Андрей Алексеев*: Построит аквапарки

До марта 2007 г. Андрей Алексеев* и банкир Игорь Ким (МДМ Банк) были равными владельцами компании «Фуд-Мастер» и строящегося в то время комплекса «Большая Медведица». После раздела бизнеса «Фуд-Мас

Владелец ТВК «Большая Медведица» Андрей Алексеев* известен и как создатель одной из крупнейших сетей общепита в Новосибирске — «Фуд-Мастер». В интервью «ДК» предприниматель рассказал, что помешало ему построить российскую сеть супермаркетов одежды и о новом проекте, захватившем его мысли, — строительстве аквацентров.

построит аквапарки

До марта 2007 г. Андрей Алексеев* и банкир Игорь Ким (МДМ Банк) были равными владельцами компании «Фуд-Мастер» и строящегося в то время комплекса «Большая Медведица». После раздела бизнеса «Фуд-Мастер» отошел Игорю Киму, а Андрей Алексеев* сосредоточился на развитии «Большой Медведицы».

«Большая Медведица» не годилась к тиражированию
До начала кризиса многие новосибирские предприниматели торопились выйти на рынки соседних регионов, соревнуясь в масштабности заявляемых планов. Сегодня о проектах мало кто любит говорить. Кризис заставил многих пересмотреть стратегию и подход к делу. Андрей Алексеев* говорит, что и он не стал исключением.
Как отразился кризис на вашем бизнесе?
— «Большая Медведица» специализируется на отделке, мебели и интерьере. Кризис этот рынок серьезно подкосил. Вслед за падением рынка недвижимости рынок мебели упал на 60%, рынок отделки— на 50%. До кризиса мы планировали открыть в Омске и Красноярске по одному торговому центру. Были конкретные проекты, выбраны площадки, но мы отказались от строительства, чему сейчас очень рады. В том виде, в котором формат планировался к тиражированию, он, скорее всего, был неуместен. Кризис заставил людей изменить сознание и иначе взглянуть на бизнес. Поменялось и мое представление о том, каким должен быть торговый центр. Весь последний год мы занимались повышением качества услуг. Расширяли ассортимент за счет выбора нужных нам арендаторов, улучшали логистику, техническое обеспечение торгово-выставочного комплекса, например, модернизировали систему кондиционирования. Все эти действия обеспечили высокий уровень наполняемости— в аренду сданы 97% площадей.
Но ставки аренды, наверное, уменьшились? Сколько потеряли на аренде? Чем привлекали арендаторов?
— Потеряли не так много— доходы сократились на 20% по сравнению с докризисными показателями. Отчасти кризис был выгоден торговому центру. Мелкие продавцы закрывали магазины и переезжали к нам. Мы смогли увеличить свою долю на рынке отделочных материалов и товаров для дома в Новосибирске с 14-16% до 23-24%. До конца года мы будем работать над повышением качества торгового центра и над его продвижением. И если в следующем году, как я рассчитываю, «Большая Медведица» приблизится к 30% рынка, это будет отличным показателем. В эконом-сегменте сегодня бесспорный лидер «Леруа Мерлен» занимает 40%. У нашего арендатора «Большой ремонт», работающего в этом же ценовом сегменте, обороты несравнимо меньше, чем у «Леруа Мерлен». Зато в среднем ценовом сегменте сегодня «Большая Медведица», я полагаю, занимает 70% рынка. Расклад простой: за низкой ценой покупатель идет в дискаунтер, если ему нужен выбор— он идет к нам. Наши арендаторы это понимают.
Каково сейчас состояние рынка DIY?
— Есть небольшой рост, но скорее, он носит сезонный характер. Сдвинулись с мертвой точки автомобильный рынок, рынок недвижимости. Нельзя говорить о существенном росте, но тренд появился. Осенью, рассчитываю, очередь дойдет и до нас.
Офисы опустеют
Перед кризисом в Новосибирске энергично наращивали активы в коммерческой недвижимости федеральные и международные компании. В числе крупнейших игроков в сегменте торговой недвижимости Алексеев называет «Мегу», «Успех» («Ройял Парк», строит «Ауру»), «Сибирский гигант» и «Большую Медведицу». «В ближайшие два года вряд ли что-то кардинально поменяется»,— говорит он.
— Большинство местных игроков строили здания, а не бизнес, и до тех пор, пока девелоперы будут иметь сознание строителей, ничего лучшего не появится. «Мега» и «Успех» строят центры под бизнес, поэтому они и успешны.
Укладываетесь в запланированные сроки окупаемости инвестиций в строительство БМ? Во сколько обошелся торговый комплекс? Ранее была озвучена сумма $60 млн.
— Инвестиции были в рублях, цифры не совсем корректны. Мы планировали 90 тыс. кв. м, а построили 72 тыс. кв. м. Не хотел бы говорить сейчас о сумме и структуре инвестиций в «Большую Медведицу». Окупаемость подобных объектов — около пяти лет. Мы проработали три года, думаю, через год вложения окупятся.
У вас были планы по продаже ТЦ до кризиса. Не успели? Сколько сейчас продано?
— Продано 2 тыс. кв. м.
Какие сегменты коммерческой недвижимости вы считаете привлекательными для инвестиций?
— Давайте по направлениям. В офисной недвижимости насыщение уже давно произошло, а офисы продолжают строить не- понятно для кого. По моим ощущениям, лет через пять-шесть, с расширением IT, большинство людей вообще перестанут ходить в офис, они будут работать дома или на даче— неважно, где. К примеру, мы планируем, что через год бухгалтерия в нашем офисе не будет работать вообще. Это закономерная тенденция, поэтому рассчитывать на рост в этом сегменте— утопия. Сегмент складской недвижимости, напротив, будет развиваться. Хранение товаров в маленьких складских помещениях становится неэффективным из-за высоких издержек. Вопрос в том, что этот сегмент будет развиваться не такими высокими темпами, какими ведется строительство.
По торговой недвижимости: продуктовая розница практически насыщена, в сегменте одежды продолжится смещение в крупные торговые центры. Полагаю, еще два крупных торговых центра — и этот рынок будет насыщен. В нашем сегменте— торговле отделочными материалами— я ожидаю прихода в регион крупного западного оператора— Kikа, уже открывшего магазины в Москве, Самаре и Краснодаре. После открытия трех подобных магазинов в Новосибирске формат стрит-торговли в этом сегменте умрет.
Одеть россиян демократично не получилось
Два года назад Андрей Алексеев* пробовал силы и в ритейле, заключив франчайзинговый договор с французской компанией Kiabi Europe, производителем демократичной одежды. Алексеевым была зарегистрирована компания «Россмарт» для развития сети универмагов одежды под брендом Kiabi. Статус мастер-франчайзи давал право «Россмарт» на открытие магазинов на всей территории России. Успев открыть два магазина в Новосибирске и один в Санкт-Петербурге, «Россмарт» лишился статуса франчайзи.
Почему был расторгнут договор с Kiabi Europe?
— Проект был по всем показателям мега-удачным. Наши три магазина входили в пятерку самых доходных по всей сети Kiabi в мире. Мы планировали открыть 60 магазинов, но партнеры, оценив ситуацию, решили, что будут развивать проект в России самостоятельно именно по причине его успешности. Фактически не было оснований для расторжения договора, но партнером были созданы такие условия, что я был вынужден отказаться от проекта.
Альтернативную Kiabi идею уже подыскали?
— Сейчас я работаю над новым проектом. Вместе с немецким партнером, не буду называть компанию, разрабатываем проект создания аквацентров в России. В Германии существует традиция раз в неделю ходить в аквацентр, чтобы отдохнуть c семьей, друзьями, поправить здоровье, расслабиться. На площади 10-15 тыс. кв. м размещены сауны, аквапарк, фитнес-центр, рестораны. В нашей стране таких комплексов нет совсем. Планирую открыть в Москве три таких комплекса. Сейчас мы рассматриваем конкретные площадки для строительства, ведем переговоры с администрациями районов. До конца лета определимся с выбором. Летом планируем инициировать общение с новосибирскими властями. Если подберем удачную площадку, будем строить и здесь.
Два года назад в Новосибирске было анонсировано не меньше шести проектов строительства аквапарков. Ни один из масштабных так и не был реализован.
— Почему это происходило? Люди, которые заявляли о проектах, были девелоперами, они знали, как построить, но само строительство здания— это пятая часть затраченных усилий. Аквацентр— это не помещение и оборудование, это технология. Заявить и открыть— разные вещи. Сейчас, когда говорю о проекте, я четко понимаю технологию работы, поэтому уверен в успехе. В Европе входной билет стоит от 30 до 35 евро (на весь день), но и зарплаты там выше. Чтобы услуга была столь же востребована как там, цена билета у нас должна составлять вдвое ниже — 500-600 руб. В Москве аквацентры будут востребованы, нет сомнений, в Новосибирске есть некоторые опасения в платежеспособности.
Какова структура планируемых инвестиций и сроки окупаемости?
— Традиционно 40%— собственные средства, 60%— заемные. Ведем переговоры с одним из российских банков. Вложение в открытие одного аквацентра составит около 750 млн руб. В Европе сроки окупаемости подобных центров составляют 8 лет. Рассчитываю, в России окупятся за 5-6 лет.

Андрей Алексеев*
генеральный директор компании «Большая Медведица»
Родился в 1975 г. в Архангельской области.
Образование: в 1997 г. окончил НГАЭиУ по специальности «менеджмент организации».
Карьера: в 1997 г. создал компанию «Фуд-Мастер»; с 2007 г.— генеральный директор компании «Большая Медведица». * - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.