«Если гаража нет, то его надо сварить». Опыт предпринимателя с детства Евгения Гаврилова

Основатель и директор компании «Химметалл» рассказал DK.RU об истории названия компании, не имеющей ничего общего с химией, о детских «бизнес-проектах», о первых деньгах и бизнесе 90-х.

«Если гаража нет, то его надо сварить». Опыт предпринимателя с детства Евгения Гаврилова 1Я начал карьеру предпринимателя очень давно, у меня уже в старших классах школы было много идей, которые мы с друзьями реализовывали с целью зарабатывания денег. Можно сказать, что у меня даже были «наемные сотрудники», но тогда они так не назывались, конечно – это, по сути, были мои одноклассники и друзья, а я был идейным центром.

Первые наши проекты были реализованы в 1991-1992 гг. Во время учебы в школе мы чем только не занимались – и шмотками торговали, и дистрибьюторами работали: я помню, была компания, которая занималась продажей разных детских товаров (соски, ершики, бутылочки), и мы распределяли это все по аптекам, договаривались, чтобы это брали на реализацию, потом заключали договоры. Мы были не наемными сотрудниками, потому что сами устанавливали расценки, сами собирали деньги, это был бизнес, который мы вели совместно со старшими партнерами. 

Еще один наш «бизнес-проект» был связан с барахлом, которое валялось в подвалах наших домов. В основном это были старые сгоревшие насосы, которые некому было собрать и вывезти на свалку. Это был никому не нужный хлам, из которого мы придумали, как извлечь прибыль.

Шел 1991 год, становление российского предпринимательства, еще только что-то зарождалось, появлялись первые кооперативы. Тогда активно шел прием цветного металла. Поэтому мы решили собрать по подвалам все эти насосы. Доступ к подвалам у нас был, так как мой отец работал в ЖКО Химзавода. Мы разобрали эти насосы, вытащили медь, сдали ее, а насосы отдали на перемотку, в период всеобщего дефицита они уходили на «ура». Это была очень простая бизнес-идея, которая была реализована в рамках моей «предпринимательской деятельности», пока я еще был школьником. Вернее – я тогда уже заканчивал школу.

Родители мои были небогатые, денег почти не давали, а они очень были нужны. Поэтому приходилось как-то крутиться, чтобы зарабатывать и на себя, и иногда не только на себя, все-таки мне было 16-17 лет, были какие-то походы в кино с девушками. И все это как-то надо было финансировать, поэтому приходилось зарабатывать, ведь финансовой поддержки ждать было неоткуда.

В отношении российских предпринимателей есть такой стереотип, что они в период деления имущества что-то себе приватизировали, и поэтому удалось сделать какой-то бизнес. У меня такого никогда не было, я все заработал абсолютно честно, в приватизации не участвовал, так как был очень мал, никакого завода себе не «отмутил», и все было в рамках законной деятельности.

В 1997 г. у меня появилась первая собственная площадка по торговле металлопрокатом, и зарегистрировано первое полноценное юридическое лицо под названием «Химметалл». Но в рамках 1991-1997 гг. было очень интересное становление меня как металлоторговца. И я бы не сказал, что я намеренно выбирал, каким бизнесом заняться, меня как-то все время вело, что-то мне подсказывало, что-то направляло. Наверное, в связи с тем, что я сильно не грешил, мне что-то помогало по жизни. Ну, это я так просто предполагаю – надо же как-то объяснить этот мой путь.

Начиная с 1992 года, первого курса института, мы занимались только металлом, это быстро переросло в полноценный бизнес. Я даже помню случай, который привел меня в металлотрейдинг. Мой дядя в те времена тоже работал с цветметом, и однажды, обходя очередную стройплощадку в поисках металла, он заметил гараж и посоветовал нам его восстановить. На улице Фрунзе начиналось строительство какого-то объекта, и там снесли гараж, он был заброшенный, и его просто бульдозером сместили в сторону, помяли, но на свалку или в металлолом не увезли. Гараж был неплохой, еще не гнилой, и его можно было восстановить. Мы пришли туда с друзьями, раскрутили этот гараж (он был разборный), забрали, восстановили совместными усилиями и решили продать. У одного нашего знакомого были связи в железнодорожной администрации, и мы благодаря ему (ему выдали разрешение на установку гаража) взяли место где-то на улице Владимировской, возле речки, поставили туда гараж и дали объявление о его продаже. И сразу посыпалась куча звонков. Гараж мы быстро продали, деньги поделили и потратили, а звонки все шли, людям нужны были металлические гаражи. Вот так вот вышло: раз – и куча спроса. Все спрашивают, нельзя ли вернуть гараж, нет ли еще гаражей. И тут мы поняли, что, если гаража нет, но есть куча желающих его купить, а снова найти какой-то бесхозный гараж невозможно, значит, его надо сварить. Тем более – в этом не было ничего сложного, это абсолютно примитивная конструкция. Поехали мы на металлобазу, купили металл. Варить мы такие конструкции не умели, поэтому взяли сварщика, с которым до сих пор работаем, уже больше 20 лет. Он быстро сварил нам гараж, еще на одного родственника оформили место, опять поставили и продали. Так шла «реклама» наших гаражей, процесс закрутился, и в итоге вот такая случайность превратилась в серьезный бизнес, мы варили по два-три гаража в день, родственники, на которых мы записывали земельные участки, уже закончились, мы уже продавали их без мест, с доставкой. У нас даже был выбор гаражей, на какой-то базе образовался так называемый шоу-рум, куда люди приходили и выбирали гараж, а назавтра мы доставляли им гаражи туда, куда они скажут. В какие места мы их только не ставили! 

Я даже помню случай: на Вокзальной магистрали нам заказали поставить гараж, и заказчик попросил провести всю эту «операцию» под покровом ночи, потому что жильцы просто не дадут этого сделать днем. В этом доме жила бабушка, которая могла помешать. Поэтому постановка гаража оказалось серьезной спецоперацией: ночью, в темноте, пока бабушка спит, мы пригнали Камаз, и у нас было 10 минут, пока она не проснулась, не оделась и не добежала до нас. Вот так пришлось провернуть операцию буквально за 10-15 минут и уехать. И таких забавных случаев было очень много.  

Я все каюсь, что порой приходилось ставить гаражи там, где были зеленые насаждения.  Мы убеждали заказчиков, что это зеленая зона, здесь люди гуляют, но нам говорили: «Ставьте», и мы приходили и ставили. А потом я приходил туда, смотрел, а там уже не 1 гараж был, а 15! Меня до сих пор еще мучает совесть за испорченные рощицы, но, как тогда, так и сейчас, я как-то успокаиваю себя тем, что если бы не я поставил гараж, то кто-то другой все равно бы это сделал.

А сейчас я занимаюсь как раз тем, что сношу эти гаражи. Мы занимаемся стройкой, и нам приходится расчищать пустыри, приводить их в порядок, освобождать от таких вот конструкций. Получается, что те гаражи, которые я когда-то сам ставил, теперь безжалостно сношу – очищаю карму.

Вот так развивался этот «гаражный» бизнес. Потом мы уже начинали, помимо гаражей, делать различные металлоконструкции, работали даже с рекламными агентствами, делали и остановки, и металлические щиты. Это мы устанавливали первые щиты в городе, причем даже иногда в минус 30 надо было это делать, приезжала специальная техника, и мы все фактически делали самостоятельно руками. Сколько вагонов металла я перетаскал на спине – это страшно вспомнить! Надорвал себе спину. Мне этот бизнес не давался легко, на грузчиков особо денег не было, все делали сами, этот металл сначала загружали, потом выгружали – и все на себе. То есть работа была нелегкая. Зато у нас уже к тому времени было три или четыре бригады сварщиков – целое производство! Нас было несколько компаньонов – кто-то приходил-уходил, но с одним мы работаем до сих пор – это мой одноклассник, с которым мы с первого класса учились. Так и работаем уже 20 лет.

После школы мы параллельно учились и занимались бизнесом. Это была учеба в НЭТИ. Так как времени было очень мало, надо было заниматься бизнесом, и учиться полноценно было некогда, мы пошли в НЭТИ, на базе которого был образован первый платный факультет – СТЭУ (Сибирский технический экстерн-университет), он был еще задолго до того, как там появился факультет бизнеса. Его плюс был в том, что в НЭТИ учиться все 6 лет было сложно, а тут ты сам выбирал себе сроки обучения, и можно было фактически за несколько лет окончить НЭТИ и получить диплом. В связи с этим я и решил там обучаться. И многие из моих одногруппников стали какими-то предпринимателями. Потому что туда шли люди, которые понимали, что время – это деньги, и сидеть целыми днями за учебниками не имелось никакой возможности. И экзамены мы сдавали тогда, когда нам было удобнее, и все спокойно выучились и не упустили свой бизнес.  Там училось много известных сегодня успешных новосибирских предпринимателей.

Так вот, мы варили много металлоконструкций, потребляли большое количество металлопроката, и покупать большие объемы на местных металлобазах стало уже нецелесообразно, потому что была большая переплата, накрутка была больше, чем сейчас, и мы оказались заинтересованы в снижении себестоимости нашей продукции, а значит –  надо было постараться достать сырье как можно дешевле. А сделать это можно было, приобретая металл напрямую у производителей.

Так мы стали общаться с заводами Кемеровской области, производящими нужный нам металлопрокат. В то время (это был 1995-96 гг.) там очень широко была распространена бартерная схема. Мы тут что-то закупали, везли туда, а оттуда, соответственно, вывозили камазами черный металл. Очень сложные бартерные схемы были, денег не было ни у кого, поэтому у нас там получались многоходовые зачеты – одно с другим меняли. Мы там много чем еще параллельно занимались. Металл – понятно, всегда был самым основным, но мы параллельно, например, продавали замки. Мы брали металлопрокат и отдавали на завод, который рассчитывался с нами не деньгами, а замками, и мы раздавали их по магазинам, потом собирали деньги.   

В общем, в Кемеровскую область мы возили все, что только возможно. Привозили туда все, что требовалось на Запсибе (ЗСМК), оттуда вывозили в основном металл, но иногда возили фталевый ангидрид (он был основой для парниковой пленки, которую выпускал наш новосибирский завод «Химпласт», где работали друзья отца, которые тоже мне помогали в то время). Денег нам, конечно, никто не платил, мы забирали пленку, отдавали в хозяйственные магазины, потом собирали деньги, то есть был сплошной бартер везде – одно на другое меняли, чтобы потом уже с магазинов, которые обслуживали физлиц, получали деньги. Потом опять их во что-то вкладывали – то есть вот такой шел оборот, куча движений, чтобы что-то заработать.

И когда мы все эти схемы настроили, к нам приходило огромное количество металла, который мы не могли уже перерабатывать, не было столько предложений, не нужно было столько щитов и гаражей. Тем более металлические гаражи в то время уже пошли на спад, и особо не было места, куда ставить. Но металла было огромное количество. И раз его много, а на переработку столько не требовалось, мы решили, что надо его продавать.

Соответственно, на тот металлопрокат, откуда мы раньше покупали металл, стали его продавать. Туда отдавали и ждали денег. Так мы некоторое время работали, потом поняли, что никаких проблем продать металлопрокат, тем более дешево, с меньшей накруткой, нет. И в 1997 г. открылась компания «Химметалл». Химией мы, конечно, никогда в жизни не занимались, как кажется из названия. Просто у нас были хорошие знакомые на заводе «Химпласт», и так как мы плотно работали с этим заводом по обмену, то договорились, что будем у них занимать отдельную площадку, которая тогда была свободной, и будем отдавать аренду металлом. И нам даже пообещали какие-то деньги на «оборотку», у нас их хронически не хватало. С деньгами, конечно, «обманули», с площадкой – нет. Так вот, поскольку предприятие было на базе завода «Химпласт», а мы занимались металлом, поэтому мы соединили два понятия, и так образовалось название «Химметалл». А потом это стало брендом, от которого уже никуда не уйти. Нас даже до сих пор старые знакомые зовут «химиками».

Несмотря на то, что сам бизнес не был простым, решения приходили просто. Главное – я никогда не мечтал, кем я стану, с самого раннего детства я был очень прагматичным и рациональным человеком, совсем не мечтателем. Я всегда просто беру и делаю. И тогда тоже я просто решил, что надо что-то делать, и делал, и все получилось.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.