Как понять, стоит ли мастер-класс вашего внимания? Советы новосибирского бизнес-тренера

Как выбрать спикера, как узнать заранее, не потратишь ли ты время и деньги зря? Подходит ли тебе этот тренинг, интересным ли будет этот спикер? Рекомендации эксперта.

Генеральный директор, бизнес-тренер, тренинговая компания «SÒVA» Надежда Головизина

В последнее время мне все чаще задают вопрос: «Как принять решение, стоит ли идти на тот или иной тренинг/мастер-класс/семинар?» Несколько раз я отвечала на него, в основном друзьям своих друзей, и, на мой взгляд, в моих ответах были очевидные вещи. Однако для тех, кто спрашивал, ответы оказывались совсем неочевидными, и они искренне благодарили за то, что я помогла им сориентироваться. Что и побудило меня написать об этом.

Сразу скажу, что эти рекомендации будут полезны тем, кто ходит за новыми знаниями, инсайтами, идеями, инструментами. Если вы идете на тренинг за знакомствами/контактами, продвижением себя/компании или поесть, то полезных рекомендаций здесь не найдете. И еще оговорюсь: рекомендации основаны на моем собственном опыте, а он не всегда был успешным. Иногда и мне случалось наступать на грабли и уходить в процессе тренинга или мастер-класса. Но в 9 случаях из 10 мой подход работает наверняка.

1. Как принять решение о том, где и у кого учиться

Лично в моей системе ценностей все строится так: сначала человек (спикер), потом контент и уже потом организационные детали. Но про последние я сегодня писать не стану. Поговорим о спикере и контенте.

Начнем со спикера

Первое, что я рекомендую сделать, — это оценить совпадение по ценностям (ваше и спикера/тренера). Для этого достаточно посмотреть его интервью, выступление в записи и/или прочитать одну-другую его статью или книгу.

Например, может оказаться, что вы большой человеколюбец, развиваете свой персонал, стараетесь управлять максимально экологично, а тренер пропагандирует жесткий подход руководителя-соковыжималки и верит в чудодейственность силового подхода. Уверена, вряд ли вам понравится на его тренинге. И, на мой взгляд, именно несовпадение по ценностям является одной из наиболее распространенных причин, когда мы остаемся недовольны посещением обучающего мероприятия. Продажник, который верит в напор и дожим и хочет именно этому научиться, наверняка останется недовольным тренингом по клиентоориентированности, а сама идея Н2Н (human to human) продаж покажется ему чуждой.

Как тренер «пришел» в эту тему

Второе, на что я обращаю внимание — как тренер «пришел» в эту тему. Это и про то, где он черпал теоретическую базу, и про совпадение практического опыта тренера с раскрываемой им темой. Ну, например, вряд ли стоит идти на тренинг «Как обрести семейное счастье» к тренеру, который не женат и трижды разведен. То же самое и в бизнес направлении — тренер по продажам, который никогда не продавал, может чему-то научить, но это будет все же иной подход, чем у тренера, который имел практический опыт продаж. И не просто какой-то опыт, а успешный опыт, с реальными достижениями.

Как спикер работает с аудиторией

И еще один момент, к которому я рекомендую присмотреться в части спикера — это то, как он работает с аудиторией. Его темп речи, эмоциональность выступления, доступность и понятность языка и т.д. — насколько они попадают в ваш темп, язык, ожидаемую эмоциональность… Вам понятно, комфортно, интересно? Если да, то тренер с высокой вероятностью не только знает свою тему, но и владеет методикой работы с группой.

Сейчас очень часто люди идут на тренинг или мастер-класс не столько за смыслом, сколько за эмоциями. Такие участники нуждаются в подзарядке, эмоциональной подпитке от тренера, и стиль его работы с аудиторией оказывается более значим, чем суть выступления. Но есть и те, кто, напротив, считает, что содержание важнее формы, и тогда, сколько бы тренер ни рассказал захватывающих историй и смешных анекдотов, при нуле в сухом остатке знаний и инструментов, такой участник останется недоволен.

Задайте себе вопрос, чего вы хотите от этого посещения? Ну и посмотрите фрагмент выступления тренера в записи. Когда вы четко осознаете свои цели, даже пяти минут хватит, чтобы вы поняли, «ваш» это спикер или нет.

2. Контент тренинга

Тут все чуточку сложнее. Я вообще считаю, что у большинства тренеров есть работа только потому, что многие люди не читают книги. У меня такое случалось в детстве, когда родители вели в театр на спектакль по произведению из школьной программы. Если произведение не вдохновляло к прочтению, то я была счастлива оказаться в теме не за 5-7 дней, а за 3 часа. То же я наблюдаю довольно часто и сейчас у вполне взрослых людей.

У многих спикеров есть книги, и если сравнить объем контента в книге и на семинаре или мастер-классе, то, как правило, книга побеждает с серьезным отрывом. Тем не менее, очень многие люди приходят на одноименный тренинг. Тренеры часто спрашивают в начале, кто из присутствующих читал их книгу. Как правило, читавших оказывается менее 20%. Поэтому, если вы ходите на тренинги и семинары, чтобы сэкономить время на прочтении книги, или потому, что слушать кого-то вам интереснее, чем читать, то тут мне посоветовать нечего. Но вот если вы прочли книгу, она показалась вам интересной, актуальной и попала в ваши ценности, то в каком случае стоит еще и на тренинг сходить? На мой взгляд, таких причин несколько:

  1. Если тема глубокая, сложная, и в одиночку вы не до конца во всем разобрались.
  2. Если некоторые вопросы показались спорными, неоднозначными, и вы хотите найти истину, адресовав их автору.
  3. Если мероприятие, которое вы планируете посетить, является не семинаром или мастер-классом, а тренингом, на котором можно будет закрепить уже имеющиеся знания на практике и наработать определенные умения. В этом случае обязательно задавайте организатору вопрос, сколько процентов теории, а сколько практики предполагается на тренинге. Если обещают хотя бы 50% времени на практику, стоит пойти.

Если же вы идете на тренинг, по которому не написана книга, внимательно изучайте программу тренинга. Задавайте вопросы организатору, просите его переадресовать вопрос тренеру, если не получите однозначный ответ от менеджера. На что можно обратить внимание:

  1. Какой теме сколько часов планируется уделить. Может оказаться так, что на тему, которая вас заинтересовала больше других, будет уделено не более получаса. Чтобы не разочароваться, это важно знать до того, как вы придете на тренинг. И тренер всегда знает тайминг, но, как правило, его не принято указывать в программе. Не стесняйтесь, уточняйте.
  2. На какой уровень участников рассчитана программа. Одну и ту же тему можно дать на базовом уровне для новичков, на среднем или на продвинутом. Правда, тут важно еще и объективно свой уровень оценить. Сколько помню тренингов для продвинутых менеджеров по продажам, которые я вела, реально продвинутых участников было около трети, остальные 2/3 таковыми себя считали, но не являлись.

Что еще важно знать: не все организаторы предоставят вам объективную информацию, даже если вы спросите. В начале этого года я думала об участии в тренинге с тренером, имя которого довольно раскручено, и при этом тренер работает в довольно узкой и интересной мне специализации. Я задала вопрос организатору: «Стоит ли мне идти на этот тренинг, если я не просто руководитель отдела продаж или руководитель компании, а эксперт в управлении продажами со стажем без малого 20 лет?» Меня пытались убедить, что, конечно, стоит. Но аргументы были не слишком убедительны, и я начала читать отзывы. Именно они помогли мне принять окончательное решение. Конечно, я потом интересовалась, искала тех, кто пошел, чтобы убедиться, а не зря ли я отказалась. Четверо из четверых опрошенных подтвердили, что не зря. Так что, помимо вопросов организатору, обязательно читайте отзывы тех, кто уже ходил на тренинг. И, конечно, обращайте внимание на то, кем именно написан отзыв. Если вы собственник бизнеса, отзыв молодого специалиста может оказаться не самым объективным для вас.

И еще: в последнее время люди часто ходят на тренинги к известным тренерам ради размещения фотки в соцсетях. Если это единственная ваша цель, то для того, чтобы вы остались довольны тренингом, вам точно не нужны мои рекомендации. Вы и так знаете, что самое главное — это поймать хороший ракурс. 

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.