Евгений Бурденюк: «Наступает время оптимизации и ценовых войн»
«Наш шопинг меняется, и то, что привычно сегодня, через пять лет будет уже глупым и неудобным», — Генеральный директор ГК «Отелит Development» — о будущем рынка торговой недвижимости.
Сегодня приобрести смартфон легче и экономнее через интернет, а заказать продукты онлайн можно за пару минут, причем по цене не сильно выше, а иногда и ниже, чем в гипермаркете, — наш шопинг меняется, и то, что привычно сегодня, через пять лет будет уже глупым и неудобным. Нашу модель потребления диктуют технологии, которые развиваются быстрее, чем мы к ним становимся готовы.
Как в связи с этим будет меняться рынок торговой недвижимости, ежедневно анализирует ГК «Отелит Development». Чтобы предложить востребованные площади под магазины через пять лет, уже сейчас нужно задумываться, какими они будут. Необходимо учитывать, как изменятся политика государства, а также предпочтения и экономическое положение конечного покупателя. Ключевым фактором уже сегодня становятся современные технологии на всей цепочке В2В2С.
На рынке Новосибирска почти не осталось возможностей для увеличения количества торговых площадей в центральных частях города. Строительства новых крупных моллов не наблюдается. Жилые массивы проектируются с коммерческими площадями на первом этаже, чтобы цена квадратного метра на продажу была выше стоимости жилого метра. Временные объекты почти не появляются, а, скорее, закрываются. Рынок стал зрелым, наступает время оптимизации и ценовых войн – время, когда профессионалы берут все в свои руки.
Через пять лет особенно актуальными станут навыки ведения переговоров с сетевыми ритейлерами, их доля на рынке и дальше будет расти. Предпочтения розницы полностью сконцентрируются в классическом стрит-ритейле и торговых центрах. Высокий темп жизни и дальше будет стимулировать ритейл открывать мини-магазины на супер-маленьких площадях. Шопинг как способ проведения досуга почти полностью утратит востребованность, покупка непродовольственных товаров уйдет в онлайн-продажи на 90%.
Классическая розница не будет открываться в том же объеме. Одним из драйверов развития станут интернет-магазины, из-за которых сейчас классическая розница эти магазины закрывает. Для интернет-магазинов классическая торговая точка станет возможностью и дальше расширять свой объем продаж. По такому пути за океаном уже пошел Amazon.
В отличие от традиционного магазина интернет-магазин будет способен предлагать мультибрендовые решения в одном месте. Это будет либо примерка в микрорайонных шоу-румах, либо доставка готового продукта исходя из индивидуальных роста-веса-объемов и вкуса каждого покупателя. Кастомизированный продукт, разработанный под конкретного покупателя, уже никого не удивит, и то, что мы видели десять лет назад в компьютерной игре «Sims3», будет уже реально происходить на наших глазах.
Рынок услуг продолжит расти. Сэкономленные денежные ресурсы и время на покупку товаров обыватели станут тратить на досуг. Потребность в услугах также будет развивать рынок торговых помещений. Место, где живой человек может встретиться с другим человеком для общения, останется актуальным, хотя бы для нынешнего поколения людей.
Невостребованные площади под описанные цели ожидает перепрофилирование в офисную, складскую и индустриальную недвижимость, доходность которых будет перекрывать статью расходов. Поэтому бизнесу будет помогать умение работать с потребностями разных рынков и разного бизнеса.
Нас ожидают дальнейшие изменения на рынке, и готовиться к ним или нет — выбор каждого представителя отрасли.
*Мнение подготовлено специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 20.11.2017 г. к премии «Человек года».