АвтоВАЗ, который тонет: кто и как будет спасать автогиганта на этот раз
АвтоВАЗ отчитался о работе за 2015 год: фиксируются рекордные убытки. Аудитор завода в заключении усомнился в том, что он продолжит работу. Коллектив АвтоВАЗа переведен на 4-дневную рабочую неделю.
Отчетность АвтоВАЗа по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) за 2015 год была озвучена в пятницу, 12 февраля. По итогам прошедшего года завод получил рекордный убыток, 73,9 млрд рублей. Это в 3 раза больше, чем было в 2014 году. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst & Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность, пишет РБК.
«Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.
Что означает заключение аудитора
Тамара Касьянова, гендиректор аудиторской компании «2К», заметила, что оговорка аудитора означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. После этого заводу могут предъявить иски о взыскании задолженности.
«Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха «Трансаэро» аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.
Как АвтоВАЗ зашел так далеко
Главной причиной убытков завода являются низкие продажи его главной модели – автомобиля Lada. В прошедшем году продажи «Лады» упали на 30,5% в сравнении с 2014 годом, до 269 000 машин. При таких маленьких показателях продаж АвтоВАЗ стал лидеров российского авторынка по росту цен. По данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. Однако самая популярная модель, Lada Granta, в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris.
Также в 2015 году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).
АвтоВАЗ рассчитывал, что сможет исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на новую модель – Lada Vesta, ее продажи стартовали 24 ноября. На заводе полагали, что удастся продать 5000-6000 Vesta, однако продано оказалось только 2800 машин. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.
Еще одной причиной убытков стал рост на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости машин завода. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, сообщал завод в отчете за 2014 год. На убыток повлияло и снижение среднегодового курса рубля на 33%,
«Рост процентных ставок банков хуже наших ожиданий, а также к потерям привели бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб.», - говорится в отчетности АвтоВАЗа.
Можно ли спасти АвтоВАЗ?
В своей отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года он нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически дает возможность кредиторам требовать досрочного погашения всей задолженности. Гарантии отказа от досрочного истребования кредитов из этих 36,6 млрд руб. АвтоВАЗ получил только на 2,7 млрд руб. от трех банков — Росбанка, «Гаранти банк Москва» и Societe Generale, говорится в отчетности завода. При этом крупнейшие кредиторы предприятия – это Сбербанк, ВТБ и Новикомбанк, подконтрольный «Ростеху».
«Ситуация возникла не вчера, но пока планов досрочно требовать погашения задолженности нет: если мы потребуем, АвтоВАЗу будет грозить банкротство», — рассказал источник в Новикомбанке.
Источник в другом крупном банке-кредиторе сказал, что требовать досрочного погашения долга от АвтоВАЗа никогда не позволит правительство страны.
«АвтоВАЗ является добросовестным заемщиком банка, и в настоящий момент мы не имеем никаких претензий к компании», — сказали в пресс-службе ВТБ.
Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитал», считает, что, несмотря на серьезную ситуацию, положение автомобилестроителя не критично.
«Большая часть долга АвтоВАЗа — беспроцентные ссуды, остальная приходится на акционеров и госбанки. АвтоВАЗ неоднократно сообщал о margin call, но никто из кредиторов ни разу не требовал досрочного возврата займов. С такой структурой долга дефолт АвтоВАЗу не грозит», — говорит он. Впрочем, вечно так продолжаться не может. «Пока ситуация под контролем, но если рынок будет падать еще два-три года, все время закрывать убытки станет невозможно», — предупреждает Беспалов.
Что предпримет АвтоВАЗ
В нынешних условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров, уверен Владимир Беспалов. В отчетности завода говорится, что компания уже обратилась за помощью к собственникам.
«Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров», - говорится в обращении.
Отметим, основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — это компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, и на 32,87% — госкорпорации «Ростех».
Владельцы АвтоВАЗа уже заявили, что готовы помочь заводу. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию.
«В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault.
Если это произойдет, Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, пока неясно, представитель компании ситуацию не комментирует.
В «Ростехе» подтверждают, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа.
«В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга», — сказали в «Ростехе».
При этом госкорпорация намерена сохранить свою долю в капитале АвтоВАЗ на уровне 25%. На АвтоВАЗе данный вопрос не комментируют.
Не в первый раз
АвтоВАЗ уже попадал в схожую ситуацию в 2009 году. Тогда чистый убыток завода составил 49,2 млрд руб., в два раза превысив показатель 2008 года. В октябре 2009 года группе нужно было рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., подлежащие погашению до 30 июня 2010 года. Завод тогда спасли за государственный счет.
Весной 2009 года «Ростехнологии» получили от государства 25 млрд рублей, чтобы передать эту сумму АвтоВАзу в виде беспроцентной ссуды на год. После этого автомобильный завод получил от государства 12 млрд рублей на расчет с кредиторами. В декабре того же года АвтоВАЗ получил 28 млрд рублей.
Весной 2010 года Игорь Шувалов, первый вице-премьер, оценил общий объем господдержки АвтоВАЗа в более, чем 70 млрд рублей.
Что ждет сотрудников завода
Владимир Беспалов отмечает, что сейчас АвтоВАЗу, помимо получения дополнительного финансирования, нужно сосредоточиться на повышении эффективности производства. Для того, чтобы не сокращать персонал, завод с понедельника, 15 февраля, переходит на четырехдневную рабочую неделю.
При этом председатель профкома АвтоВАЗа Сергей Зайцев в начале февраля сообщил, что «излишняя численность на предприятии составляет более 4 тыс. человек из общей численности 44,5 тыс.», то есть невостребованными остаются около 10% работников автозавода.
Будет ли государство тратить деньги на спасение АвтоВАЗа
Источник в правительстве сообщает, что пока ни один из акционеров АвтоВАЗа не обращался за помощью. Нынешняя ситуация не похожа на 2009 год потому, что тогда завод был государственным, сейчас же это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, сейчас у государства нет денег на помощь заводу: расходы по бюджетным статьям планируется сокращать минимум на 10%. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась. В Минэкономразвития не сообщили, будет ли включен АвтоВАЗ в план в результате его доработки до 18 февраля. В Минпромторге на запрос не ответили.
Отметим, доля АвтоВАЗа на автомобильном рынке с 2007 года снизилась почти вдвое – с 28 100 проданных автомобилей в год до 16 800 машин. В 2015 году модели Lada в России оказались на 5-м месте по продаваемости. Российскую машину опередили Toyota, Mersedes-Benz, Kia, Hyundai.