции по делу избрать, а также последствия того или иного выбора.
Таким образом, адвокат не должен заниматься навязыванием показаний своему доверителю, тем более ложных показаний. Задача адвоката — предложить доверителю максимально возможное количество вариантов защиты, направленных на облегчение его положения. В дальнейшем, когда доверителем выбран и согласован один из вариантов защитной позиции, задачей адвоката является отстаивание данного варианта, за одним исключением, связанным с мнением адвоката о самооговоре со стороны доверителя.
Подготовка письменных первоначальных показаний
Тем самым, адвокат одновременно решает сразу несколько задач:
- изложение показаний в том виде, как это выгодно доверителю;
- подготовка текста показаний в спокойной обстановке за пределами кабинета следователя;
- производство допроса более комфортным с психологической точки зрения для доверителя, которые уже обсудил с защитником возможно последующие от следователя вопросы по данным показаниям.
В завершении хотелось бы отметить, что все вышеприведенные советы и рекомендации носят общий характер, а конкретную позицию подзащитного возможно обсуждать лишь исходя из обстоятельств каждого конкретного уголовного дела, поскольку вопросы стратегии и тактики защиты адвокат разрешает самостоятельно.