Apple теряет позиции на рынке Сибири
Сибирский рынок в первые 9 месяцев 2013 года наглядно отразил тенденцию перехода пользователей от сотовых телефонов к смартфонам и от ноутбуков к планшетным компьютерам.
Эти данные подтверждает исследование компании «Евросеть».
«Доля смартфонов в Сибирском федеральном округе в указанном периоде выросла с 25% до 40% в количественном выражении и с 58% до 76% в денежном выражении»,
- говорит Максим Алякринский, управляющий Западно-Сибирским филиалом компании «Евросеть».
В то же время общий рынок, включающий в себя как сотовые телефоны, так и смартфоны, показал снижение на 5% за счет уменьшения продаж именно обычных сотовых телефонов: за первые 9 месяцев 2013 года в Сибирском федеральном округе было продано 3,9 млн штук сотовых телефонов и смартфонов, в аналогичном периоде 2012 года продажи данных устройств в количественном выражении составили 4,1 млн штук. За счет тенденции перехода от простых мобильных устройств к смартфонам рынок показал прирост в 12% с 17,2 до 19,3 млрд рублей. Средняя цена мобильного устройства выросла на 18% с 4,2 тыс. рублей до 4,9 тыс. рублей. Средняя цена смартфона, реализованного на рынке в указанный период, снизилась на 6% и составила 9,2 тыс. рублей. Смартфоны становятся более доступными потребителям - появляется много бюджетных моделей как A, так и B брендов. Отдельно рынок смартфонов показал рост как в количественном выражении - 56%, так и в денежном выражении - 46%.
На рынке смартфонов возросла конкуренция за счет расширения ассортиментной матрицы со стороны вендоров. Лидером рынка смартфонов в количественном и денежном выражениях остается Samsung – 30% и 33% соответственно. Nokia по-прежнему занимает второе место по обоим показателям, но сокращает свою долю с 27% до 17% в количественном выражении и с 21% до 11% в денежном выражениях. B-бренды, в свою очередь, выводят на рынок функциональные новинки с оптимальным соотношением цена/качество, завоевывая тем самым симпатии потребителей. Например, Fly, выпустивший ряд конкурентоспособных моделей смартфонов с привлекательным дизайном, нарастил свою долю рынка в количественном выражении с 2% до 4% и с 1% до 4% в денежном выражении.
Рынок планшетных компьютеров в Сибирском федеральном округе демонстрирует гигантский рост, который обусловлен тем, что рынок ноутбуков близок к насыщению по параметру первичной покупки, так как хотя бы один ноутбук есть уже у большинства семьей. Планшет, в свою очередь, косвенно увеличивает срок службы ноутбука, забирая часть функционала, который пользователи традиционно привыкли получать от ноутбука, к тому же планшеты обладают явным достоинством – мобильностью. Таким образом, рост рынка планшетных компьютеров с Сибири составил 257% в количественном и 143% в денежном выражениях. При этом средняя цена реализованного на рынке планшета уменьшилась на 32% и составила 11,8 тыс. рублей.
Основная тенденция на рынке планшетных компьютеров – рост популярности планшетов, ранее не имевших серьезную долю на рынке, например, Prestigio, который увеличил свою долю в продажах в Сибирском федеральном округе в количественном выражении с 3% до 10%, с 1% до 5% в денежном. Причиной роста данных вендоров является растущее качество продукции, как с точки зрения надежности, так и с точки зрения потребительских свойств – дизайн, функциональность, программная часть. Крупные международные производители либо удерживают долю за счет сильного маркетинга и высокой лояльности бренду, например, Samsung и в меньшей степени Asus, либо теряют позиции, как Apple, доля которого по обоим показателям сократилась практически в 2 раза: с 28% до 13% в количественном выражении и с 44% до 25% в денежном выражениях.