БЛОГ: «Вывод компании из кризиса не в одиночку», – консультант Михаил Гольдберг

Методологии и технологии антикризисного менеджмента должны быть в арсенале любого грамотного собственника и руководителя.

Не раз писал в своих блогах, и неустанно повторяю на своих семинарах и тренингах с собственниками и руководителями компаний известные управленческие истины: кризисы и их преодоление – неотъемлемая часть жизни ЛЮБОЙ компании (даже если и не будут в какие-то промежутки времени явно проявляться мировые экономические кризисы, даже если не будут на Россию накладываться какие-либо серьёзные санкции), а методологии и технологии антикризисного менеджмента должны быть в арсенале любого грамотного собственника и руководителя. Этот «арсенал» нужно иметь и в постоянном «складском запасе управленческих компетенций», и его нужно очень быстро наращивать, если кризис только постучался в двери компании, и тем более – если он уже бушует вовсю.

Конечно, в 2008-2009 годах, когда уже устоявшийся бизнес подвергся первым серьёзным атакам кризиса, очень быстро в СМИ и в интернете появилось немало больших и коротких публикаций об антикризисном менеджменте, его обсуждали на различных форумах. Но сегодня в этом вопросе почему-то ситуация, на мой взгляд, вялая, и поэтому хочу своими постами немного восполнить этот пробел. Тем более – сам сегодня для своих компаний и компаний своих заказчиков в очередной раз усиленно провожу антикризисный менеджмент, нарабатываю новую для себя практику, изучаю всё доступное новое в интернете, осмысливаю собственные победы и ошибки в этом вопросе.

Итак:

1. Если кризис в стране затяжной (как нынешний), то даже если правительство будет иметь хороший антикризисный план, будет иметь под него нужные ресурсы, будет энергично и умело всё это применять – кризис всё равно коснётся любой компании. А глядя «на правительственное сегодня» можно уверенно сказать: коснётся так, что  некоторые рынки почти «встанут» (или «замёрзнут») на время!

2. Есть рынки, на которых «сужение» спроса происходит стремительно (на которых от продукции население и компании отказываются легко и быстро, в том числе и из-за «психологического зажима»), а есть такие, где это происходит медленно, но неуклонно. До какого-то срока, естественно (сегодня он целиком зависит от нормотворческих, экономических, управленческих и PR-действий правительства). Как это происходит и будет происходить на конкретном рынке, каждая компания (её руководители и собственники) должна построить собственные сценарии: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический. Для этого важно читать непредвзятую статистику и аналитику (от РБК и ДК, например), слушать выступления руководства страны, формулировать на основе этого собственные гипотезы, изучать мнения авторитетных и независимых от партий и правительства экспертов-экономистов.

3. Не надо дожидаться, когда «звоночки кризиса» в компании перейдут в «бой колоколов»: когда начнёт давить внешняя «кредиторка», когда «разрастётся дебиторка», когда начнут приходить «тонны неоплаченных счетов» и «письма счастья из налоговой», когда персонал компании «подымет шторм». И когда собственники компаний начнут «рубить головы» наемному менеджменту. Нужно решительно браться за антрикризисное управление еще на подступах кризиса!

4. Для составления эффективного антикризисного плана (антикризисной программы), о чём писал и я неоднократно в своих постах, нужно, конечно, использовать все разумные методы: и погружение в SWOT-анализ руководителей и собственников, и поиск мнений экспертов в интернете, и стратегические сессии, и мозговые штурмы в компании. Но важно не бояться и не стесняться своевременно привлекать и к SWOT – анализу, и к составлению антикризисных планов независимых экспертов-консультантов.

5. «Эспертность экспертов-консультантов» несложно проверить не только и не столько с помощью их резюме и представляемых ими отзывов и регалий, сколько на их предварительной оценке ситуации в компании и на рынке её работы, и на их составлении предварительных набросков антикризисного плана (многие это делают бесплатно). После этого эксперты могут оцениваться путём оценки представленного ими технического задания на выполнение консультационных работ, и уже затем – через их первые непосредственные действия в составе компании (отношения с экспертом можно в любой момент прекратить).

6. Следует понимать, что хороший консультант – это нередко «волшебная палочка» для компании, поскольку он сам имеет богатый опыт в антикризисном управлении, хорошо и разносторонне управленчески образован и опытен, постоянно обучается и повышает свои компетенции, постоянно общается с кругом коллег и экспертов более высокого уровня, копит и обобщает опыт тех компаний, с которыми ему приходится работать. И ещё: он чаще всего очень хороший коммуникатор, неплохой стратег, отличный тактик и агрегатов всего прогрессивного в компании, он истинный менеджер развития. Он ещё обладает навыками эффективного коучинга. И всегда держит во главе угла известный принцип – не навредить, а помочь!

Гендиректор ЦДО "Сфера" Михаил Гольдберг

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.