Cибирячки выбирают свой бизнес

«В моей практике был случай, когда я проводила собеседование с соискателем— молодым мужчиной, менеджером по продажам,— рассказывает директор по рекрутменту кадрового агентства «АНКОР в Новосибирске

Женщины-руководители стали играть в новосибирском истэблишменте настолько заметную роль, что некоторые мужчины заговорили о наступлении «матриархата», а эксперты— об уменьшении роли гендерного неравенства в управлении. Но не всё так однозначно.

«В моей практике был случай, когда я проводила собеседование с соискателем— молодым мужчиной, менеджером по продажам,— рассказывает директор по рекрутменту кадрового агентства «АНКОР в Новосибирске» Ирада Емельянова.— У него семья, двое маленьких детей. На вопрос, какую работу вы ищете, он ответил: «Я ищу руководящую должность, потому что мне 30 лет». Вот такой «менталитет». Он зачастую закладывается в головы еще с детства. Задайте вопрос тем, у кого в семье есть 10-летняя дочь: чего вы желаете ей, когда она вырастет? Все ответят: чтобы у нее была хорошая семья и дети не болели. Никто не скажет— «чтобы моя дочь была директором завода». А мужчине с самого начала внушают: ты должен быть опорой семьи, стать хоть маленьким, но начальником».

«Маскулинный менталитет» претит глобализации
Редактор сайта eРабота рита Харина иллюстрирует «дискриминационную картину» неумолимой статистикой. «Сейчас у нас в рубрике «Управленческий персонал, топ-менеджмент»— около 180 вакансий,— говорит она.— В половине вакансий указан предпочтительный пол— мужской. Еще в 45% случаев пол не указан, но догадаться о предпочтениях работодателя можно. Только в 5% вакансий топ-уровня указан женский пол как предпочтительный. Картинка абсолютно маскулинная— на 20 мужчин одна женщина».
Иначе, по мнению Ирады Емельяновой, обстоят дела в США: «Там идея равенства полов витает в воздухе, «гендерной разницы» вообще не чувствуешь. Американская нация создавалась как бы с нуля и сразу на иных принципах, поэтому там нет традиций, тянущихся из первобытно-общинного строя».
К счастью, полагает Ирада Емельянова, процессы глобализации доходят и до России и ситуация меняется: «Граница гендерных различий постепенно стирается. Сегодня профессиональные качества управленца ценятся выше, чем принадлежность к тому или иному полу, а потому особых преград для женщин, желающих иметь свой бизнес или стать топ-менеджером, сейчас нет».
По словам экспертов-кадровиков, в крупном и очень крупном бизнесе тотально преобладают мужчины. Но в среднем и малом— женщин становится больше. Причем для них характерно стремление реализоваться именно в своем деле. По данным Риты Хариной, до 90% женщин-руководителей являются одновременно и (со)владелицами своих компаний. Они занимают сильные позиции в кредитно-финансовой сфере, в розничной торговле, в кадровых агентствах и многих других сегментах рынка.
Домострой кое-где плевал на глобализацию
Может, из Америки Россия и выглядит архаичной страной «гендерного неравенства». Однако с точки зрения южнокорейцев или японцев, которых не обвинишь в отсталости, Россия— страна амазонок.
Новосибирская компания «СИКОР-Энерго» занимается поставками из Кореи газового оборудования малой мощности от ведущего мирового производителя RINNAI. Возглавляет компанию Ольга Павлова— на вид стройная и даже хрупкая молодая женщина. Однако именно под ее руководством «СИКОР-Энерго» вышла в России на первое место по поставкам котлов RINNAI. Корейцы, как говорится, были «в шоке». Ольга Павлова в их практике стала первой женщиной-дилером. Причем за три года она достигла результата, на который у мужчин времени уходило гораздо больше. «Когда приезжаем в Корею и проводим какие-то дилерские банкеты, корейцы всегда собираются вокруг нас. Им очень любопытно, что такое вообще «женщина-руководитель». У них некое удивление на лицах, поскольку в Корее в этом бизнесе я женщин не встречала. Даже колл-центр сервисной службы там обязательно возглавляет мужчина, хотя на телефонах сидят девушки»,— рассказывает Ольга Павлова.
Ирада Емельянова также не понаслышке знает корейцев— общалась с ними. «У них очень своеобразный подход к воспитанию,— говорит она.— Детей там воспитывают до самой свадьбы. Женщине отводится лишь роль матери семейства, о ее карьере никто не думает. Сейчас вот корейские автомобильные корпорации заходят к нам на рынок, их делегации— это сплошная чернота костюмов и галстуков, одни мужчины. Даже среди переводчиков нет женщин».
С японцами— аналогичная ситуация. Один из крупнейших бизнесов с Японией ведет в нашем городе группа компаний «СЛК-Моторс»— официальный дилер Toyota, Lexus, Nissan, Mitsubishi и других мировых автомобильных брендов. Ее совладелец и генеральный директор Наталья Жданова вспоминает: «Я помню свои первые переговоры с Toyota в 2004 г. В определенной степени я даже смущалась, ведь меня будут представлять как директора, боялась, что не поверят. У них на тот момент вообще не было ни одной женщины-руководителя».
Мужчин никто не отменял
Своим собеседницам мы предлагали определить, какой из следующих двух тезисов неверен: 1) женщин в бизнесе все больше, и в экономике наступает «матриархат»; 2) существует определенный потолок для бизнес-леди, выше которого им не дадут подняться. Наталья Жданова посчитала неверными оба.
«Меня не удивляет то, что я женщина и нахожусь у руля такой большой компании. Мне интересен не только бизнес, но и его масштаб. Успешными в крупном деле могут быть не только мужчины. Просто исторически сложилось, что они в бизнесе играют более значительную роль. Да, успешных женщин стало больше, но я не вижу в этом тенденцию к «матриархату». Как бы то ни было, но большие, масштабные проекты останутся в основном за мужчинами. Для женщины априори важна семья, у нее цепочка приоритетов по-другому выстроена»,— отмечает гендиректор «СЛК-Моторс».
Даже применительно к самой себе Наталья Жданова не может сказать, что она— «одна за всех»: «Я бы не отстроила такую компанию одна. У меня есть очень надежный партнер— Андрей Андреев. Его, может, и не видно на первом плане, хотя он является председателем совета директоров и акционером компании, но это тот самый мужчина, на котором всё держится. Для меня, чисто по-женски, операционная функция более реализуема, чем для него, — в силу его занятости на других должностях, которые он занимает. Женщина может занимать передовые позиции, но— зная, что рядом надежное плечо».
Вопрос Богу?
В Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) состоят сотни бизнесменов. Сколько из них женщин? По словам генерального директора МАРП Юрия Бернадского,— процентов десять. На вопрос, не является ли это показателем архаичной дискриминации, он ответил: «Это вопрос к Господу Богу. Поскольку именно женщины рожают, то им приходится выбирать— либо семья, либо работа, и это очень жесткий для них выбор. Здесь кроется главная причина «неравноправия». Когда рожать будут мужчины, тогда, может, и изменится что-то».
И все же, учитывая, что целые отрасли и крупный бизнес в основном за мужчинами, остается проблема, о которой упоминали эксперты-кадровики: реально женщины могут рассчитывать лишь на 5% топ-вакансий. По словам Риты Хариной, им выставляется более суровое, чем мужчинам, ограничение по возрасту— 30-40 лет (у мужчин разброс— 25-55 лет). Сами женщины-руководители недоумевают: откуда взялась эта граница— 40 лет? По их мнению, женщине, когда у нее выросли дети, а муж уже сделал карьеру, только работать и работать. Да, она не спешит в «матриархат». Но зачем ее недооценивать?

Женщины в бизнесе Новосибирска
5% вакансий
топ-менеджеров работодатели готовы предложить женщинам
10% женщин
среди руководителей и владельцев компаний
90% женщин
предпочитают руководить компаниями, которыми они владеют
Источник: данные «ДК»
Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.