Центры бизнес-образования готовят антикризисные программы

эксперты Анна Власова директор центра «Харизма» Михаил Гольдберг генеральный директор Центра делового обучения «Сфера» Владимир Кизь управляющий партнер ГК «Баланс» Ирина Кудрявцева директор «Новос

В условиях экономического кризиса около трети новосибирских компаний полностью отказались от бизнес-образования. Еще треть существенно снизила затраты в этой области. Бизнес­-школы отреагировали на снижение спроса сменой образовательных программ.

эксперты
Анна Власова
директор центра «Харизма»
Михаил Гольдберг
генеральный директор Центра делового обучения «Сфера»
Владимир Кизь
управляющий партнер ГК «Баланс»
Ирина Кудрявцева
директор «Новосибирского городского тренинг­-центра»
Лев Миникес
директор «Консалтингового агентства Льва Миникеса»
Сергей Попов
исполнительный директор «СБТ Квадрат»
Андрей Федюкин
коммерческий директор Сибирского центра коучинга «Лиртана»

Как бизнес-школы приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям? Какие центры бизнес-образования больше всего подвержены негативным последствиям? Что бизнес-школы ждут от следующего года?
Генеральный директор центра делового обучения «Сфера» МИХАИЛ ГОЛЬДБЕРГ оценивает емкость рынка бизнес-образования НСО в сегменте «дополнительное бизнес-образование» (к нему относятся курсы начальной подготовки и повышения квалификации, открытые семинары и тренинги, корпоративное бизнес-обучение) примерно в 40–60 млн руб. С наибольшей скоростью, по мнению эксперта, рынок прирастал в период 2002–2006 гг.

А вот управляющий партнер группы компаний «Баланс» ВЛАДИМИР КИЗЬ отмечает «безудержный рост» рынка бизнес-образования в 2007 г. и констатирует значительное его замедление в 2008 г. — вплоть до полного отсутствия роста. Кизь прогнозирует сокращение объема рынка в 2009 г. на 30%. Исполнительный директор «СБТ Квадрат» СЕРГЕЙ ПОПОВ указывает, что существенное снижение роста стало заметно только по результатам конца года. «В первом полугодии 2008 г. я даже отметил увеличение темпа роста рынка по сравнению с 2007 г. В период летнего затишья особого уменьшения объемов заказов на услуги бизнес-образования мы также не заметили», — рассказывает Попов. По его словам, ситуация изменилось осенью, особенно в октябре и ноябре, когда количество клиентов, отказавшихся от образовательных программ, стало существенным.

«Объем продаж в нашей компании в первой половине 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился почти вдвое, — подтверждает директор образовательного центра «Харизма» АННА ВЛАСОВА. — Спрос снизился только во втором полугодии, я думаю, ненадолго». Директор «Новосибирского городского тренинг-центра» ИРИНА КУДРЯВЦЕВА тоже не считает, что снижение спроса станет для центров бизнес-образования роковым. «Думаю, что, несмотря на кризис, спрос на услуги бизнес-образования значительно не упадет. Он поменяет свой вектор, то есть станет более целена­правленным и предметным, ужесточатся требования к качеству предоставляемых услуг», — объясняет Кудрявцева.

Рост спроса на MBA и тренинги продаж сохраняется

«Рост спроса на отдельные образовательные продукты все еще сохраняется», — уверен Гольдберг. По его словам, спрос на программы MBA медленно, но неуклонно растет. Всегда высок и стабилен спрос на обучение технологиям продвижения продукции — этим приходится заниматься всему бизнес-сообществу. «Конечно, по всем признакам в условиях кризиса должен ощущаться рост в сфере обучения, связанного с управлением бизнесом, персоналом и финансами, но пока я лично ощущаю не прирост, а некоторый спад в этом направлении», — констатирует Гольдберг.

«Предпочтения клиентов радикально изменились», — уверен Сергей Попов. Сейчас, по его словам, самыми востребованными являются темы, связанные с оптимизацией затрат и бизнес-процессов, методами оценки эффективности деятельности персонала, стратегическим планированием и запуском инновационных процессов в компании.

Владимир Кизь обратил внимание на «перетекание» спроса из более дорогого сегмента в средний и нижний. В связи с этим ГК «Баланс» сейчас вводит в свой портфель менее дорогие программы — «без международной сертификации, но дающие слушателям реальные знания и повышающие их конкурентоспособность на рынке труда».

Анна Власова назвала три наиболее востребованные продукты бизнес-образования: «Возник спрос на стратегические сессии — смена ситуации на рынке, несомненно, должна повлечь за собой смену стратегий компаний. Сохранился спрос на программы по продажам. В условиях, когда покупателей становится меньше и конкуренция обостряется, уровень продаж во многом зависит от квалификации торгового персонала. На третьем месте по популярности — мотивационные тренинги для поднятия боевого духа команды».

Среди клиентов «Харизмы» есть такие, кто запустил новые образовательные проекты именно в этот период — УРСА Банк, строительная компания «Уникон», ГК «КонтинентЪ» (г. Томск).

Заказчики ждут конкретных решений

«Время, когда требования к образовательным программам были размыты, резко закончилось, — говорит Власова — Сегодня заказчик требует конкретного результата». «В этой ситуации больше шансов у тех, кто изначально делал упор не на обучение, а на повышение эффективности, — считает коммерческий директор Сибирского центра коучинга «Лиртана» АНДРЕЙ ФЕДЮКИН. — В нынешних условиях каждый руководитель стремится выжать максимум из того, что имеет. Даже больше — из того, что осталось в его распоряжении».

Директор «Консалтингового агентства Льва Миникеса» ЛЕВ МИНИКЕС также рассчитывает, что в будущем году будут востребованы прикладные курсы, посвященные решению реальных управленческих задач, — микроэкономика, стратегия, бизнес-процессы. В «группу риска», по его словам, попадут «психологизированные» программы типа «формирования команды» и «повышения личной эффективности». «Уменьшится спрос на «кадровую политику», так как в нынешних условиях возросшая «власть работодателя» делает эту тему менее актуальной, — считает Миникес. — А вот спрос на разного рода «искусства продаж» сохранится или даже повысится, но, возможно, заказчики станут более придирчивы к качеству таких тренингов».

«Харизма» в сегодняшней ситуации ориентирует свой продукт не на слушателей, а на «делателей»: с оценкой эффективности входа, домашними заданиями, интеграцией знаний в непосредственную деятельность работающих в программе. Популярными на рынке стали программы с привлечением не только менеджеров по продажам и их руководителя, но и всего персонала, обслуживающего бизнес-процесс.

Центры обновляют портфели

Бизнес-школы активно реагируют на меняющиеся экономические условия, подстраиваются под них, готовят новые программы. В результате на рынке уже появилось множество новых, антикризисных предложений.

«СБТ Квадрат» сделал акцент на серию бизнес-игр, позволяющую участникам согласовать факторы стратегического планирования, кадровой политики и оперативных действий в своих компаниях в условиях кризиса. «Лиртана» предлагает серию мастер-классов, участие в которых позволит руководителям за три часа найти ответы на вопросы, связанные с повышением как результативности руководимых ими компаний и подразделений, так и личной эффективности. «Новосибирский городской тренинг-центр» проводит тренинги по актуальным «кризисным» вопросам: взаимоотношение поставщиков с сетевыми ритейлорами и переговоры в условиях жесткой конкуренции, а также программы, ориентированные на розничный сектор, где остро стоит вопрос о повышении стандартов обслуживания как основном конкурентном преимуществе компаний.

«Харизма» выбрала стратегию не борьбы с кризисом, а формирования посткризисного пространства, поэтому содержание программ центра направлено на формирование и повышение комплексной компетентности руководителей бизнеса и их коллективов.

«Консалтинговое агентство Льва Миникеса» в условиях кризиса делает акцент на стратегию — анализ экономики предприятия, его ассортиментного набора, целевых групп и корректировку стратегии, соответственно, к новым условиям. К своему «ассортиментному набору» компания добавила краткосрочные стратегические сессии. В целом же Лев Миникес считает, что поток обрушившихся на рынок «антикризисных» предложений, «мягко говоря, преждевременен». «Думаю, пока это не более чем попытка определенной части консультантов и тренеров воспользоваться смятением, охватившим определенную часть предпринимателей и менеджеров. Сначала нужно наработать опыт практической помощи бизнесу, получить реальные результаты кризисного консультирования — после этого можно будет «дополнять портфель» и формулировать достойные «антикризисные предложения», — считает Миникес.

В «группу риска» попадают как мелкие, так и крупные центры

Владимир Кизь констатирует, что сегодня от бизнес-образования отказываются порядка 30% компаний и еще 30% сокращают обучающие программы.

По словам Власовой, спрос на бизнес-образование в ноябре упал почти в три раза. «В первую очередь от услуг бизнес-образования отказались те компании, которые находятся в сложных условиях, — строители, банки, ритейл», — перечисляет Власова. По ее мнению, это уже стало причиной «временных закрытий» ряда центров бизнес-образования: «Они закрываются на несколько месяцев, распуская персонал в административные отпуска, чтобы переждать период затишья».

Опрошенные «ДК» представители компаний утверждают, что ни персонал, ни заработную плату они не сократили. Часть экспертов относит к группе риска небольшие центры, которые относительно недавно открылись и еще не успели сформировать хорошую клиентскую базу. «Заказчики сейчас предпочитают иметь дело с теми, кого они знают, нежели с новыми игроками, соответственно, шансов у крупных широкопрофильных компаний больше», — уверен Андрей Федюкин. Другая часть экспертов с этим не соглашается. Миникес, наоборот, считает, что крупные центры более уязвимы в силу двух факторов: высокой доли постоянных издер­жек в структуре затрат и более низкого уровня представляемых программ. Эксперт уверен, что при большом количестве тренеров невозможно поддерживать высокий профессиональный уровень образовательного центра в целом. Ирина Кудрявцева придерживается другого мнения: «Считаю, что от размера бизнеса не зависит, попадает компания в группу риска или нет. А вот специализация центров бизнес-обучения может оказать влияние на то, как компания пройдет этот кризисный период. На мой взгляд, долгосрочные программы будут менее популярны, чем краткосрочные».

Власова считает, что в сложной ситуации могут оказаться компании, которые специализировались на программах для ритейла, банков и финансовых структур.

Сергей Попов к числу аутсайдеров относит «бизнес-школы», ориентированные на узкий сегмент рынка (вроде «Центра риэл­торского мастерства»); центры, занимающиеся исключительно продажей услуг «заезжих тренеров» и не имеющие собственного тренерского штата; а также центры, программы которых ориентированы на обучение технологическим навыкам (например, технология продаж).

«Тяжелее приходится тем «бизнес-школам», которые находятся не на территории вузов и вынуждены платить высокую арендную плату за помещение, — считает Михаил Гольдберг. — В условиях спада продаж далеко не всем самостоятельным школам это под силу».

В лучшем положении, по мнению Анны Власовой, сегодня находятся крупные игроки, которые продолжают работать и получать заказы, и фрилансеры, которые работают сами на себя и могут конкурировать по цене, что немаловажно в условиях ограниченных бюджетов.

Самое читаемое
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.