Компании очнулись от эйфории роста
Екатерина Мамонова второй вице- президент инвестиционной группы «Мамонов» МИНУС Сегодня многие цинично говорят о «чистке» и обновлении рынков, но не следует забывать о том, что за этими словами ст
Екатерина Мамонова
второй вице- президент инвестиционной группы «Мамонов»
МИНУС
Сегодня многие цинично говорят о «чистке» и обновлении рынков, но не следует забывать о том, что за этими словами стоят конкретные судьбы людей, годы, потраченные на построение компаний. Кризис обнажает всю жесткость рыночной экономики.
Консалтинговый рынок тесно связан с реальным сектором экономики, и, естественно, все проблемы сектора отразятся и на нем. Сокращение инвестиционных программ, бюджетов развития предприятий, безусловно, имеет оборотной стороной сокращение объемов заказов на консалтинговые услуги. Однако сейчас нет практически ни одной сферы деятельности, которую бы кризис не затронул. Прогнозы по дальнейшему развитию кризисных явлений в экономике я бы сейчас делать не стала, так как, к сожалению, большинство мер по стабилизации рынков не дают желаемого эффекта. Однозначно можно только сказать, что пик кризиса еще не пройден, а экономика и ее структура впоследствии станут другими.
Сейчас многие сравнивают кризисы 1998-го и 2008-го гг. На мой взгляд, они совершенно разные. В 1998 г. ситуация в ключевых секторах экономики РФ была более неопределенной, а с государственным долгом — более сложной. Внутренний потребительский спрос был значительно не удовлетворен, был низкий уровень закредитованности предприятий, компании не входили в длительные инвестиционные программы с горизонтом планирования даже 2-3 года. Сейчас же мы имеем значительно удовлетворенный внутренний спрос, у компаний — высокая долговая нагрузка, при этом очень часто возврат взятых кредитных обязательств планировался за счет привлечения новых кредитных ресурсов. В условиях падающей процентной ставки это давало значительные преимущества компаниям-кредиторам, а сценарий того, что перекредитоваться будет сложно или невозможно, компании даже не рассматривали. Кризис 2008 г. — это первый серьезный кризис, когда компании находятся уже не на начальной стадии своего развития, поэтому он во многом вскрыл те проблемы, которые были заложены в самом этом развитии, и выход из него, думаю, будет более болезненным.
ПЛЮС
В каждом кризисе есть и положительные моменты. В последние годы у многих компаний появились эйфорические настроения, которые во многом определяли бездумное отношение к разработке инвестиционных программ своего развития. Предприятия расширяли свою активность, строя сценарии, базирующиеся на постоянном росте рынка, что противоречит всем его законам, мало кто задумывался о реальной эффективности проектов. Кризис, во-первых, заставит наконец руководителей критически посмотреть на деятельность своих компаний — их эффективность, уровень рисков, инвестиционную программу, ее адекватность ситуации на рынке и реально прогнозируемым доходам. Во-вторых, во время кризиса всегда появляются новые направления деятельности, открываются ранее неизвестные, но выгодные сегменты рынка. В-третьих, вырастет спрос на качественные консалтинговые услуги, которые позволят компаниям повысить свою эффективность, а именно на разработку наиболее эффективных схем финансирования проектов, программ снижения затрат предприятий через внедрение новых современных технологий в логистике, маркетинге, стратегическом планировании и так далее, а также на поиск и внедрение инновационных технологий как в части производства товаров и услуг, так и в сфере управления компанией.