ДИАНА МОНД:«Если человек знает свою цель, то идет к ней быстрее»
досье Диана Монд СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Профессиональный коуч (ICF), бизнес-тренер, специалист по моделированию жизни и бизнеса человека, проектированию эффективных решений. Образование: Диплом Русской Ш
Как коучинг помогает раскрыть творческий потенциал человека и организации? За счет чего можно достигать максимальных результатов? Почему одни люди достигают успеха в жизни, а другие — нет?
В качестве коуча Диана Монд помогает разрабатывать стратегию развития их бизнеса и повышать их личную эффективность. С ее помощью руководители могут посмотреть на себя и свой бизнес со стороны и понять, к чему они стремятся. Она сравнивает это с подсказкой человеку, собирающему пазл: «На одной из двух коробок с одинако- выми пазлами есть исходная картинка, на другой — нет. Пазл из какой коробки мы соберем быстрее? Конечно, из той, что с картинкой. Мы знаем, что собирать, и есть уверенность, что все правильно делаем». По ее мнению, так происходит и в жизни. «Если человек знает свою цель, то идет к ней быстрее, — говорит Диана Монд. — Если нет «картинки», то человек начинает время от времени сомневаться: «А то ли я делаю, а на том ли месте нахожусь?». Он растрачивает силы на борьбу со страхами, сомнениями и в итоге не полностью реализует свой потенциал».
— Чем меньше у человека барьеров, ограничений в жизни, тем быстрее он достигает результата как в своей личной жизни, так и в бизнесе. Но огромное количество стереотипов, страхов, принятых от родителей и общества сценариев жизни не дают полностью раскрыться потенциалу человека. Коуч помогает руководителю компании избавиться от внутренних ограничений, раскрыть свой творческий потенциал или скрытые ресурсы своей команды и компании, а в итоге — добиться максимального повышения эффективности бизнеса.
— Уже давно известно, что мы свою жизнь, свою реальность создаем с помощью мысли. Мы часто действуем в соответствии с уже заложенными в нас сценариями. Они могут отражать не только позитивные, но и негативные отпечатки прошлого. Но критические кризисные ситуации, которые возникают в нашей жизни, не должны создавать негативного отпечатка в нашем уме. Иначе человек будет сам себя загонять в ловушку. Хотя при определенной тренировке человек может научиться создавать только хорошие сценарии. Он начинает позитивно мыслить, меняет старые убеждения на новые — все это меняет его жизнь.
— Коучинг — это тренировка ума. Коуч, как специалист по мышлению, помогает человеку думать по-другому, иначе относиться к различным ситуациям и проблемам. Отличие от психотерапии — коуч не смотрит в прошлое, а работает здесь и сейчас, в настоящем. «Что ты хочешь? Что происходит на данный момент? Что ты можешь сделать сейчас?» — вот его основные вопросы. Коуч может немного заглянуть в прошлое, чтобы понять, что сейчас делает ситуацию именно такой. И затем помочь человеку думать по-другому и тем самым моделировать свое будущее.
— В отличие от консультанта или тренера коуч не дает советы и рекомендации, он задает вопросы и помогает выявить проб- лемы в системе. Как организация, так и человек коучем рассматриваются как одна большая система. Он помогает выявлять и устранять причины проблемы, а не симптомы. Например, не эффективны коммуникации персонала, снижены финансовые показатели, в компании — конфликты. Это все симптомы. Работа с симптомами — это просто «латание дырок в бочке», как говорит коуч Александр Сорокоумов.
Когда мне предлагают потренировать персонал компании, поскольку он некомпетентен, я спрашиваю: «Что вы хотите этим достичь?». Выясняется, что руководитель рассчитывает за счет обучения персонала увеличить оборот компании на 30%. В этом случае я отвечаю, что работать надо над решением этой основной задачи. Может быть, нужно не персонал тренировать, а закрыть убыточный магазин или свернуть неперспективное направление, а открыть какое-то другое. Задача коуча — смотреть на бизнес в целом.
— Многое зависит от самого клиента коучинга. Достигает результатов тот, кто готов нести ответственность за свои решения, понимая, что все, что происходит в его компании или в его жизни, зависит лично от него. Коуч помогает найти ответы на такие вопросы, которые человек еще не задавал или не хотел задавать себе, но и клиент берет на себя ответственность обучаться и применять полученные техники на практике.
— В каждой компании по мере ее развития регулярно возникают потребности улучшить управление, перестроить бизнес-процессы, запустить новый продукт или направление. И, как правило, все изменения переживаются в компании крайне болезненно: неизвестно, как отреагирует рынок, партнеры, персонал. «А как это будет, пойдет-не пойдет, достигнем ли мы намеченных результатов?» — спрашивают себя топ-менеджеры.
Моделирование позволяет проследить, как будут развиваться и взаимодействовать все элементы бизнеса. В тренинговом пространстве руководитель может заранее увидеть, с чем столкнется: как поведут себя партнеры, потенциальные клиенты, конкуренты, обнаружить слабые места, предусмотреть конфликтные ситуации.
Владелец, топ-менеджеры, ключевые сотрудники с помощью коуча моделируют бизнес-проект. В тренинговом пространстве создаются условия, в точности моделирующие бизнес-модель, группа за три дня проживает время, по субъективным ощущениям сравнимое с неделями, месяцами и даже годами реальной жизни. Только в отличие от реальности этот опыт и допускаемые ошибки обходятся несравнимо дешевле.
В процессе моделирования отрабатываются различные сценарии совместной работы команды в предстоящем проекте. В первую очередь проявляются все негативные и проблемные сценарии, которые могли бы принести массу неприятностей в жизни. Но, выявив их уже на этапе моделирования, можно подстелить соломку в реальной жизни. Бывает, что моделируя бизнес-проект, участники группы на середине пути понимают его бесперспективность. В итоге участники группы меняли проект и переключались на разработку перспективного продукта сразу в процессе моделирования.
Кроме того, моделирование позволяет отработать более эффективные сценарии командного взаимодействия. Дело в том, что в процесс моделирования вовлекаются все ключевые сотрудники. И потому все конфликты, сопротивления, проблемы с персоналом проявляются уже на этом этапе. Также создается четкий и непротиворечивый образ конечного результата, а это уже 50% успеха.
Например, директор одной оптовой компании хотела организовать новое направление в своем бизнесе. В процессе моделирования она выявила слабые стороны и недоработки в компании, оценила свой проект изнутри и решила повременить с открытием нового направления. Все силы сначала были брошены на исправления обнаруженных недостатков и укрепление системы управления. Затем работали над преодолением тех механизмов в компании, что удерживали бизнес от развития, также над улучшением работы персонала и увеличением прибыли. В итоге руководитель сформировала новое «видение» своего бизнеса и увидела возможности для новых стратегий развития своего дела, а за два месяца товарооборот компании вырос на 20%.
— Часто именно так и происходит. Начав с решения бизнес-задачи, руководитель задумывается о всей свой жизни. Он понимает, что невозможно достичь больших успехов в бизнесе, если есть проблемы в других сферах. На эффективность бизнеса влияет множество факторов, но в первую очередь — получает ли руководитель удовольствие от всей своей жизни.