«Бизнес-дьявол» Аркадий Морейнис: «Заработать много денег можно, только найдя Цукерберга»

DK.RU поговорил с одним из самых странных бизнес-ангелов о том, почему в России нельзя построить венчурную экономику, почему надежда — только на школьников, и на что бизнесмену надо тратить деньги.

После окончания Университета им. М.В.Ломоносова Аркадий Морейнис создал свою первую компанию, Macsimum, которая занималась продажей и разработкой программного обеспечения для компьютеров Apple Macintosh. В середине 90-х увлекся онлайновыми проектами, создал первую в России систему бесплатной электронной почты Extranet, онлайновый каталог цен и автомобилей Автодром, а позже – популярную онлайн-площадку Price.ru. 

Пройдя через множество проектов, бизнесмен решил стать бизнес-ангелом, чтобы помочь продвигать крутые идеи, могущие принести много денег. Однако через какое-то время ангел превратился в «дьявола», разочаровавшись в идее построения венчурной экономики и отчаявшись найти в России новых Цукербергов. 

DK.RU выснил, куда исчезли великие умы, где их искать и что делать.

– Почему вы считаете себя бизнес-дьяволом, несмотря на то, что вас называют ангелом?

Потому что бизнес-ангел – это такой белый и пушистый, который говорит про горящие глаза, про изменить мир, который расстилает «голубые дали» и раскрашивает все в розовые цвета. Некоторое время я этим занимался, но потом понял, что это начало привлекать просто жадных неумех. И мне надоело разговаривать и общаться с такими людьми, которые ничего не умеют и не могут, но думают, что они могут все.

– А какие проекты вам интересны?

Любые, на которых можно заработать деньги!

– Это логично. Но в какие проекты вы не станете вкладываться, например?

В которых нельзя заработать много денег.

– Как вы это определяете?

Никак, определить я это не могу. Хрустального шара у меня, к сожалению, нет, я могу только опираться на собственные догадки и ощущения. Я просто беру проекты, в которые верю. Верю, что из них может вырасти что-то большое и экономически оправданное.

– А какова степень риска?

Огромная!

– Как часто ошибались и ставка оказывалась неверной?

Как любой «бизнес-ангел» – 95%. Пока что у меня «выстрелил» один проект из 15 или даже 20. Каждый вторник я встречаюсь со стартаперами, ко мне приходит человек по 20, с которыми я общаюсь, и среди них нахожу лишь единицы, которые могут быть интересны. Но с ними потом еще надо работать, потому что бизнес-ангел – это же самая ранняя, «посевная» стадия, на этом этапе еще непонятно, вырастет что-то из этого или нет, и сколько времени это займет. Поэтому риски очень большие.

– Как вы с ними работаете? Кто-то ведь просит помощи, кто-то – сразу денег...

На самом деле те, кто просит денег на «посеве», совершают большую ошибку. Для меня это значит, что это люди, у которых нет ни команды, ни четкого понимания того, что они делают. Какие-то деньги нужны, конечно, на этом этапе, но это не те суммы, про которые стоит говорить. Основная проблема – в мозгах, а не в деньгах. Поэтому надо сначала работать с мозгами.

– И как вы можете повлиять на мозги?

Сначала говорить, потом аргументировать, потом раздражаться, потом ругаться, потом крыть матом, потом опять объяснять и аргументировать. Иногда это работает, иногда – не очень. Но я пытаюсь.

– А почему вы верите в студентов и школьников?

В студентов-то я как раз все это время и не верил, просто решил проверить, вдруг что-то изменилось за последние несколько лет. Ну и действительно: я вижу, что уже появляется некоторое количество вменяемых студентов, которые к чему-то стремятся. Может быть, что-то действительно изменится, и они начнут делать интересные вещи. А в школьников я не то что верю, это просто единственная гипотеза, которая у меня осталась, потому что, грубо говоря, среди более взрослых людей, лет от 25, судя по всему, никаких Цукербергов нет и не появится. Поэтому, кстати, в России сейчас невозможно построить венчурную экономику. А заработать много денег можно, только если ты найдешь «Цукерберга». Вот поэтому у меня родилась гипотеза, что мы всех Цукербергов «отстрелили» еще в школе, поэтому решил попробовать прийти в школу – вдруг удастся кого-то из них все-таки не упустить. Потому что у меня вообще больше нет мыслей, где брать новых Цукербергов. 

– А что вы им рассказываете?

Что такое бизнес-модели, юнит-экономика, как считать экономику проекта, что такое конкуренция, как бороться с ней, зачем нужен стратегический маркетинг и так далее.

– Считаете, школьники способны это воспринимать? Как они реагируют?

Абсолютно. Я попробовал с ними поговорить и понял, что лет с 12 они уже все прекрасно понимают, а самое главное – им ведь в головах не нужно ничего ломать! Им говоришь, и они это воспринимают, а не так, что приходит взрослый и с чувством полной уверенности в том, что он делает, начинает тебя убеждать, что это ты ничего не понимаешь, а на самом-то деле все вон как! Вот поэтому – школьники. А студенты... Некоторое время назад это была самая ужасная категория населения, самые жадные и неумелые люди из всех, кто только существует. Но, судя по всему, что-то уже начало меняться, это начало проходить. Конечно, цикл от студента до проекта покороче, чем от школьника до проекта, поэтому я решил еще раз попробовать и со студентами. Может, что-то выйдет.

– По поводу того, где искать Цукербергов: у нас в Новосибирске, например, есть Академпарк, где очень много резидентов с крутыми проектами. У нас проходят Летняя и Зимняя школы, на которые приезжает множество бизнес-ангелов. Не пробовали искать в таких местах?

На самом деле в свое время я пытался искать везде. Но в этом нет большого смысла. Это первое. Второе: резидентство где-нибудь – это вообще не показатель успешности проекта, а в некоторых случаях это даже показатель не того, что надо. Потому что все-таки 90% смысла нового проекта – это неполучение резидентства в инкубаторах, а достижение некоторых результатов, в том числе финансовых. Поэтому не уверен, что одно с другим напрямую соотносится. А третье: убежден, что для того, чтобы нормально погружаться в проект, с ним надо все-таки периодически общаться. Из Москвы общаться с Новосибирском сложно. Есть, конечно, скайп и почта, но там очень сложно объяснять некоторые вещи, и в нашей работе личное общение достаточно важно. Кстати, если мы посмотрим американские и английские истории, то, по большому счету, большинство проинвестированных бизнес-ангелами проектов находится в 60 км от места проживания бизнес-ангела. Поэтому если искать проект в Новосибирске значит, надо большую часть времени проводить там.

– А чем интересно именно бизнес-ангельство, почему не купить крутой проект?

Что значит – купить? Во-первых, назовите мне хоть один крутой проект, который появился за последние 10 лет, условно говоря, у тех людей, у которых можно было бы его купить? Ничего такого на самом деле не появилось. А второе: для того, чтобы купить действительно крутой проект, нужно иметь столько денег, что возникает вопрос: а стоит ли на эти деньги покупать крутой проект, у которого все же есть вероятность, что он накроется медным тазом? Может быть, стоит вложить не в крутой проект, но в котором стабильность и окупаемость будет выше? Поэтому купить за большие деньги – это отдельная история, этим занимаются фонды, причем не венчурные, а так называемые фонды прямых инвестиций. Но это фонды, под управлением которых – сотни миллионов долларов. Если и когда у меня будут такие деньги, я 28 тысяч раз подумаю, вкладывать ли их во что-то крутое и непонятное или все-таки спокойно на них жить и заниматься тем, чем нравится.

– Если вкладываться в какой-то проект, у которого есть авторы, разработчики, руководители, вы учите управлять этим проектом? Нужно же уметь еще и это делать.

Да, конечно! Только там управление совсем другое, нежели в классическом смысле, потому что это вообще про управление на других этапах. Это когда у тебя есть рабочие механизмы и твоя задача – отшлифовать все шестеренки и уметь вовремя заливать масло, чтобы все крутилось. А управление на этапе начала проекта – это вообще совершенно другой тип работы.  Естественно, ему надо учить. Потому я и говорю, что крутая идея еще ничего не значит, все на этом этапе определяется командой и исполнением. Правильное исполнение является частью организационного процесса или наоборот – организационный процесс является частью правильного исполнения. Это все очень связано с умением отбрасывать ненужное, тестировать гипотезы, фокусироваться. Потому что на первых этапах не стоит задача заработать деньги любой ценой, как ни странно. На первых этапах задача состоит в том, чтобы найти способ, при котором можно будет начать зарабатывать деньги в виде некой машинки, через некоторое время. То есть речь идет об изобретательстве, рационализаторстве: как собрать эту конфигурацию, как это будет работать, куда долбиться. А лучше всего не долбиться, а пытаться обходить стороной.

– А каковы типичные заблуждения стартаперов?

Проще сказать, каких заблуждений нет. Есть все. Возьмем медицинскую энциклопедию – любую болезнь можно отыскать у начинающих бизнесменов. То есть заблуждений множество. Если же они планируют, например, сразу зарабатывать на своих проектах кучу денег, то это уже вообще клинический случай. Тут идет деление на клинические и обычные болезни. 

– Как вы это лечите?

Говорю прямо, что вот это – херня, вот это вообще полная херня, а вот об этом можно даже не мечтать, а вот это, если вы будете делать так, как представляете, то станете одним из 20 тысяч свечных заводиков, зарабатывающих только себе на жизнь. Просто в какой-то момент привыкаешь говорить правду, это гораздо легче, и меньше «геморроя».

– Судя по тому, как продвигался ваш проект Прайс.ру, вы еще и крутой маркетолог. На ваш взгляд, насколько важна реклама?

Это вообще единственное, в чем состоит компетенция любого основателя проекта. Неужели вы думаете, что компетенция основателя проекта – это создать платформу или, не дай Бог, сделать сайт? Это уже давно не фокус. Фокус – это понять, нужен ли ваш проект людям, понять, как это донести до людей, чтобы они это купили. Вот это и есть главная компетенция. Все инструменты продвижения я называю методами привлечения покупателей/клиентов. Способов есть много, но самое главное – это должен быть повторяемый, планируемый, прогнозируемый и управляемый процесс. Любой такой процесс – это и есть привлечение. Можно назвать рекламой, маркетингом – смысл от этого не изменится. Ты постоянно доносишь некую информацию до твоей целевой аудитории через канал, который они воспринимают. А дальше, в зависимости от того, какой месседж на какую аудиторию ты рассчитываешь, выбирается уже соответствующий канал.

– Нужно ли на это тратить деньги?

Принципиально нужно тратить деньги, потому что то, на что не тратятся деньги – это не повторяемый, не планируемый, не прогнозируемый канал. То есть когда ко мне приходят и говорят: у меня есть покупатели, но я не потратил на рекламу ни копейки, это означает, что ты не доказал ничего – ни себе, ни мне. Ну, допустим, некоторое количество людей ты привлек, опубликовав статью через соцсети, некоторое количество людей пришло, а дальше-то что? Как ты будешь растить это количество? Ты должен как раз в первую очередь пробовать расширяемый канал и повторяемый. А это только платные каналы. Потому что ты же не сможешь, к примеру, договариваться, чтобы какой-нибудь блогер каждый день писал о тебе статью, а значит – от того, что блогер один раз что-то написал, и к тебе пришло сто человек, ты ничего не приобрел, не доказал и не проверил. Ты не понял, какова будет стоимость привлечения твоего покупателя. А если ты ее не знаешь, значит, ты не знаешь ничего. Потому что экономика проекта может не сходиться.

– Вы общаетесь с молодыми бизнесменами, помогаете... Какая идея вами движет? Построить светлое будущее российского бизнеса?..

Заработать много денег.

– Вот! То есть получается, что молодой бизнес в России будет жить, пока есть вот такие люди, которые хотят раскручивать проекты и зарабатывать на них деньги? А как же система?

Систему пусть строит государство, оно для этого и предназначено – строить систему, эко-систему, инфраструктуру, помогать малому и среднему бизнесу. У меня нет такой задачи. Если в результате моей деятельности появляется некоторое количество людей, у которых не такие большие идеи, которые не настроены и не заточены на то, чтобы создать что-то большое, окей, пусть строят свечные заводики и являются основой для малого и среднего бизнеса. Это скорее побочный результат того, что я делаю. У меня нет такой цели, я не государственный институт, не институт развития, я не образовательное учреждение, у меня нет функций по построению светлого будущего в отдельно взятом государстве.

– Ваш бизнес начался с вашего образования, математического: вы хорошо разбирались в компьютерах, начали с ними работать, заняли новую на тот момент нишу, и все получилось. Сейчас, если нет такого образования...

То это плохо! Но нужно не профильное образование, конечно, просто в мозгах нужен порядок, определенная логика, понимание, что из одного следует другое, из другого следует третье, что, если ты хочешь достигнуть вот этого третьего, ты обязательно должен сделать первое и второе. На самом деле образование просто мозги в порядок приводит, особенно математическое. Проблема-то главная именно в порядке, который нужен в голове. Вот у гуманитариев, например, в голове абсолютно отсутствует связка причины-следствия, логика понимания неких потребностей, они пишут, чтобы самовыражаться, а не для того, чтобы продаваться. Но с таким подходом много не продашь и бизнес не построишь. При этом, грубо говоря, популярные гуманитарии думают про то, как продаваться, как их будут читать, смотреть, слушать. Вот именно это я и называю предпринимательством. Умение предпринимать – это не обязательно строить бизнес по продаже туалетной бумаги. Создавать коммерчески успешный кинофильм или книгу – это тоже предпринимательство. Успешный политик –  это тоже в первую очередь предприниматель. Все, что угодно. Я на самом деле и школьников пытаюсь учить именно этому в своих онлайн-курсах. Просто для этого всего нужна база, а образование как раз и дает эту базу. Чтобы строить в голове какую-то логику, делая проект, важно в первую очередь понимать, что такое экономическая модель, должно быть понятно, как на этом жить, второе – нужно понимать, в чем ты лучше других, и третье – собственно, как путем экспериментов к этому идти. Вот три составных части предпринимательства. На базовом уровне. Это и есть тот уровень, без владения которым просто нельзя переходить на следующий. Это как Пикассо: он рисовал абстрактные картины, но до этого он ведь учился в академии художеств и был отличным классическим рисовальщиком, и только после того, как он научился хорошо классически рисовать, он начал рисовать то, что посчитал нужным. Поэтому те три вещи, которые я пописал – это база, без которой невозможно переходить ни на какой другой уровень из серии «изменить мир». Потому что пытаться изменить мир, не понимая, в чем экономическая модель этого изменения, невозможно: деньги про***шь, причем и свои, и чужие, но никакой мир ты не изменишь... Надо четко понимать, что ты должен быть в чем-то конкретном лучше, а не по совокупности. Никто же не дает олимпийских медалей за то, что ты комсомолка, спортсменка и нормально бегаешь. Дают за то, что ты пробежал на стометровке быстрее всех или проплыл километр быстрее всех и так далее. То есть ты должен выбрать, в чем ты лучше. Не можешь бежать стометровку, пиши книжку, не можешь сделать это лучше всех, ищи другое, но помни, что в этом ты должен быть лучше всех и никак иначе.  

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.