Дмитрий Бых, «ЭЛСИБ»: «Национальных рынков не осталось»
В составленном «ДК» рейтинге «100 крупнейших компаний Новосибирской области» завод «ЭЛСИБ» в этом году поднялся по сравнению с прошлым годом на четыре пункта и занял 39 место.
Сегодня за каждый заказ приходится бороться. В рыночной экономике выживают сильнейшие компании, имеющие компетенции в разработках продукции с параметрами на уровне лучших мировых образцов, говорит и.о. гендиректора «ЭЛСИБа» Дмитрий Бых.
Один из наиболее острых вызовов рынка, с которыми сталкивается компания — вступление России в ВТО. Как следствие — расширение мировой торговли, усиление конкуренции. Не осталось национальных рынков. Есть один рынок — мировой, и наша страна в нем.
Результаты работы последних четырех лет показали, что на внутренний рынок уверенно зашли зарубежные компании, такие как Siemens, General Electric, Alstom, Mitsubishi и заняли по количеству до 58% рынка турбогенераторов. Доля «ЭЛСИБа» среди российских производителей турбогенераторов в классе машин мощностью 45‑125 МВт составила по количеству около 50%. Российские производители в ряде случаев оказываются неспособны конкурировать с такими зарубежными консорциумами — как по причине неготовности поставлять заказчикам продукцию «под ключ», так и по причине высокого уровня издержек.
Энергетическая отрасль России в ожидании: сроки и механизм финансирования следующего этапа строительства и модернизации электростанций, вводов дополнительных мощностей не определены.
В этих условиях для «ЭЛСИБа» становится актуальной более активная работа по поиску заказов на рынках предприятий нефтегазового комплекса и энергетики стран СНГ, крупных промышленных предприятий России. В 2013 г. основную результативность по привлечению заказов на турбогенераторы дала работа на рынке Казахстана.
В таких условиях, как никогда становится актуальной работа всего коллектива предприятия над созданием ценностей для заказчиков — достижение конкурентных технических характеристик продукции, качества, уровня цен, сроков поставки. Понятие «качество продукции» переходит из разряда конкурентного преимущества в разряд конкурентной необходимости — производитель некачественной продукции просто перестает получать новые заказы. Качество и культура производства, как показали последние аудиты, воспринимается заказчиком как непреложное и необсуждаемое свойство продукции.
В конкурентной борьбе побеждает продукция, которая не создает проблем для заказчика, способна генерировать прибыль и экономит его деньги. Поэтому немаловажное значение имеет работа, направленная на создание новых поколений продуктов с сокращением затрат и издержек на всех этапах — от разработки конструкции до выпуска и испытаний готовой продукции. Здесь важна командная работа всех подразделений и служб предприятия.