Алексей Ноздрин: «Игроки телеком-рынка участвуют в гонке вооружений»
Бывший топ-менеджер Tele2, уехавший на работу из Новосибирска в Казахстан, вернулся в Сибирь и возглавил другую телеком-структуру. Решения об уходе и возвращении несколько удивили рынок.
Директор макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК рассказал, как развивался в Новосибирске рынок телекоммуникаций в 90-е, когда он начал «догонять весь мир», каковы были потребности пользователей тогда, как они изменились сегодня, и возможны ли новые технологические прорывы, или рынок будет оттачивать имеющиеся технологии.
Бывший топ-менеджер Tele2, уехавший на работу из Новосибирска в Казахстан, вернулся в Сибирь и возглавил другую телеком-структуру в регионе – компанию ТТК в Западной Сибири. Решения об уходе и возвращении оказались стремительными и несколько удивили рынок. За свою карьеру Алексей Ноздрин успел поработать в компаниях разных регионов, но основным пристанищем всегда оказывался Новосибирск. Что влияло на важные решения в его жизни, и как он выбрал телеком своей дорогой – в интервью «ДК».
Почему вы решили посвятить свою жизнь телекоммуникациям?
– Это семейная традиция: мои родители посвятили свою жизнь телекоммуникациям. Когда я приходил на работу к матери, которая работала инженером по обслуживанию АТС, мне давали простые задания, и я их с удовольствием выполнял.
На самом деле я всегда понимал, что телекоммуникации – это прекрасная и востребованная сфера, дающая самые невероятные возможности для самореализации. Мне посчастливилось получить образование в СибГУТИ. В период обучения в рамках программы по студенческому обмену мы ездили в Германию, эта страна также оказала на мой выбор большое влияние. В середине 90-х немцы переживали настоящий бум развития ISDN, интернет-доступа и мобильной связи. Конечно, наблюдая за тем, как телеком развит за рубежом, я очень хотел, чтобы также было и у нас в стране. По большому счету, мои мечты сбылись. А в сферу я пришел в 1990-е гг., когда мы очень активно начали догонять весь мир.
Как на протяжении вашего карьерного пути менялся рынок телекоммуникаций, потребности пользователей, технологии? Как сказывались разные витки кризиса на нем?
– На мой взгляд, не только отрасль с точки зрения технологии и развития проделала определенный путь, но и потребности клиентов значительно эволюционировали. Мы должны были соответствовать времени. В1990-х, как правило, 90% пользователей ограничивались лишь телефонной связью. Интернет или, например, многоканальная телефония, настройка переадресации вызовов – тогда это считалось очень
сложной услугой. Конечно, сейчас этот этап давно пройден.
Раньше любой рынок формировался под влиянием потребительского спроса, сейчас эта тенденция в корне сломана, и технологии информатизации значительно опережают эти потребности. Наоборот, такие игроки телеком-рынка, как операторы и в особенности провайдеры контента, участвуют в гонке вооружений по предоставлению новых возможностей. Они «учат» рынок и клиента ими пользоваться. Со временем новый сервис становится обыденным, и рынок переходит к следующему этапу.
Можно обозначить несколько эпох: тотальная цифровизация, впоследствии – интернетизация, проникновение мобильной связи и замещение ее проводной,виртуализация и разработка интеллектуальных сервисов на базе всевозможных приложений и программно-аппаратных комплексов, которые вывели эти услуги на совершенно другой по качеству уровень.
Что заставило вас вернуться в Новосибирск после перехода на работу в Tele2 Казахстан?
– Мой подход к жизни заключается в том, чтобы ни в коем случае не останавливаться и уметь принять вызов судьбы, даже если внешне все хорошо. Это заставило меня поехать в Казахстан, и, пожалуй, нечто подобное заставило и вернуться.
Безусловно, это был не первый мой опыт работы вне Новосибирска. Понятно, что реальность и наши ожидания порой не совпадают, в таком случае необходимо признать этот факт. Единственное, что можно сделать в подобной ситуации, – это принять правильное решение. Я считаю, что возвращение в Новосибирск и переход в ТТК стали тем самым решением.
Расскажите об особенностях рынка телекоммуникаций в Западной Сибири по сравнению с Казахстаном. Какие различия вы заметили между рынками Новосибирска и Томска?
– В Казахстане совсем другой рынок. Многие отличия продиктованы ментальной особенностью народов. Кроме того, это другое законодательство, иная конкурентная среда. К тому же доминанта «Казахтелекома» как государственного и традиционного оператора связи, по моим наблюдениям, несколько выше в Казахстане, чем у «Ростелекома» в России.
С одной стороны, в Казахстане гораздо меньшее проникновение проводного стационарного интернета. Но масштабы потребления мобильного интернета и трафик оказались значительно выше, при этом стоимость услуг – ниже. Я какое-то время называл Казахстан страной победившего мобильного интернета.
Мне удалось поучаствовать в консолидации компаний «Алтел» и Tele2 в Казахстане, эта сделка привела к тому, что уровень конкурентного давления на этом рынке несколько снизился. Сейчас там остались только три мобильных оператора, в отличие от «большой четверки» в России.
Рынок Томска, конечно, тоже отличается от новосибирского. Как ни странно, если говорить о проводных решениях, об интернете, то томский рынок еще более конкурентный. Это продиктовано обилием местных компаний, которые выросли за счет активного развития интернет-технологий. Кроме того, поскольку Томск – город небольшой, значимость рекомендаций знакомых очень важна для абонентов, поэтому нужно понравиться рынку и ни в коем случае его не подводить.
Каким вы видите развитие отрасли в будущем?
– Сейчас время фундаментальных изменений бизнес-процессов и взаимодействия партнеров через интернет с использованием всевозможных приложений. На данный момент клиентам однозначно необходим комплекс услуг, включающий в себя интернет, телевидение, телефонию, а также сервис «умный дом». То есть взаимодействие с разными видами устройств, начиная от автомобиля и заканчивая собственным утюгом, по каналам связи становится нормой.
Вообще, надо быть хорошим футурологом, чтобы правильно продиагностировать дальнейшее развитие телекома. На мой взгляд, до сих пор это мало кому удавалось с требуемой степенью достоверности. Не сомневаюсь, что будущее нашей отрасли прекрасно. Тем не менее, операторам надо пересматривать стратегию своего поведения на рынке примерно один или два раза в год. Зачастую происходит нечто, что в корне меняет твой стройный план.
Мы всегда находились в ожидании какой-то новой технологии, которая будет отрицать то, что мы имеем сегодня, и, скорее рано, нежели поздно, это случалось. Речь не только о телекоммуникационных решениях. Большинство технологий работы с пользователями, которые были актуальны еще два-три года назад, сейчас устарели – рынок мыслит совершенно иначе. Надо постоянно смотреть в будущее и неплохо прогнозировать его, чтобы быть актуальным сегодня.
Досье:
Родился 15 февраля 1977 г.в Новосибирске
В 1999 окончил Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.
В июне 2001 г. стал начальником отдела маркетинга ОАО «Электросвязь» Новосибирской области.
В 2001-2008гг. работал ОАО «Сибирьтелеком», занимая должности от начальника отдела маркетинга до заместителя директора филиала по коммерческим вопросам в новосибирском филиале.
В 2008-2016 гг. работал в компании Tele2 на должностях регионального управляющего директора Tele2 Томск, главы макрорегиона «Сибирь» Tele2 Россия и коммерческого директора Tele2 Казахстан.
С февраля 2017 г. назначен директором макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК.
*Текст написан специально для эксклюзивного апрельского выпуска ДК к форуму «Будущее города. Бизнес-ринг».