Алексей Антипин: «Долговой рынок стал доступен для компаний среднего бизнеса»

За минувшие три недели сразу несколько крупных событий обратили на себя внимание общественности размещением облигаций. Эксперты долгового рынка объяснили, почему эти новости — хороший сигнал.

Доступ разрешен: средний бизнес выходит на биржу

Недавно размещение облигаций компанией «Грузовичкоф» стало первым в своем роде в рамках программы биржевых облигаций без предоставления проспекта ценных бумаг. Тем же примечательна и регистрация облигационной программы от местной сети «Дядя Дёнер».

Эксперты долгового рынка объяснили, почему эти новости — хороший сигнал для других компаний среднего бизнеса, и чем данные компании привлекательны для инвесторов.

Один шаг для биржи важный шаг для всего среднего бизнеса

По мнению аналитиков «Юнисервис Капитал», выход сразу двух популярных, но сравнительно небольших компаний на биржу подтверждает эффективность предпринятых еще в прошлом году регулятором мер. Возможность регистрации биржевых облигаций без выпуска проспекта открывает долговой рынок заново, упрощая доступ среднего бизнеса к источнику привлечения средств и предоставляя любому физическому лицу возможность инвестировать в растущий бизнес, небольшие компании, получая высокий доход.

Это компании, товарами и услугами которых мы пользуемся каждый день: они перевозят нас и наши вещи, заправляют наши автомобили, производят продукты питания. Чьи-то бренды хорошо известны, чьи-то — еще нет. Но результаты их работы видны. Эти компании хотят развиваться и готовы дать возможность тем, кто в них поверит, получать хорошую прибыль.  

Если говорить кратко, то в результате либерализации со стороны государства и регуляторов, долговой рынок стал доступен для компаний среднего бизнеса. Теперь любой его представитель, при наличии стратегии развития и с помощью профессионального организатора, может зарегистрировать свой выпуск биржевых облигаций. С другой стороны, любое физическое лицо без особых проволочек может открыть брокерский счет и приобрести облигации понравившейся компании, получая доход, не облагаемый налогом. Это фактически приравнивает облигации к депозитам — по простоте и доступности. Конечно, с оговоркой, что риск для инвесторов в случае с облигациями значительно выше, чем с депозитами, прокомментировал эксперт долгового рынка, директор компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин.

Как попасть на публичный долговой рынок

Не все так просто, предупреждают эксперты. Процедура регистрации стала дешевле и быстрее, но не отменилась совсем. Чтобы получить возможность привлекать инвестиции с помощью облигаций, компаниям необходимо становиться более открытыми: раскрывать свою отчетность, делать максимально прозрачной свою структуру.  Это вовсе не подразумевает раскрытие какой-либо «коммерческой тайны» или «ноу хау», это подразумевает соответствие деятельности компании законодательству и правилам ведения честного бизнеса.

Подготовка к размещению облигаций без регистрации проспекта занимает в среднем от 2 до 4 месяцев и невозможна без услуг профессиональных участников рынка (организатора и андеррайтера, представителя владельца облигаций). В силу того, что ранее облигации как инструмент использовались только крупными игроками, выбор потенциальных партнеров для среднего бизнеса пока невелик.

А дальше что?

Пройти процедуру регистрации и разместить свои облигации еще не значит их продать. Безусловно, такие облигации с точки зрения дохода интересны для инвесторов: ставки в среднем в два раза выше, чем по депозиту — до 20% годовых, при этом купонный доход не облагается НДФЛ, как и при депозите. Однако и риски выше. Поэтому чтобы получить инвестиции, компаниям необходимо стать привлекательными в глазах инвесторов, донести до них идею своего бизнеса, показать стратегию его развития, подкрепив это достоверными и понятными данными. Услуги по сопровождению размещения облигационного займа и дальнейшей информационной поддержке также становятся востребованными рынком.

Наша компания пока только проходит процедуру регистрации биржевого займа. Однако опыт реализации публичных долговых программ у нас уже есть — три года назад мы успешно реализовали вексельную программу. Инвестиционный меморандум, раздел «инвесторам» на сайте позволили нам привлечь более 50 млн рублей на развитие сети, — рассказал основатель компании «Дядя Дёнер» Антон Лыков.   

По мнению аналитиков, с открытием доступа к бирже для среднего бизнеса будет формироваться целая сфера услуг, которая ранее не была востребована. Как это часто и бывает, есть на этом рынке первопроходцы — те, кто уже давно увидел перспективы реализации долговых программ для МСБ и привлечение средств от частных инвесторов. Будут и другие организаторы, которые уже начинают обращать внимание на этот сегмент с высокой доходностью.  

Привлекательный риск

Главный фактор привлекательности таких облигаций для инвесторов заключается в высокой доходности, считают эксперты. Средний бизнес, который пока только осваивает новый для себя инструмент, понимает, что в отсутствии репутации привлекать средства можно только с помощью достаточно высоких ставок. Таким образом, формируется новый сегмент, так называемый «третий эшелон» облигаций, где выпуски не превышают 300 млн рублей, а средняя доходность почти в два раза выше ставок по облигациям крупнейших компаний страны. По данным аналитиков, средняя ставка по облигациям третьего эшелона составила в 1 квартале 2018 года 13,7%, тогда как на низкорисковых ценных бумагах первого эшелона можно заработать в среднем 7,5% годовых. Разумеется, выше в этом сегменте и риск дефолта, поэтому многие эксперты пока весьма настороженно относятся к третьему эшелону.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.