«Что такое краудфандинг?» – колонка сооснователя Planeta.ru Федора Мурачковского

Наверное, многие знакомы с ситуацией: есть идея, есть люди, готовые ее реализовать, есть общественный запрос, но нет бюджета. Краудфандинг – альтернативный источник финансирования в кризис.

Наверное, многие знакомы с ситуацией: есть идея, есть люди, которые готовы эту идею реализовать, есть общественный запрос, но нет бюджета. Брать кредит в банке – рисково, занимать у друзей — где найти таких богачей. В итоге вы хороните свою идею как не прошедшую испытание рублем. Вы удивитесь, но решение есть. Это краудфандинг, или народное финансирование, или проще говоря, реализация проекта всем миром. Как это работает? Ситуация — не хватает в городе детских садов, есть энтузиаст, который готов открыть частный детсад, но у него нет на это средств. Этот человек может обратиться к своей целевой аудитории (родителям, которым не с кем оставить детей) с предложением профинансировать его проект детского сада, а взамен он готов, допустим, дать хорошую скидку при покупке абонемента в этот детский садик или несколько месяцев сидеть с детьми бесплатно. Главное, сумма вложения должна быть эквивалента стоимости конечной услуги (или бонуса, который предлагает на выбор автор идеи). В итоге все в выигрыше: человек реализовал свой проект детского сада, родители пристроили своих отпрысков. Никаких посредников, бюрократических проволочек, долгов по кредитам и т.д. Так и работает краудфандинг.

Еще четыре года назад про краудфандинг почти никто в России не знал. Потом стали появляться специальные краудфандинговые платформы. Одна из первых — Planeta.ru. Уже сегодня многие музыканты, писатели, режиссеры, гражданские активисты, изобретатели и бизнесмены используют краудфандинг, чтобы создать новый продукт — альбом, книгу, товар, или собрать средства на установку памятника, светофора или ремонт больницы.

В настоящем, в условиях экономического кризиса, краудфандинг, пожалуй, один из немногих эффективных инструментов реализовать ту или иную идею. Потому что он решает сразу несколько задач: финансовую (вы получаете деньги на воплощение своего замысла), маркетинговую (целевая аудитория проекта дает вам обратную связь – интересен ли ей ваш продукт или нет), PR (запуск краудфандинговой кампании прекрасный повод «пошуметь» в СМИ, социальных сетях и т.д.).

Правило краудфандинговых платформ: если необходимая сумма (финансовая цель проекта) не собирается в заявленный срок, деньги в полном объеме возвращаются вложившим их людям. Если же сборы покрывают бюджет или даже превышают его, автор получает средства для развития проекта.

Что влияет на успех краудфандинговой кампании? Выделю ключевые моменты:

1. Оформление проекта

Важно грамотно презентовать свой проект аудитории. Необходимо подготовить качественное по картинке и звуку видеообращение, определить, кто ваша целевая аудитория, рассказать, как к вам пришла идея проекта, что вы уже сделали для ее реализации, чего не хватает. Обязательно нужно обратиться к своему потенциальному акционеру с призывом помочь финансово и информационно.

2. Финансовая цель и период сбора

Финансовая цель проекта - это та сумма денежных средств, которую автор крауд-проекта хочет собрать для реализации идеи. Мы рекомендуем указывать минимально необходимую сумму, особенно если это ваш первый проект: лучше собрать 200% от разумной цели, чем не собрать ничего от раздутого бюджета. При расчете суммы нужно помнить про затраты на производство акций, комиссию крауд-платформы и платежных систем, а также дополнительные налоги. Самый оптимальный период для сбора средств – 2 месяца.

3. Акции (бонусы за финансовый вклад)

Грамотно подобрав и скомпоновав акции, вы повысите общий интерес к проекту и сможете удовлетворить запросы любого пользователя. Кроме того, проведенные заранее расчеты позволят с минимальными усилиями раздать все причитающиеся бонусы. Акций в проекте должно быть много. Ассортимент должен быть широким не только по наполнению, но и по ценовому разбросу, чтобы удовлетворить запросы большинства акционеров. Весь перечень акций должен быть просчитан по себестоимости и прибыли еще до старта проекта.

4. PR

Если вы проведете серьезную работу по разработке PR-стратегии вашего проекта, начнете его продвигать еще до начала краудфандинговой кампании, то шанс собрать нужную сумму увеличивается в разы.

Запомните: не спекулируйте на жалости, краудфандинг это не крик о помощи, это предложение сделать что-то хорошее и полезное совместно. Люди гораздо активнее финансируют проект, если его автор – уверенный в себе человек, готовый повести за собой, вдохновляющий свою аудиторию и способный на деле показать, что в него стоит вкладываться, он надежный.

И самый главный секрет успешных крауд-кампаний — 100% вовлеченность автора проекта. Чем больше внимания уделяет автор идеи продвижению своего проекта, тем выше результат.

Кстати, если вы не собрали обозначенную сумму денег, то не стоит воспринимать это как провал вашего проекта. Бывают случаи, когда проект не собирает деньги, но «выстреливает потом», так как крауд-кампания привлекла внимание нужных людей.

Генеральный директор, сооснователь Planeta ru Федор Мурачковский.

Самое читаемое
  • В центре Екатеринбурга на месте старинного дома построят новый БЦВ центре Екатеринбурга на месте старинного дома построят новый БЦ
  • Николай Заварухин: «Мы шли к цели через трудности, плохие игры и все верили друг в друга»Николай Заварухин: «Мы шли к цели через трудности, плохие игры и все верили друг в друга»
  • В Сысерти устроят выставку люминесцентных треш-арт картинВ Сысерти устроят выставку люминесцентных треш-арт картин
  • МФК «Синара» в двух матчах в Екатеринбурге сравнял счет в серии 1/4 плей-офф СуперлигиМФК «Синара» в двух матчах в Екатеринбурге сравнял счет в серии 1/4 плей-офф Суперлиги
  • Сергей Чемезов, «Ростех»: Нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидалиСергей Чемезов, «Ростех»: Нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.