Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году»

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году»
Иллюстрация: АО "Завод "Экран"

Чтобы наладить сбыт в условиях непрерывного производства нужно точно просчитывать рыночную конъюнктуру и обеспечивать высочайшее качество готовой продукции.

На вопрос об оценке итогов деятельности за 2016 год генеральный директор АО «Завод «Экран» Андрей Яковлев дал конкретный ответ: «На четверку», – и, задумавшись на пару секунд, добавил: «С минусом». Вопреки распространенному сценарию интервью, топ-менеджер крупнейшего за Уралом стеклотарного предприятия начал с рассказа, почему недоработали и какие темы «недокрутили», который высветил процесс создания устойчивой бизнес-модели производства, позволившей расширить долю рынка.

 Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 1

Поднять планку

– ...Да, достигли многого. Но по некоторым направлениям не добились выполнения принятых решений. Например, при постановке задач на 2016 год мы пересмотрели изначально планируемые результаты по прибыли: увеличили их в два раза. Дотянуться не удалось, хотя первично заданный показатель все-таки превысили.

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 2

Спрос на стеклотару обусловлен сезонностью, а стекольное производство работает 24 часа в сутки 365 дней в году. В отсутствие резервного рынка срыв одного-двух заказчиков в низкий сезон – когда спрос равен предложению или чуть ниже – приводит к чрезмерному накоплению остатков на складах. Да, четвертый квартал стал прибыльным: в сравнении с аналогичными периодами последних пяти лет «Экран» продемонстрировал рост отгрузки готовой продукции. Тем не менее, прогноз был выше, и мы его не реализовали. Задача на 2017 год – наладить сбыт в несезонные периоды: выйти на добавочные рынки, забрать себе чужих клиентов. Собственно, все это мы уже делаем.

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 3

Закрыть спрос

– Наша цель амбициозна: стать лучшим стеклотарным предприятием страны. По итогам прошлого года мы уже входим в тройку лидеров отрасли по ряду критериев, в том числе экономических. Так, в 2016 году консолидированная выручка «Экрана» по сравнению с 2015 годом выросла на 40% – до 2 085 млн рублей; прибыль стеклотарного бизнеса до налогообложения составила 102 млн рублей. Прибыль от продаж сложилась в размере 195 млн рублей, а EBITDA на уровне 407 млн рублей.

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 4

Во многом эти успехи связаны со стратегией рыночной экспансии, выбранной компанией несколько лет назад. Доля «Экрана» на целевом рынке – для нас таковым является Сибирь и Дальний Восток – расширилась с 31% до 37%. В ситуации, когда спрос выше предложения, тарное стекло сюда привозят с уральских заводов: речь идет о 250-300 млн единиц стеклоизделий в год. Мы стремимся обеспечить и эти потребности. «Экран» – самый восточный производитель стеклотары, как следствие, затраты на ее транспортировку минимальны.

В стадии подписания находится договор с заказчиком из Китая: пивной завод расположен в 180 км от Манчжурии. Этот вариант мы рассматривали, когда доллар стоил 65 рублей. При курсе 59 рублей осуществлять продажи китайцам нам уже не выгодно. Однако пробную партию бутылки отправим туда в любом случае. Зарабатывать на поставках в Китай мы начинаем при подорожании американской валюты до 63 рублей: в этом случае наши прямые расходы будут перекрыты.

Инвестировать в развитие

– Мы разделили функционал производственных и инвестиционных подразделений. До того инвестициями «факультативно» занималась служба, которую курирует технический директор. На мой взгляд, долгосрочные вложения средств требуют отдельного управления, четкого и внимательного подхода. Процесс инвестирования в модернизацию производственных мощностей на стеклотарном предприятии, ввиду технологических особенностей изготовления продукции, практически непрерывен. Так, в 2015 году на «Экране» провели капитальный ремонт стекловаренной печи №5 и реконструкцию печи №2. На это совокупно направили 650 млн рублей. В 2016 году на «пятой» печи запустили еще одну линию по производству облеченной стеклотары, на «второй» – линию с возможностью выпуска цветной бутылки; суммарно инвестировано 260 млн рублей. В конце 2017 года – в низкий сезон – мы намерены приступить к капремонту печи №4, чтобы в феврале 2018 года уже ввести в эксплуатацию. Ее параметры будут зависеть от стратегии и операционной эффективности, а объем инвестиций – от варианта, на котором остановимся. По предварительной оценке необходимы 300-400 млн рублей.

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 5

Сосредоточиться на оптимизации

– Технологическая дисциплина в стекольных комплексах стала жестче, когда после долгих поисков у нас, наконец, появился главный технолог. Раньше его функции возлагались на начальника цеха. Благодаря службе главного технолога, на предприятии стабилизировали характеристики стекломассы: теперь при ее изготовлении наладчикам стеклоформующих машин не приходится ежедневно по нескольку раз перенастраивать оборудование, и они могут сосредоточиться на оптимизации процесса.

Коэффициент использования стекломассы в 2016 году подняли на два пункта – до лучшего за десять лет значения 0,82. Кроме того, мы существенно уменьшили долю производственного брака – на 29%, причём снижение брака на единицу продукции составило 42%, а по критическим дефектам – 50%.

Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году» 6

Заработать на проблемах

– В декабре прошлого года на «Экране» ввели так называемую систему непрерывного совершенствования. Каждый из работников может внести рационализаторское предложение, за которое ему выдадут премию – от 300 до 240 тыс. рублей, в зависимости от ценности идеи. Больше всех предложений, причем классных, подает ремонтный персонал: надо купить запчасть, а они пишут, что сделают сами. Также довольно активна служба главного инженера. За три месяца выплатили премиальных приблизительно на полмиллиона рублей, а только по итогам декабря получен экономический эффект в размере 3,6 млн. Хотя, например, все, что касается техники безопасности, деньгами не измерить. Одни просто обозначают проблему, другие представляют конкретные решения, и мы стараемся их внедрять. В 2017 году рассчитываем принять не менее 600 рацпредложений от наших сотрудников.

Есть начинания «сверху» – стратегические – проекция того, как видит развитие бизнеса акционер. Но столь же важно стимулировать инициативу на местах.

Самое читаемое
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХВ России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХ
  • Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.