Кадровый рынок IT-отрасли в Новосибирске: «Как были ресурсной базой, так и останемся»
Эксперты рассказали DK.RU, как чувствует себя кадровый рынок IT-отрасли. Почему Новосибирск останется ресурсной базой для иностранных компаний?
Исполнительный директор кадрового агенства Алексея Сухорукова Антон Дурнецов объяснил, что по большому счету всё остается без изменений: IT-шники нужны, и нужны всё больше. При этом есть определенный тренд — желание зарабатывать в долларах, и радикальная его версия — переехать в другую страну с доходом в валюте.
«Есть пощупывание рынка иностранными компаниями. То есть иностранцы понимают, что теперь русская рабочая сила стала сильно дешевле», — констатирует эксперт.
При этом существенного оттока пока не наблюдается. Антон Дурнецов объясняет это следующими моментами:
«Во-первых, такого количества профи, которых оторвали с руками и ногами, не так много, во-вторых — хоть потребность есть, но возникают проблемы с визами, с языком и тысячей других вещей».
В итоге из-за слабого знания языка местных IT-специалистов и трудностей с их ввозом, скажем, в Америку, потребность иностранных компаний выглядит небольшой. При этом у работодателя нет никаких гарантий, что кандидат отработает вложенные в него инвестиции.
«Поэтому смелые делают промежуточные схемы, например, создание в РФ небольшого офиса, и, как только кандидат отработал какое-то количество времени, и в нём уверены, его забирают, но это не тренд на общем уровне, это больше штучные варианты».
Эксперт подчеркнул, что в последнее время таких офисов не стало открываться больше, динамика заметна только в количестве запросов на подбор специалистов:
«Запросы к нам приходят разные, и сейчас этих запросов стало больше — мы их отрабатываем и показываем, сможем помочь или нет, есть в РФ такие ресурсы или нет».
Антон Дурнецов объяснил, что работодатели «прощупывают», что здесь проиходит, какие задачи решаются. В итоге кто-то выбирает вариант просто открывать аутсорсинговое направление, кто-то решает не использовать местные ресурсы.
«Я говорил и продолжу говорить, что есть тренд на размытие границ. То есть мы идём к американской модели: раньше мы были закрытыми и сидели у себя в Новосибирске и локально "варились", были тренды уезжать в Москву на заработки... А теперь всё идёт к большей динамичности, неважно где ты — Новосибирск, Москва или Красноярск, или даже Иркутск, важно что за работа, а в наше время важно, чтобы стабильно платили. Если человеку нравится, и он понимает, что там зона роста, то он спокойно поедет туда и будет там работать и развиваться, поживёт там год, два или три, захочет — вернется и будет работать опять тут. Или поедет ещё дальше. А теперь представьте: всё тоже самое, только в рамках всего мира! Мы к этому будем идти ещё долго, но, например, уже сейчас часть людей на территории РФ живут, но работают на различные иностранные компании....»
Эксперт резюмировал:
«Привести это ни к чему не приведет, как были ресурсной базой, так и останемся».
Собеседник DK.RU также отметил, что трендов по схлапыванию или вертикальному росту компаний нет: всё как обычно, кто-то растёт, кто-то падает, кто-то закрывается, но тут есть зависимость от стратегий и ТОП-менеджеров.
С выводами Антона Дурнецова об установлении тренда на размытие границ согласен директор по развитию бизнеса в Сибири компании Softline Павел Баруткин:
«Современные технологии сделали работу без привязки к конкретной локации весьма эффективной. В Softline есть масса примеров, когда зона ответственности сотрудника не ограничивается конкретным городом или территорией, где он находится физически. Есть сотрудники, работающие над проектами по всей стране, есть те, кто работает над московскими проектами из других городов России. Безусловно, это не отменяет тот факт, что некоторые коллеги «перебираются» работать в другие города, как например из Иркутска в Санкт-Петербург или из Хабаровска в Москву».
Эксперт отмечает тенденцию увеличения числа сотрудников, не привязанных к конкретному региону:
«Основные усилия работодателей сейчас нацелены на привлечение лучших кандидатов. Мы готовы динамически перераспределять ресурсы между городами, при этом проблем с организацией рабочих процессов не возникает. Например, в новосибирском представительстве достаточное количество удаленных работников».