Антон Титов: «3D-зеркала и виртуальные примерки – наше будущее»

«В моду войдут виртуальные зеркала и 3D-примерочные, исчезнут гигантские шоу-румы, а профессия кассира попадет в разряд вымирающих», – ритейлер о будущем торговли.

Революция в ритейле: что изменит розницу в ближайшие годы

Гипермаркеты и интернет-магазины сильно изменили стилистику российского шопинга последних десяти лет. Но следующее десятилетие принесет просто фантастические перемены. В моду войдут виртуальные зеркала и 3D-примерочные, исчезнут гигантские шоу-румы, а профессия кассира попадет в разряд вымирающих.

Магазины станут другими

Ритейл — один из самых динамично развивающихся сегментов бизнеса. Всего двадцать лет назад в нашей стране основу торговли составляли уличные рынки и «убитые» помещения советских магазинов. Сейчас в каждом городе-миллионнике десятки новых торговых центров.

Мы радуемся блеску витрин, концентрации под одной крышей самых разных магазинов и развлечений. И не замечаем, как в торговле накапливается критическая масса новых технологий. Сложно сказать, когда именно — через год или через пять лет — но эти технологии неизбежно изменят лицо ритейла. Магазины станут другими. Многих форматов торговли, к которым мы привыкли, в будущем может и не остаться.

Практически все торговые сети сейчас расширяют свое присутствие в Интернете. В тех сегментах розницы, в которых доля онлайн-продаж  выросла сильнее всего (а это торговля бытовой техникой и цифровыми устройствами), уже меняется сам формат магазинов. Невозможно выставить все образцы товаров на полки — ассортимент слишком велик. Невыгодно тратить деньги на содержание огромных шоу-румов. Вдоль рядов с холодильниками и стиральными машинами покупатели ходят все реже. Многие из них уже предпочитают выбирать товар на сайте. 

На наших глазах онлайн-торговля приводит к изменению устройства и внешнего многих таких магазинов. Некоторые торговые точки уже превратились в гигантские вендинговые аппараты или в склады, где люди просто получают заказы. Например, гипермаркеты Wikimart, которые открылись в Москве и Новосибирске, как раз выполняют такую функцию. Еще удобнее для покупателя, когда выбранный товар ему доставляют на дом. Думаю, через некоторое время огромные магазины бытовой техники исчезнут как динозавры. И в центре, и на окраинах будут маленькие магазинчики с электронными каталогами, а где-то за городом будут располагаться склады, с которых будет осуществляться доставка товаров на дом.

Изменения затрагивают и другие сегменты ритейла. Так, мы предпочли наше новое направление товаров для дома развивать не в формате традиционной розницы, а в формате каталожной и онлайн-торговли. А в наших обувных магазинах представляем лишь отдельные образцы товара. За полтора года работы проекта его доля в розничной выручке уже достигла 2%.

Скоро перестанем ходить за продуктами

В девятнадцатом веке молочники рано утром оставляли на пороге у своих клиентов бидоны с молоком. В двадцать первом веке доставка продуктов на дом снова может стать обычным делом. Согласитесь, посещение продуктового магазина — некая суровая необходимость. За исключением праздников продуктовый набор практически неизменен: хлеб, молоко, яйца и т. д. И, как только появится возможность не совершать регулярные рейды в гипермаркеты по выходным, а больше времени выделять на отдых, большинство из нас сразу же ею воспользуется. Сейчас вся проблема именно в том, как организовать оперативную доставку скоропортящихся продуктов, обеспечить их сохранность и т.д. Как только появится оператор, который решит эту задачу, он и станет инициатором колоссальных изменений в продуктовом ритейле.  

И это не вопрос будущего. Так, у крупнейшего в мире ритейлера — компании Walmart — уже несколько лет работает свой интернет-магазин. В нашей стране также многие значимые игроки продуктовой розницы тестируют и запускают собственные онлайн-проекты. Среди них — Магнит, О’Кей, X5 Retail Group.

И гипермаркетам, и магазинам у дома придется перестраивать свою работу, если более-менее существенная часть покупателей перестанет ходить в магазин за стандартными продуктами, вроде пакета молока и булки хлеба. Тогда весь ритейл получит мощный стимул расширять номенклатуру своих услуг.

Расширится ассортимент услуг

Робкое движение в эту сторону уже происходит. Например, в ритейл из банковского сектора переходят некоторые мелкие финансовые сервисы. В ряде магазинов можно оплачивать очередные взносы по банковским кредитам и даже услуги ЖКХ. Дальше всех в этом плане продвинулись компании сотового ритейла.

Ни у кого уже не вызывает удивление, что в салонах сотовой связи можно получить банковскую карту или оформить страховку. Кстати, перечень услуг таких салонов расширяется не только за счет финансовых сервисов. В сотовом ритейле можно также купить турпутевку, билеты на поезд и самолет, и компании достигают в этой сфере значимых успехов. Так, «Связной Трэвэл» сейчас входит в топ-5 по узнаваемости среди онлайн-трэвел агентств.

Столь широкое предложение сопутствующих товаров и услуг — это не маркетинговый ход отдельной компании. Это тренд всего розничного бизнеса. Ритейл расширяет свои рамки, и те компании, которые умеют правильно управлять дополнительным ассортиментом товаров и услуг, уверенно наращивают объемы продаж, повышают лояльность клиентов.

Технические «чудеса» сделают магазины комфортнее

Новые технологии делают ритейл более комфортным, менее консервативным. Например, в некоторых продуктовых магазинах уже появились кассы самообслуживания. Покупатель самостоятельно сканирует штрих-код товара и расплачивается за него. Вы можете возразить: ну, это продуктовые магазины, у них огромный трафик, набор товаров стандартный, поэтому кассы самообслуживания в них и востребованы. Однако эту технологию расчета пробуют и в fashion-сегменте: например, ее тестирует одежный ритейлер Zara.

Если кассы самообслуживания приживутся, – а сомневаться в этом не приходится – то потребность в кассирах резко уменьшится. Кто знает, может быть со временем представители этой профессии станут такими же редкими, как сейчас трубочисты и мастера по изготовлению конской упряжи.

Благодаря развитию цифровых технологий ритейл в будущем создаст для покупателя совершенно иную среду. Некоторые прообразы того, что нас ждет, уже появляются. Так, в одном из парфюмерных магазинов в Милане установлено 3D-зеркало. В нем посетительницы могут увидеть, как они будут выглядеть с тем или иным цветом теней для глаз.

 один из известных брендов представил 3D-технологию, позволяющую «примерять» обувь, если просто поставить ногу на определенную метку на полу в магазине. Скоро такие симуляторы появятся и для одежды. Уверен, что такая технология виртуальной примерки получит широкое распространение у клиентов интернет-магазинов и подтолкнет к еще более бурному росту онлайн-продаж в fashion-сегменте, который сейчас является самым перспективным и динамично развивающимся в России и уже находится на втором месте по объему покупок в Интернете в нашей стране.

Директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.