GM сворачивает производство Opel в России
Концерн General Motors решил закрыть почти все заводы в России и прекратить продажи Opel и массовых моделей Chevrolet. Последуют ли за крупнейшим концерном другие производители - в материале DK.RU.
Как сообщается на сайте компании, GM решила сосредоточиться на премиальном сегменте российского рынка. Компания сохранит продажи и производство моделей Cadillac и трех моделей Chevrolet — Corvette, Camaro, Tahoe. При этом Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года.
- Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, – сообщил президент GM Дэн Амманн. – Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой.
По словам генерального директора Opel Group Карла-Томаса Нойманна, сейчас автомобили, производимые в России, «не обладают достаточным уровнем локализации». А ситуация на рынке не оправдывает вложений в повышение этого уровня.
Как сообщается в официальном пресс-релизе копании, завод GM Auto в Санкт-Петербурге прекратит производство автомобилей в середине 2015 года. Производство будет законсервировано. Контрактная сборка автомобилей на ГАЗе также прекратится в этом году. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA текущего поколения.
General Motors СНГ и «Группа ГАЗ» объявили о запуске производства Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода в феврале 2013 г. В рамках совместного проекта ГАЗ стал первой в России производственной площадкой полного цикла по выпуску автомобилей Chevrolet Aveo. Инвестиции сторон под проект составили $29 млн.
При этом представитель ГАЗа уточнил, что GM официально не уведомляла о вероятности досрочного прекращения проекта. Не владеют информацией и на «Автоторе», однако контракт там истекает в конце марта.
Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов рассказал РБК, что досрочное расторжение контракта дает ГАЗу возможность потребовать от GM возмещения убытков в виде упущенной выгоды при условии, что в самом контракте не была прописана возможность долгосрочного расторжения. Также юрист не исключает, что иски к GM подадут и российские автодилеры.
В компании General Motors сообщили, что затраты на реструктуризацию составят около 600 млн долларов. Средства пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников. Около 200 млн долларов от общих затрат на реструктуризацию будут в неденежном выражении.
У представителей дилерских центров пока нет четкого понимания дальнейшей работы.
- Для тех, кто захочет купить автомобиль Opel или Chevrolet, такая возможность будет еще до конца 2015 года. На складах у дилеров еще есть достаточное количество автомобилей. Что касается дальнейшего периода – сложно спрогнозировать. Многое зависит от решений, приятых импортером, - рассказывает DK.RU руководитель отдела продаж официального дилера Opel и Chevrolet в Красноярске ООО «ДЦ Центральный» Лилия Фронкина.
- Обслуживать гарантийных и пост-гарантийных клиентов мы продолжим, конечно. Все продолжается! Ремонт делать будем, обслуживать будем. До конца года также будут идти поставки автомобилей. Этот год все в прежнем режиме, но неизвестно, чем все закончится, — сообщил порталу 66.ru президент ГК «Автобан» Анатолий Бартенев.
Генеральный директор «Атлантик Моторс» (дилер Opel и Chevrolet) Виталий Белоконь рассказал DK.RU, что из предварительного бюллетеня General Motors следует, что компания сохранит в России сервисное и гарантийное обслуживание. Это значит, что дилерские центры не закроются в России после продажи всех автомобилей. Однако официального документа, разъясняющего дальнейшие действия дилеров по работе в регионах, от концерна пока не поступило.
По мнению Виталия Белоконя, вслед за General Motors уйти из России могут и другие концерны. С ним согласен и председатель челябинской ассоциации автодилеров Александр Рулевский.
- Посмотрим, как другие бренды будут реагировать. Вполне возможно, что еще кто-то уйдет. Но, думаю, найдутся и те, кто начнет потирать руки и с удовольствием займет освободившуюся нишу, - заявил он DK.RU.
Лилия Фронкина предполагает, что ждать массового закрытия дилерских центров не стоит. Дилеры смогут переориентироваться.
- Думаю, в данном случае речь больше будет идти о диверсификации бизнеса. Каждый будет искать какой-то выход из сложившейся ситуации.
Другие крупные производители авто заявляют, что сворачивать производство и продажи в России не намерены.
Накануне компания Ford Sollers сообщила, что готова оказать поддержку клиентам и дилерам Chevrolet и Opel.
- Ford Sollers готов оказать поддержку клиентам брендов, покидающих рынок, при покупке нового автомобиля Ford, а также примет их на сервисное обслуживание в дилерские центры Ford, - говорится в сообщении компании.
Почему GM уходит из России
Опрошенные DK.RU аналитики и участники рынка расходятся во мнении, что стало причиной решения GM свернуть производство и продажи в России.
- Возможно, сейчас нерентабельно заниматься производством. Но ведь они заявили, что порядка 600 миллионов долларов будет вложено в реструктуризацию. А я думаю, что весь миллиард уйдет – наверняка, будут иски от дилерских центров. Скорее всего, их попросили это сделать. Кто попросил – всем понятно. Надо же показать всему миру, что Россия в мусорных рейтингах, и ведущие компании ее покидают», - отметил Александр Рулевский.
Руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа, напротив, не видит политической подоплеки в уходе концерна из России.
- Причины ухода автогиганта с российского рынка никоим образом не связаны с политическими аспектами, и рассматривать этот случай стоит исключительно в контексте спада на российском рынке новых автомобилей, который начался задолго до установления санкций, девальвации рубля и снижения темпов роста экономики. Да, последние факторы вкупе с ростом ставок по автокредитам и снижением доходов россиян играют сегодня не последнюю роль в спаде продаж, но началось все с банального превышения предложения над спросом и перенасыщения рынка.
Дмитрий Кипа отмечает, что Opel и Chevrolet стали лидерами по спаду продаж в феврале этого года - снижение достигло 86% и 74% соответственно.
- За исключением выпускаемого совместно с АвтоВАЗом Chevrolet Niva, производство у GM на территории РФ отличается крайне низким уровнем локализации и, по сути, сводится к крупноузловой сборке. Это значит, что компания оказалась в крайне невыгодном положении в результате девальвации рубля и фактически решилась возможности управления ценами на собственные автомобили в рублях. И GM, и конкуренты понимают, что никаких весомых предпосылок к восстановлению рынка новых автомобилей до конца года ждать не стоит, но, если у компаний, ранее вложивших средства в локализацию производства, есть возможность переждать, то для GM в этом попросту нет смысла, и дешевле сейчас попросту уйти, чтобы вернуться после восстановления рынка, - говорит Дмитрий Кипа.
Независимый эксперт, финансовый аналитик Нарек Авакян в беседе с DK.RU называет решение GM опрометчивым, ведь вернуться в Россию будет довольно сложно.
- Все в принципе довольно логично - рынок сокращается, и в этих условиях целесообразности полноценного присутствия на этом рынке нет. Хотя с другой стороны, шаг весьма, конечно, опрометчивый для GM, поскольку по мере восстановления российского авторынка вернуть прежние позиции будет крайне сложно - конкуренция очень жесткая. Что касается привлекательности российского авторынка, то повысить ее можно, только увеличив общую стабильность рынка и остановить затянувшуюся негативную конъюнктуру.
С ним согласен Александр Рулевский.
- Всем тяжелым временам рано или поздно приходит конец. Через три-пять лет на автомобильном рынке начнется подъем. GM, конечно, захочет быть представлена на нем. Cadillac и другие модели остаются не зря – это своего рода открытая калитка. Но все в этой ситуации будет зависеть от того, как они разойдутся с дилерами. Наши центры вкладывали большие инвестиции, и, если им просто скажут «до свидания, ребята», тогда они потеряют лицо в России. Если же последуют компенсации, то тогда у них есть шанс вернуться», - считает председатель челябинской ассоциации автодилеров.
Председатель совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева говорит в беседе с DK.RU: в России не создано условий для обеспечения зарубежных компаний необходимыми трудовыми и научными ресурсами. И это тоже одна из причин увода капитала из России.
- Только в последний год начали разрабатываться меры господдержки производителей, но фактически они еще не действуют. Кроме того, в России отсутствуют предприятия, которые могут обеспечивать иностранных производителей необходимыми комплектующими. Например, в случае автопроизводителей - нет компаний, которые производят автокомпоненты, - говорит Ольга Прокофьева. - Необходимо создавать условия для формирования совместных предприятий между российскими и иностранными компаниями, создавать возможности для расширения рынков сбыта. Также меры господдержки, которые разрабатываются, необходимо сделать реально работающими инструментами. Немаловажным условием будет компенсация капитальных затрат на создание производств.
Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова считает, что, чтобы сделать Россию привлекательной для инвесторов, нужно обновить каждый из этапов ведения бизнеса - от сбора и регистрации документов и до всех ступеней налоговых отчислений.
Тег: Обзоры DK.RU