Итоги 2019 года для юридических услуг и арбитражных дел в Новосибирске
Что важного в 2019 году происходило в правовой сфере в общем и в отрасли арбитражного права, в частности, мы попросили поделиться мнением руководителя правового центра АЛМАЗ.МФЦ, Павла Кириченко.
Каково состояние рынка юридических услуг Новосибирска и как он изменился в сравнении с 2018 годом?
Нет рынка юридических услуг. Рынок — это потребители и их проблемы.
У юристов две вечные беды. Предложение юридических услуг всегда состоит из их возможностей, например: «Мы можем и будем представлять ваши интересы в суде». А потребитель формулирует проблему, например: «Как вернуть дебиторку?» и судебное решение этой проблемы для него не всегда очевидно. Возможности не соответствуют потребностям.
И вторая беда — это эмоции потребителя. Решение защитить свои права и интересы в суде для потребителя всегда иррационально, поэтому он либо хватается за первый подходящий вариант предложения юристов, либо идет к юристу, которому безусловно доверяет. Ни в первом, ни во втором случае нет никакой гарантии, что юрист доведет дело до завершения.
Это обобщение, но так всё и устроено.
Лучше обратиться к фактам и цифрам. По каким показателям оценить юридический рынок?
Если говорить о цифрах, то основная метрика состояния рынка это рост числа юридических фирм в городе: по данным 2ГиС рубрика «Юридические услуги» распухла на 18% в сравнении с 2018 годом. Теперь в городе 1400 фирм, обслуживающих спрос. Это определённо указывает на рост предложения в ответ на интерес новосибирцев к возможностям правовых решений своих проблем.
Вторая метрика, наша внутренняя, для нас внезапная в 2019 году: резко выросло число дел, исправляющих действия «других юристов». Если в 2017-2018 было одно такое дело в год, то сегодня их 10. Это указывает сразу на два фактора: Юристов в городе стало больше, но их компетентности — под вопросом. И да, исходя из «второй беды юриста», правовому центру АЛМАЗ.МФЦ теперь больше доверяют, чем в прошлые годы.
Как обстоят дела в отрасли? Вы специализируетесь на арбитражном праве. Какие факты и события 2019 года вы определяете как значимые для арбитража?
Верно. Наши правовые продукты удовлетворяют потребности бизнеса в разрешении экономических и хозяйственных споров. Как правило, они относятся к арбитражному праву и защите интересов бизнеса в арбитражном суде.
Арбитражный суд НСО ежегодно принимает около сорока тысяч исков. Это 115-120 исков в день. Данные по арбитражным делам есть в открытом доступе. В 2019 году исков подано в суд на 900 больше, чем в прошлом. Но, если смотреть результат, то есть число решений суда, то завершённых дел на 1000 меньше, чем в 2018-м. На что это указывает?
Мало подать иск. Нужно дело довести до завершения. Это вопрос как компетентности представителя истца, сопровождающего дело, так и организации самого процесса сопровождения. В судопроизводстве следование процедуре решает не меньше, чем опыт, знания и навыки в юриспруденции. Рост незавершённых дел тоже отображает существенное снижение среднего уровня компетентности, но уже в отрасли арбитражного права.
Именно поэтому мы горячо приветствовали поправки к арбитражно-процессуальному кодексу, вступившие в силу в октябре 2019 года (Закон РФ №451-ФЗ от 28.11.2018), устанавливающий барьер для представителей сторон в арбитражном суде. Теперь представителем может быть только дипломированный юрист или адвокат с высшим юридическим образованием.
Этот закон можно считать главным отраслевым событием 2019 года. Кроме «Адвокатской монополии», как его последствия назвали в СМИ, он значительно ускоряет само судопроизводство, устраняя его бюрократические этапы, которые влияли на риск повторных производств.
Вы ещё работаете и с физическими лицами. Каковы особенности 2019 года для рядовых граждан?
У нас нет четкой грани между «юриками» и «физиками». Например, в правовые продукты «Судебное взыскание долгов» и «Возмещение ущерба», которые относятся к проблематике бизнеса, люди входят как физические лица в 80% случаев. Руководители и учредители бизнеса — это обычные граждане РФ, согласитесь.
Если говорить о продуктах, рассчитанных только на физлиц, к таким у нас относится «Списание долгов через процедуру банкротства физических лиц». Банкротство — самый капризный, мелкий и сложный рынок судебных проблем. На двухмиллионный город от долгов освобождается всего 850 человек в год. Это всего 70 человек в месяц, при том, что предлагают услугу «Банкротство физических лиц» сегодня уже 165 юридических фирм. В прошлом году их было где-то 120.
В августе мы участвовали в качестве экспертов в круглом столе при поддержке мэрии Новосибирска по проблематике банкротства физических лиц. На нём представители арбитражного суда озвучили тенденцию к росту числа банкротств в сравнении с 2018 годом на 21%. Однако, сегодня данные федерального реестра банкротств (ЕФРСБ) говорят о том, что как в 2018-м от обязательств освободили 850 новосибирцев, так и в 2019-м — ровно столько же. При том, что заявлений и публикаций о БФЛ действительно на 20% процентов больше.
Это означает только одно: суд признаёт банкротами больше граждан, но не даёт им освобождения от долгов. Каждый пятый банкрот теперь рассчитывается с кредиторами своим имуществом. Процедура банкротства уже не такая выгодная, как в первые два года её законного существования.
А два с половиной юриста на одного потенциального клиента — это демпинг, это занижение цены за счет существенного снижения качества и количества оказываемых услуг, это изначальное введение потребителя в заблуждение относительно предстоящих затрат. Со всеми вытекающими.
А какие успехи у правового центра АЛМАЗ.МФЦ в 2019 году?
Парадокс: мы перестали «продавать» и стали исполнять. Как и раньше, мы боремся за снижение и исключение рисков повторных производств. Именно повторные производства растягивают судебные тяжбы на годы. А юристам платят как раз за сэкономленное время, а не время сопровождения дела, не так ли?
К вопросу экономии времени клиента мы подходим с двух точек зрения: автоматизация процессов делопроизводства и проверка качества с работой над ошибками на каждом этапе работы с клиентским делом.
Тройная система проверки документооборота была внедрена ещё в конце 2017 года. С информационными системами, автоматизирующими делопроизводство, сложнее: LegalTech сегодня находится в личиночной стадии, готовых IT-продуктов нет, и мы разрабатываем систему свою сами на нескольких платформах.
Это ощутимые внедрения? Как оценить эффект?
Да, это уже даёт результат, который мы можем оценить по той же метрике, по которой оценивали состояние дел в арбитраже: динамика завершения дел. Если в арбитражном суде число завершенных дел существенно уменьшилось в сравнении с 2018, то у нас — твёрдый плюс: при росте числа клиентов, мы завершили на 20% больше дел, чем в прошлом году. Наш «юридический спецназ» стал работать быстрее.
Как это отразилось на клиентах?
В 2019 году мы уделили большое внимание репутации правового центра АЛМАЗ.МФЦ. Мы её измеряем не числом позитивных отзывов в интернете, в которые, по-моему, уже никто не верит. А тем, как и сколько нас рекомендуют. И сколько у нас постоянных клиентов.
Если в 2018 году доля выручки от постоянных клиентов была 15%, то в 2019 она увеличилась до 43%.
Как правило, любые юридические проблемы клиента — из серии «Решил проблему и забыл». Но, поработав с нами один раз, клиент выбирает системную работу с проблемой, а не одноразовые экстренные меры. Я считаю, это большое достижение.
Репутацию мы оцениваем ещё по проявленному в интернете интересу: Сколько людей искали о нас информацию. Эти данные есть в открытом доступе в Яндексе и Google. В 2019-году число запросов в поиск «Алмаз МФЦ» или «МФЦ Алмаз» увеличилось на 39% в сравнении с прошлым годом.
Действительно, просто. Но насколько достоверно?
Достоверно, потому что объективно. Это не переходы на сайт или на страницы в соцсетях. Это не звонки и не визиты. Это поиск информации в интернете, активно проявленный интерес людей, которых мы даже не знаем. Этот интерес не купишь и им невозможно управлять. Но если людям интересно то, что мы делаем, значит, мы все делаем правильно.
Правовой центр
АЛМАЗ.МФЦ
Адрес: ул. Красный пр-кт, д. 157/1, офис 318
Телефон: +7 (383) 303-44-88