Анна Сидевич: «В ресторане заниматься кейтерингом невыгодно»

Директор кейтеринговой компании «Daily Catering»Анна Сидевич рассказала DK.RU, почему кейтеринг не конкурирует с ресторанным бизнесом, и чему России нужно поучиться у американских коллег.

— Расскажите немного об истории становления кейтеринга в Новосибирске. Всё-таки, на мой взгляд, эта служба еще довольно молода (учитывая, что в Москве она сформировалась в 90-х гг.) для нашего города. Какие были первые компании, первые заказы? Спрос породил предложение или предложение — спрос?

—  В ресторанной сфере я с 1999 года, а первым местом моей работы стал бар New York Times. Его собственник, американец Эрик Шогрен, сыграл большую роль в ресторанном бизнесе города Новосибирска. Уже тогда мы делали выездное обслуживание детских дней рождения. Когда я стала работать в Кузине, мы разработали небольшие закусочки, которые удобно кушать стоя, и начали организовывать выездные мероприятия на дни рождения. Затем у нас стала заказывать кофе-брейки компания Билайн.

Когда владелец компании спросил меня: «Аня, а какая выручка в этом месяце у нас была по кейтерингу?», я переспросила, о чем идет речь: тогда я впервые услышала слово кейтеринг. Постепенно стали выделять это направление в самостоятельное, а в 2004 г. на базе «Белого зала» создали службу кейтеринга. Конечно, тогда в Новосибирске (да и в Москве) еще не было опыта по организации выездного обслуживания, поэтому кейтерингу я обучалась в Америке. Именно там я поняла, что кейтеринг — это совершенно отдельный бизнес. Он делается по другим законам и другой технологии, отличной от ресторанов. И на базе ресторана невозможно организовать профессиональный кейтеринг.

— Были ли какие-то компании, которые оформились тогда и продолжают работать и сегодня? Насколько изменились их позиции на рынке?

— Когда мы начинали кейтеринг в «Белом зале», в городе была еще служба выездного обслуживания —  Шемрок-кейтеринг . Ресторан Shamrock работает и по сей день, но служба кейтеринга закрылась с уходом менеджера, который занимался выездным обслуживанием. А «Белый зал» сейчас больше акцентирует внимание на проведении мероприятий в зале. На сегодняшний день на рынке огромное количество ресторанов и банкетных залов, которые предлагают кейтеринг, но для них это допуслуга. А вот так, чтобы иметь большое сертифицированное производство, постоянный штат производственного и административного персонала и заниматься исключительно кейтерингом, как мы, очень мало.

— На официальном сайте вашей компании я прочла: «Мы принципиально создавали компанию для обслуживания выездных мероприятий». Почему? Мне на самом деле не очень понятно, почему кейтеринг не может успешно функционировать в качестве допуслуги ресторана.

— Когда кейтеринг становится допуслугой, он никогда не вырастет в серьезный бизнес, и это логично. У владельца ресторана в приоритете – заполнить зал, а кейтеринг делается для людей, лояльных и доверяющих этому бренду. В ресторанном топ-менеджменте я отработала порядка 17 лет и в течение этого времени строила, проектировала и открывала рестораны. Давайте объясню на примере. Когда стоится ресторан, скажем, на 100 посадочных мест, технолог, согласно этому количеству, разрабатывает кухню, где устанавливается оборудование, рассчитанное на меню ресторана и загрузку на 100 посадочных мест. Если мы организовываем кейтеринг от этого ресторана, то можем столкнуться с тем, что в зале полная посадка, а на сегодня заказали кейтеринг на 100 человек. Мощностей кухни (холодильников, плит и т.д.) уже недостаточно. А что делать, если нужно обслужить 200-300-400 человек? Профессиональный кейтеринг подразумевает отдельную серьезную площадку производства, которая позволяет обслуживать 1000 и более людей за 1 день. И даже если ресторану удается успешно выполнить один-два небольших заказа кейтеринга, то бывают дни, когда нужно обслужить сразу несколько мероприятий в общей сложности, скажем, на 600 человек. И это просто нереально ни для кухни, ни для персонала. Поскольку такой ресторан не занимается кейтерингом постоянно, то и его штат не приспособлен работать в условиях выездного обслуживания: здесь они совершенно другие.

— Интересно. А что за условия?

— Каждый выезд — это новое место, новые условия, и в этом деле очень важно иметь опыт. Нужно понимать, сколько времени заложить на каждый этап подготовки. Как организовывать зону «бэка», чтобы правильно обслуживать гостей. У нас на каждом этапе каждое подразделение выполняет свою работу на 100%, потому что они знают, что цепочка может оборваться из-за малейшего промаха. Все процессы должны быть продуманы и отработаны, начиная с первого этапа — коммерческого предложения — и заканчивая уборкой после мероприятия. В общем, в хорошем кейтеринге работают люди, с которыми не страшно пойти в разведку.

При этом в кейтеринге огромную роль играет человеческий фактор. От профессионализма менеджера, который работает на площадке, во многом зависит успех всего мероприятия. Поэтому я всегда работаю на мероприятиях и своих администраторов выращиваю на своем опыте. Кейтеринг полон нештатных ситуаций и форс-мажоров — здесь постоянно нужно думать и принимать решения. Ценны прежде всего те люди, для которых в приоритете комфорт гостей: ориентация на клиента должна быть в крови.

Другое принципиальное отличие профессионального кейтеринга — структура штата, которая дробится на несколько отделов. Менеджеры по работе с клиентами всё время контактируют с заказчиком, что в условиях ресторанного дела тоже неудобно: невозможно одновременно находиться на мероприятии и принимать заказы у клиентов. Поэтому у нас есть служба, которая занимается организацией мероприятия — администраторы расписывают всю необходимую посуду для каждого кейтеринга, занимаются сбором, подготовкой, набором официантов, заказывают необходимые машины. Сборка посуды — это тоже отдельно обученный человек. Здесь всё должно быть четко: нельзя  ничего забыть, когда ты уезжаешь за сотни километров от города, необходимо просчитывать всё до мелочей и не потерять часть информации.

— Вернемся к конкуренции. На канале РБК-Новосибирск я смотрела передачу «Ресторатор PRO», где о кейтеринговом обслуживании вы рассказывали вместе с Артуром Ганагиным. Управляющий сетью «Рестораны Дениса Иванова» сказал, что в этой сфере «стервозного рынка нет» и особых конкурентов у Дениса Иванова — тоже. Вы согласны?

—    Да, конкуренция в кейтеринге не такая жесткая, как на ресторанном рынке, потому что сам по себе рынок отстает в развитии. Профессиональных игроков не так много. Безусловно, есть заказчики, лояльные к бренду «Дениса Иванова», или «La Maison», или «Paradise» и пр., которые на протяжении долгого времени доверяют и заказывают мероприятия в этих ресторанах и банкетных залах. Значит, количество таких заказчиков соответствует их ожиданиям от кейтеринга. И это хорошо. На общем фоне рынка кейтеринга доля таких заказчиков незначительна. И мы активно развиваемся, потому что диапазон потребности в кейтеринге очень широкий, а нашим заказчикам нравится адекватное сочетание цены и качества, мобильность, функциональность.

— То есть вы не конкурируете с кейтерингом, который является допуслугой ресторана?

— Да, это так. Я о конкурентах всегда придерживаюсь хорошего мнения, потому что знаю, что труд ресторатора не из легких, и уважаю его. А заказчики в кейтеринге больше выбирают нас, потому что им нравится более слаженное обслуживание. Клиент всегда чувствует разницу между профессиональной и непрофессиональной организацией кейтеринга.

— Если сравнивать новосибирскую и американскую (здесь у вас большой опыт) сферы обслуживания, то можно ли выделить специфические особенности нашего города?

— Разница прежде всего в уровне развития. США — страна технологий, там есть чему поучиться: их некоторые ресторанные сети состоят из тысячи заведений. Всё управление базируется на программном обеспечении, которое, начиная от бронирования столика, очень жестко и четко определяет каждое движение каждого человека, который работает в этой структуре. Всё продумано до мелочей: место, где находится официант, как он подает блюдо, как формируется заказ на кухне. В каждом процессе, какой ни возьми, всё делается очень быстро, четко и технологично. Там помидор режут одним ножом, а серединку из него вырезают другим. Такая точность рождает бешеную производительность труда.

Именно это я и отметила для себя в кейтеринге. Чтобы добиться такой производительности труда, нужно грамотное управление. Каждый человек, приходя на работу, получает четкое задание, не теряя ни минуты, выполняет его, и благодаря этому в Америке работает меньше людей, а производят они намного больше. Качество услуги тоже получается выше, потому что все детали настолько продуманы, что продукт просто невозможно испортить — он имеет постоянный стандарт качества.

— Именно поэтому на официальном сайте вы заявили, что ваша компания опирается на опыт именно американских коллег?

— Да, конечно. Когда я приехала на обучение в Америку, мы только начинали организовывать кейтеринг в Новосибирске. Наши официанты не хотели выезжать на кейтеринг, потому что находиться в зале намного легче, где всё понятно и определено. Каждый раз выезд был стрессом. В американской кейтеринговой компании, где я работала, обслуживали по 11 мероприятий в день, и для всего персонала это обычная работа без всякого стресса. Поэтому я начала учиться у них тому, как сделать этот бизнес четко отлаженным и не стрессовым. А для этого необходима та четкая структура, о которой я говорила.

 

Анна Сидевич: «В ресторане заниматься кейтерингом невыгодно» 1

 

— Скажите, предусматривает ли кейтеринг деление на сегменты, как, например, ресторанный рынок — на премиум-класс, среднеценовой и лоукост? Если да, то есть ли в Новосибирске упор на определенный сегмент?

—    Вообще, кейтеринг традиционно делится на событийный и корпоративный. Последний — это питание сотрудников крупных предприятий на постоянной основе: каждый день обеды готовятся на собственном производстве и доставляются заказчику. Как правило, там есть столовая, в которой происходит обслуживание людей. Весь процесс питания осуществляет кейтеринговая компания.

Событийный кейтеринг — это ресторанное обслуживание на территории заказчика различного рода мероприятий: привезти еду, накрыть стол, накормить, обслужить, всё собрать и увезти.

Корпоративный кейтеринг всегда был, есть и будет, потому что люди как обедали, так и обедают. Эта услуга формируется и развивается по запросам международных компаний (Metro, Ашан, Эфес, Марс и т.д.), которые организовывают своим сотрудникам обеды. Я думаю, что этот вид очень востребован, и в нашем городе пока нет такого оператора, который работал бы на уровне международных стандартов: здесь очень высокие требования к организации производства (соблюдение санитарных норм, наличие всех необходимых цехов, холодильного и морозильного оборудования и пр.) Эта ниша практически свободна, и я думаю, что либо кто-то из местных, либо федеральная сеть займутся в Новосибирске этим бизнесом.

В событийном кейтеринге, конечно, присутствует деление на ценовые сегменты — премиальный, средний и низкий. Премиальный формат подразумевает очень высокий средний чек. Спрос здесь невысок: понятно, что прослойка таких людей весьма ограничена.

Мы работаем в большей степени в сегменте «средний +», при этом часто обслуживаем статусные мероприятия высокого уровня для частных лиц, государственных учреждений и корпоративных заказчиков. А также обслуживаем масштабные мероприятия с присутствием VIP.

В низком ценовом сегменте кейтеринга мы не конкурируем. Потому что у нас есть определенный стандарт качества сырья и уровень оплаты профессиональных поваров и официантов, ниже которого мы не готовы опускаться. 

В низком ценовом сегменте, как правило, позиционируется и доставка, но я считаю, что это отдельное направление бизнеса, которое не совсем правильно считать кейтерингом. Доставка — это обязательное наличие call-центра, это определенный, четко ограниченный ассортимент, который повара готовят на постоянной основе, это операторы и логистика с большим числом водителей.

Сейчас в кейтеринге есть такое предложение — мобильный фуршет — когда люди без обслуживания заказывают красиво упакованную еду. Как правило, это альтернатива заказу пиццы, суши и т.д. Этот вид кейтеринга я больше отношу к доставке. У нас тоже иногда заказывают еду без обслуживания, но мы при этом приезжаем и накрываем красиво столы, потому что наша компания не доставка.

— На какой из видов кейтеринга ваша компания делает упор?

— Изначально мы занимались и событийным, и корпоративным кейтерингом, но со временем пришли к тому, что всё-таки нужно выбрать одно из этих направлений, потому что наши ресурсы тоже ограничены: корпоративный кейтеринг подразумевает большие объемы и, соответственно, другие технологии. Это отдельный бизнес, если относиться к нему серьезно. Мы выбрали то, что нам ближе и понятней, и с 1 июня занимаемся только событийным кейтерингом.

— Насколько экономический кризис повлиял на жизнь кейтеринга в Новосибирске?

— При падающей экономике рынок кейтеринга стал сжиматься. Игроки, которые занимались кейтерингом непрофильно, сразу вышли из рынка. В условиях кризиса и жесткой конкуренции очень важно делать то, что у тебя лучше всего получается: люди тяжелее расстаются с деньгами и хотят за меньшие средства получить более высокое качество. Когда привычный бюджет заказчика сократился, он стал более внимательно вглядываться в рынок и готов рассматривать предложения новых подрядчиков, что в условиях стабильной экономической обстановки делается с бОльшим трудом. Я знаю, что многие кейтеринговые компании фиксируют падение выручки. Но для нас кризис стал благоприятным моментом — мы создали компанию летом 2013 года, постепенно развивались в 2014 г. И прирост выручки событийного кейтеринга в 2015 году составил 40 % по отношению к 2014 . А рост в 2016 идет в 2,7 раз.

— Интересно послушать ваши прогнозы о развитии рынка на ближайшее время. Будет ли развиваться профессиональный кейтеринг или непрофессиональный? Каков потенциал развития у этой сферы вообще?

— О перспективе развития ресторанной отрасли и кейтеринга как ее составляющей в России я могу судить на основании статистики, которую получила 2 года назад на Международном Ресторанном Саммите в Чикаго. В Америке на сегодняшний день в среднем расходы на еду составляют 13% из общего бюджета. Из этих денег на питание вне дома приходится 47% (в 1955 году это было  25%). Если сравнить с Россией, то, по данным Евростата за 2011 год, в России 32,1% бюджета тратится на еду, из них 3,3% уходит на общественное питание. Поэтому я считаю, что потенциал для развития кейтеринга в России достаточно большой! Я постоянно посещаю отраслевые выставки и форумы, была в Италии, Китае, в Лас-Вегасе и Чикаго, стараюсь не пропускать обучающие семинары по кейтерингу в Москве. И даже глядя на уровень развития кейтеринга в столице, уже становится понятно, что в Новосибирске есть, к чему стремиться и куда расти в кейтеринге. 

Внутри событийного кейтеринга есть потенциал развития обслуживания частных мероприятий — сейчас его доля составляет порядка 20%. Корпоративные мероприятия — это 80% заказов. Во всем мире соотношение – 50:50.

Развиваться будет, конечно, профессиональный кейтеринг, потому что при увеличении конкуренции усиливается технологичность бизнеса: только так он может выживать. В ресторане заниматься кейтерингом невыгодно: это дезорганизация работы, которая ведет к потере рабочего времени и нестабильному качеству услуги. Чем более технологичными и профессиональными будут становиться рестораны, тем скорее они поймут, что кейтеринг — это всё-таки отдельный бизнес.

Сейчас наблюдается определенный этап развития рынка — выявляется специализация компаний. Если 10 лет назад считалось, что иметь мебель, шатры и много посуды — уже залог успеха для кейтеринга(потому что такое оборудование нигде нельзя было взять в аренду), то сейчас аренда оборудования, мебели и шатров оформляется в отдельный бизнес: для большого количества оборудования нужны склады, нужен штат, нужна логистика. Люди стремятся заказывать кейтеринг у того, кто хорошо готовит еду и обслуживает, а шатры и мебель — у того, кто имеет большие склады с наличием выбора. Технологичность и грамотно выстроенные бизнес-процессы определяют качество услуги и выбор потребителя. Поэтому специализация компаний будет происходить в естественных условиях: каждый развивается в том, что он делает лучше всего.

Беседовала Ольга Данилова

Фото предоставлены Анной Сидевич

Самое читаемое
  • Четыре екатеринбуржца попали в рейтинг Forbes «30 до 30»Четыре екатеринбуржца попали в рейтинг Forbes «30 до 30»
  • «Наступил новый кризис, с которым мы еще не знакомы». Тренды HR в 2025 году«Наступил новый кризис, с которым мы еще не знакомы». Тренды HR в 2025 году
  • «Байкала» не будет. Проект создания легкого самолета закрыт«Байкала» не будет. Проект создания легкого самолета закрыт
  • Газопровод «Сила Сибири — 2» может быть построен к 2030 годуГазопровод «Сила Сибири — 2» может быть построен к 2030 году
  • «Этот факт требует особого внимания». Путин дал застройщикам надежду на ренессанс«Этот факт требует особого внимания». Путин дал застройщикам надежду на ренессанс
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.