Антон Титов: «Люди продолжают покупать обувь в прежнем объеме»
Экономические санкции, девальвация рубля меняют условия для бизнеса. Директор ГК «Обувь России» Антон Титов рассказал DK.RU, как реагирует на эти изменения обувной рынок.
По данным Новосибстата, в первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. индекс промышленного производства в регионе уменьшился на 2,7%, оборот розничной торговли вырос на 1%. «ДК» попросил директора ГК «Обувь России» Антона Титова поделиться мнением о новых трендах в экономике, о том, как компания меняет тактику своих действий на рынке.
Какие макроэкономические события, решения правительства сильнее всего повлияли в этом году на деловую активность в сфере производства и торговли в регионе?
— Во многом ситуация в экономике обусловлена негативными ожиданиями, что влияет как на компании, так и на потребителей. Все усугубилось кризисом на Украине и девальвацией рубля в первом квартале 2014 года, что вызвало рост цен в среднем на 12-15%. Это связано с тем, что во многих отраслях велика доля импортной продукции, и даже если товары производятся на территории России, зачастую комплектующие импортируются, как, например, в случае с обувным производством.
Однако ситуация на разных рынках отличается. Так, обувной рынок более устойчив к любым кризисным явлениям и обувь по уровню востребованности стоит на втором месте после продуктов питания, поэтому мы уменьшения спроса не заметили. Люди продолжают покупать обувь в прежнем объеме.
Что касается товаров длительного пользования, которые требуют значительных денежных вложений, здесь ситуация иная. Потребители, поддаваясь общим негативным настроениям, менее склонны совершать крупные покупки. В результате рынок продаж автомобилей, например, существенно снизился в 1-м полугодии.На некоторые отрасли влияет и непростая международная ситуация, что приводит к оттоку инвестиций из страны, а значит, у компаний ограничены возможности по привлечению денежных средств в новые проекты.
В целом экономика нашего региона находится в более выгодном положении, чем экономики других регионов, что связано с ее большей диверсификацией. У нас экономика более сбалансированная, развиваются разные отрасли, не только производство, но и торговля, сфера услуг, финансовая сфера и т.д.
Изменила ли Ваша компания тактику действий по достижению наилучшего финансового результата в этом году?
— Основным элементом нашей стратегии остается повышение эффективности бизнеса. Поэтому мы нацелены на то, чтобы росли показатели чистой прибыли и рентабельности наряду с увеличением розничной сети и выручки компании.
Что нам помогает в достижении этой цели? Во-первых, это развитие новых форматов розничной сети, ориентированных на разные ниши среднеценового сегмента, что позволяет нам максимально покрыть наш сегмент.
Мы развиваем монобрендовые сети, которые более высокомаржинальные, чем, например, мультибренды. Так, одним из новых проектов является сеть . Это молодежный бренд, яркий, современный, ультрамодный; ориентирован на молодых женщин от 25 до 30 лет, наиболее активных покупательниц, которые стремятся к успеху и достаточно независимы. Во-вторых, это совершенствование и развитие ассортимента. Мы увеличиваем долю более дорогой дизайнерской обуви в коллекциях. Также расширяем ассортимент сопутствующих товаров, которые являются высокомаржинальной товарной категорией – маржа на них в среднем в два раза превышает маржу на обувь. В этом году мы планируем увеличить продажи сопутствующих товаров на 70% — до 1,5 млрд рублей.
В-третьих, мы развиваем направление дополнительных услуг для наших покупателей. Это рассрочка, выдача денежных займов, а также потребительское кредитование при участии банков. Сейчас каждая вторая покупка в наших сетях совершается в рассрочку. В-четвертых, мы осваиваем новые каналы продаж, такие как интернет-торговля. Весной мы запустили собственный интернет-магазин. Его мы также рассматриваем как дополнительный сервис для наших покупателей, кроме того, он помогает нам расширять географию продаж и аудиторию потребителей за счет более молодых и активных. Через год мы планируем довести число оформляемых через интернет-магазин заказов до 10 000 в месяц
Конечно, мы активно развиваем нашу розничную сеть и открываем магазины, так как обувной рынок слабо консолидирован и дает возможности для роста бизнеса.В ряде регионов мы фактически не сталкиваемся с конкуренцией со стороны других федеральных и глобальных игроков.
Насколько выгодны сейчас инвестиции в производство обуви и обувной ритейл?
— Обувной рынок остается одним из самых привлекательных для инвесторов, поскольку достаточно динамично развивается (темпы роста составляют 7-11% в год). Это связано с тем, что рынок слабо консолидирован, сейчас крупные сети активно наращивают присутствие в регионах. Кроме того, по уровню потребления обуви мы достаточно сильно отстаем от Европы и США, и с учетом ярко выраженной сезонности у нас есть потенциал роста минимум до 4 пар обуви в год.
Сейчас благоприятное время для развития обувного производства в России. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, есть готовый рынок объемом 31,5 млрд долларов (показатели 2013 года, по данным ) и более 450 млн пар обуви. И у российских производителей есть возможность «закрыть» среднеценовой сегмент, в котором прежде всего играют роль качество, технологии и дизайн, а это почти 40% обувного рынка. Во-вторых, несколько лет назад в обувном производстве произошла технологическая революция, когда были автоматизированы раскройно-швейные операции, которые ранее выполнялись вручную. Еще не все производители, в том числе и в Азии, успели перейти на новые технологии. И у российских компаний есть возможность создать фабрики уже на новой технологической основе и быть конкурентоспособными. В-третьих, в России есть база для создания обувного производства — высококвалифицированные кадры. В-четвертых, за последние годы в России появились крупные игроки на обувном рынке, которые готовы инвестировать в новые проекты.
К чему готовятся игроки ритейла на ближайшие полгода? К дальнейшему росту, затяжному застою, резкому спаду продаж? Какие источники роста наиболее реальны?
— Что касается обувного ритейла, то мы нацелены на рост. В целом рынок потребительских товаров более устойчив к кризисным явлениям, в том числе и рынок обуви, так как обувь по уровню востребованности находится на втором месте после продуктов питания. Как упоминал выше, сам обувной рынок дает возможности для роста, так как рынок слабо консолидирован.Поэтому мы будем продолжать активное открывать новые магазины. Основной актив компании — это узнаваемые бренды с широкой аудиторией лояльных покупателей, что позволяет нам быстро осваивать новые регионы. Мы развиваем ассортимент, в том числе и за счет сопутствующих товаров. Наши сети предлагают нестандартные услуги для покупателей, такие как продажа обуви в рассрочку и выдача денежных займов. И мы дальше будет развивать это направление, так как оно способствует как увеличению выручки, так и росту лояльности покупателей.
К каким показателям стремится Ваша компания по итогам этого года?
— План по выручке на этот год составляет более 7 млрд рублей, прирост по отношению к 2014 году — около 40% (выручка в 2013 году по МСФО — 4,9 млрд рублей). В этом году откроем более 120 магазинов, по итогам первого полугодия уже запустили более 50 новых торговых точек. К концу 2014 год наша сеть будет насчитывать около 400 магазинов.