Аудиторская проверка сегодня стоит как в 2009 году
ДК провел иследование рынка аудита и выявил актуальные на сегодня для него тенденци. Обостреная конкуренция и законодательные изменения внесли существеные корективы в показатели рынка.
Демпингующие компании влияют в целом на всех игроков, поэтому в 2011 году наблюдается ситуация снижения средней стоимости аудиторской проверки (как обязательной, так и инициативной) приблизительно на 6-13%.
В ходе экспертного опроса также было выявлено, что больше половины рынка занимают иностранные компании и крупные российские и местные игроки (более 63%). Однако в связи с появлением на рынке PricewaterhouseCoopers есть основания предположить, что доля иностранцев будет расти. Хотя сами участники рассчитывают, что клиентов должно хватить на всех.
Кроме того, доля инициативного аудита в общем обороте от аудиторской деятельности компаний снижается. Так в 2011 г. она составляет 13% (в 2009 г. – 21%). Последствия увеличения порога для обязательной аудиторской проверки
по-разному оценивается игроками. Часть игроков прогнозирует сокращение числа клиентов, другие, напротив, считают, что стоимость – не главный фактор выбора и никак не повлияет на текущую ситуацию.
Аудиторы продолжают дополнять свой портфель сопутствующими услугами. Так, например, доля консалтинга составляет столько же, сколько и сами аудиторские услуги – более 30%. Ставку на него участники рынка считают оправданной.