Дмитрий Страшнов: сотовая связь без «голоса»

Отчаянной погоней TELE2 за «большой сотовой тройкой» в России уже год руководит Дмитрий Страшнов. Новичок в сфере телекоммуникаций, он восемь лет отработал в Philips Consumer Electronics и обладает

Отчаянной погоней TELE2 за «большой сотовой тройкой» в России уже год руководит Дмитрий Страшнов. Новичок в сфере телекоммуникаций, он восемь лет отработал в Philips Consumer Electronics и обладает интересным для шведского сотового оператора опытом наращивания доли зарубежной компании в нашей стране. Новый президент «TELE2 Россия» хочет вывести ее на московский рынок и добиться лицензий 4G.

сотовая связь— без «голоса»
Несмотря на кризис, абонентов сотовой связи в России становится все больше. В прошлом году количество SIM-карт в стране увеличилось на 19,6 млн и достигло 208,3 млн, подсчитала аналитическая компания AC&M Consulting. И без того плотное проникновение сотовой связи увеличилось на 13,5%— до 143,5%. Во многом этот рост связан с агрессивной региональной экспанией мобильного дискаунтера TELE2.
С корабля на бал
То, что Дмитрий Страшнов — новый человек­ в TELE2, видно с первого взгляда— его идеально сшитый костюм с белым платком в нагрудном кармане смотрится слишком франтовато для топ-менеджера компании-дискаунтера. За первые полгода под его руководством «TELE2 Россия» сделала немало: в 2009 г. затраты на строительство сети увеличены на 45%, оператор вышел еще в несколько регионов, количество абонентов выросло на 39%, операционная выручка— на 21%, а оборот превысил $1 млрд.
В прошлом году масштабный запуск сетей начался, едва вы успели прийти в компанию. Как вы оцениваете первый год работы в TELE2?
— Он был очень тяжелым и интересным прежде всего потому, что для меня это новая сфера. Пришлось стать «сту­ден­том-­заоч­ни­ком»: совмещать управление компанией с изучением отрасли. Сейчас еще нельзя сказать, что я все освоил, но уже жить полегче. Времени на раскачку у меня не было. Несмотря на трудности, все удалось: мы успели до конца 2009 г. запустить сеть в 18 регионах и составили четкий план дальнейших действий по развитию.
К чему пришлось привыкать на новом месте? Сложно было перейти от продажи премиальных товаров к работе в компании-дискаунтере?
— Разительных отличий я не почувствовал. Постепенно любой премиальный товар становится массовым. Еще пять лет назад LCD-телевизоры казались дорогими и недостижимыми для большинства людей, а сейчас они продаются везде и стоят дешево. Такой же процесс происходит и с мобильной связью. Надо сказать, именно компания TELE2 стала тем драйвером, который снижает стоимость сотовой связи, выводя ее из «люксового» сегмента в массовый. Сейчас это происходит с «голосом», позднее будет происходить и с мобильным интернетом.
На своем посту вы сменили американку Донну Корднер. Руководство TELE2 специально подыскивало русского менеджера для работы на локальном рынке?
— Национальная принадлежность не является решающим фактором при назначении управленца. Безусловно, опыт работы в российском бизнесе— это преимущество, но такой опыт может получить любой, кто работал в нашей стране.
Донна— очень грамотный менеджер. TELE2 выходила на российский рынок, купив двенадцать региональных компаний, она сумела интегрировать финансы и технологии этих разрозненных игроков в один холдинг. Сейчас из стадии агрессивного старт- апа мы перешли на следующий этап— нужно не только набирать активы и фиксировать их внутри группы, но и проводить более качественное развитие компании. А для этого необходимы другие навыки и опыт.
Как подружиться с регулятором
TELE2 давно заработала репутацию компании, которая работает с небольшим количеством дополнительных сервисов и тарифов. Новинки оператор внедряет позже всех, оценивая популярность ноу-хау среди абонентов других сотовиков и ожидая снижения цен на оборудование. Но в борьбе за мобильный интернет TELE2 второй быть не хочет. Г-н Страшнов уверен, что в ближайшие 2-3 года с развитием технологии 4G доходы сотовых операторов перетекут из «голоса» в мобильный интернет. Он прогнозирует, что благодаря развитию LTE все технологии кардинально изменятся, а голосовые услуги будут оказывать через мобильный VoIP.
Достанутся ли шведскому дискаунтеру доходы от 4G, зависит от воли регуляторов. Поэтому приоритетом Дмитрия Страшнова стало выстраивание отношений с Минком­связи и Роскомнадзором. TELE2 удалось не допустить потери 17 GSM-лицензий в феврале 2010 г. Роскомнадзор обвинял оператора в невыполнении условий и требовал аннулировать лицензии, но их удалось отстоять. Зато Минкомсвязи так и не дало TELE2 построить пилотные зоны LTE, а на конкурсе, проведенном ведомством в марте 2010 г., частоты достались структурам «Ростелекома».
Как вы сейчас оцениваете отношения с регулятором?
— Мы участвовали в розыгрыше 40 LTE-ли­цензий, но нам не хотелось бы комментировать результаты. Сам факт нашего участия был важным шагом, «Билайн», например, не участвовал в этом конкурсе. Думаю, наша компания показала заинтересованность в частотах LTE. С прошлого года мы активно выстраиваем диалог с регулятором и четко понимаем, что услышаны. Мы были готовы оперативно организовать пилотные зоны в регионах присутствия, вложив в них до $10 млн,— у нас есть опыт строительства таких сетей в Швеции. Создание пилотных зон так и осталось нашим предложением, но мы все равно видим более взвешенную и прозрачную политику государства. По­казателем того, что наш диалог стал конструктивнее, может служить закрытие судебных исков по лицензиям со стороны регулятора.
Компания вложила в российский рынок уже $2,5 млрд. Как вы оцениваете доходность инвестиций?
— Доходность можно оценивать только по уровню капитализации компании. Мы совсем недавно начали выплачивать дивиденды акционерам, но инвесторы заинтересованы не только в том, чтобы как можно быстрее отбить вложенные деньги. Скорее, наоборот, мы продолжаем вкладывать средства в освоение регионов: расширяем покрытие, улучшаем качество связи. В ближайшие два года только в капитальные затраты, в техническое развитие сети мы инвестируем около $700 млн. Помимо этого будем вкладывать в маркетинг, в подрядчиков. Надеемся, что государство поймет и оценит то, что у нас есть деньги и мы готовы к долгосрочным вложениям— только дайте строить.
TELE2 повоюет за малый бизнес
В прошлом году TELE2 отвоевала 1,5 процентных пункта рынка сотовой связи в России у «большой тройки»— оператор увеличил свою долю с 5,5 до 7%. В «зрелых регионах»— там, где TELE2 работает более трех лет, компания занимает первое-второе место по количеству абонентов. Добиться таких результатов дискаунтеру помогает режим жесткой экономии на всем. Так, на одного сотрудника TELE2 приходится более 4,5 тыс. абонентов (у «большой тройки»— 600-800). По словам г-на Страшнова, в этом году «TELE2 Россия» планирует бороться не только за частных, но и за корпоративных пользователей.
Сейчас корпоративные продажи подключений ведутся не во всех регионах. Развернется ли TELE2 лицом к малому бизнесу?
— Безусловно, будет фокус на b2b. Мы понимаем, что не сможем конкурировать с «большой тройкой» в работе с федеральными компаниями, но будем акцентировать внимание на малом и среднем бизнесе— это огромное поле для работы. И до кризиса, и во время, и после него небольшие компании заинтересованы в том, чтобы расходы на связь были минимальными, при этом они еще более чувствительны к качеству и набору специальных сервисов. Мы уверены, что уже сейчас готовы сделать таким компаниям интересное предложение. В этом сегменте мы также предложим best deal: и цена, и качество, и уровень сервиса будут находиться в оптимальном балансе друг к другу. Кроме того, мы будем придерживаться максимальной прозрачности при ценообразовании: наши тарифы останутся понятными для потребителя, их будет совсем немного— нам важно не запутать клиента, а предложить ему именно максимально востребованные услуги по адекватным ценам. Во многих стратегически важных регионах, например в Новосибирске, в 2010 г. будет запущено направление корпоративных продаж.

Дмитрий Страшнов
Президент компании «TELE2 Россия» Родился в 1967 г.
Образование: 1991 г.— МГТУ им. Баумана; 1999 г.— бизнес-школа INSEAD.
Карьера: 1994-2000гг.— генеральный директор российского подразделения Electrolux Home Appliances (отвечал за продвижение и развитие брендов Electrolux, Zanussi, AEG в России и Белоруссии); 2000-2008гг.— генеральный директор Philips Consumer Electronics в России; 2008-2009гг.— вице-президент и генеральный директор подразделения Consumer LifeStyle в «Philips Россия»; с апреля 2009 г.— директор по операциям «TELE2 Россия»; с июля 2009 г.— президент и CEO «TELE2 Россия».

Как поработала «TELE2 Россия» в 2009 г.
14,5 млн
количество абонентов
31,6 млрд руб.
операционная выручка
9,3 млрд руб.
капитальные затраты
220 минут
среднее время разговора абонента
206 руб.
средний доход с одного абонента

Источник: «TELE2 Россия».
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.