Игорь Скороходов: «Когда франчайзинг перестанет быть словом, связанным с Францией...»
Не хочешь рисковать – бери франшизу. Директор службы доставки «Кушай суши и пиццу» Игорь Скороходов считает, что франчайзинг – наиболее удобный вариант работы в кризис.
Насколько популярна франшиза на рынке Новосибирска?
Я бы сказал, что это понятие достаточно новое для России, франчайзингу в стране лет десять. Эта сфера до сих пор кажется дикой предпринимателям, рынок все еще находится в стадии формирования, он до сих пор не насыщен и только вступил в фазу роста. Сами люди, которые принимают решение открыть франшизу, не знают точно, какие предложения есть на этом рынке. Франшизы есть во многих сегментах бизнеса, а если обобщить, то больше всего вариантов поступает в сфере услуг, гостиничного бизнеса, доставки, автомобильного обслуживания. Мы с партнером изучали один из порталов, где собраны предложения, сделали вывод, что большой выбор есть в сегменте обслуживания строительной отрасли — производство бетона, шурупов, химических продуктов.
Почему предприниматели выбирают франшизу, а не самостоятельный доход?
Основной плюс франшизы в том, что она минимизирует риски. С одной стороны, ты, конечно, можешь вступить в конкуренцию, если в голове есть крутые идеи по продвижению, финансовая модель. А если учесть, что рынок несет в себе неопределенность, тем более сейчас, во время экономического падения, то предложение франчайзера повторить его историю успеха становится актуальным. То есть, ты покупаешь формат, поддержку франчайзера и следуешь инструкциям.
А что включает в себя поддержка франчайзера?
Это многосторонняя работа с клиентом. Можно даже сказать, что франчайзер составляет клиенту инструкцию о том, как вести бизнес, в том числе – понять, какие инвестиции нужны. Это лучше показать на примере. Если вы задумали открыть заведение в сфере общепита, то вам расскажут, какое оборудование надо закупить, где найти поставщиков продуктов. Конечно, такая поддержка будет в том случае, если ваш франчайзер ответственный и не первый год ведет свой бизнес. Вам не придется задаваться вопросом продвижения услуг, потому что предоставят медийный план, маркетинговые материалы. По себе знаю, что когда ты открываешь свой проект, то очень сложно предположить, сколько денег будет потрачено на раскрутку в первые несколько месяцев проекта, как взаимодействовать с правительственными структурами, а в пакете все инструкции и нужная информация есть.
Если обобщить, то что входит в пакет, который предоставляет франчайзер?
На самом деле, точный состав пакета определить нельзя, потому что каждая компания составляет его сама. В лучшем случае франчайзер формирует несколько пакетов с разными составляющими. Хороший вариант включает в себя финансовую и маркетинговую модели, информацию о поставщиках, рекомендации по банковскому обслуживанию, CRM-систему, консультации по каждой сфере деятельности предприятия.
А из чего складывается доход франчайзера?
Из первоначального взноса, роялти за каждый отчетный период и ежегодного маркетингового взноса. Кто-то вообще делает ставку только на продажу самой франшизы и зарабатывает на первоначальном взносе, не формируя при этом достойный пакет. Есть компании, которые на первое место выносят роялти. Какой вариант франшизы перед вами, можно легко понять — посмотрите на размер первоначального взноса.
На рынке франшизы в Новосибирске в вашей сфере общественного питания существует конкуренция?
Мы относим франшизу нашей компании к сегменту лоукост по размерам инвестиций, и я не могу назвать каких-то конкурентов именно в сфере доставки японской кухни и пиццы. О конкуренции можно говорить применительно к мидл-маркету, а именно — заведениям take-away, которые предполагают открытие точки в торговом центре или небольшого павильона на улице. Компании конкурируют по роялти, первоначальному взносу и клиентскому сопровождению. Естественно, отдельно стоит выделить рестораны, инвестиции в них гораздо серьезнее. Как минимум, сначала надо заплатить 1,5-2 миллиона первоначального взноса, для того чтобы просто зайти в сеть, инвестиции составят не меньше 5 миллионов. Из самых популярных могу назвать франшизы «Шашлыкофф» и «Перчини».
Как вы оцениваете развитие рынка, насколько быстро он меняется?
Рынок франшизы только-только появился, и актуален как со стороны франчайзеров, так и со стороны клиентов. Думаю, рынок будет развиваться дальше, все еще впереди. Мало кто пока детально прорабатывает свое предложение и сопровождение, постепенно подробная разработка будет входить в систему, улучшится юридическое сопровождение. Будут популяризироваться сайты-агрегаторы предложений по франшизам, это будет способствовать повышению доверия со стороны клиентов к этому относительно новому явлению рынка. Для меня было открытием, когда на одном из последних семинаров нам сказали, что около 30% населения вообще не знают, что такое франшиза. Рынок активно будет расти тогда, когда в сознании людей франчайзинг перестанет быть словом, связанным с Францией.
Автор: Александра Савельева