«Корпоративный рынок очень опасен»: Андрей Попов, «Динал» — о рисках и точках роста

Генеральный директор «Динал» Андрей Попов рассказал DК.RU о том, как формировался рынок пластиковых окон, в каком состоянии отрасль сейчас. А также дал свои прогнозы и назвал условия роста спроса.

— Российский рынок пластиковых зародился на 40 лет позднее европейского, в 90-е годы прошлого века. И начиная с 1995 года по 2012 год он рос на 25-30% ежегодно. В 2012 году он уже соотносился с общеевропейским: отставание было в районе 40%. Но с 2012 года оконный рынок в России начал падать. Причины тому: насыщение спроса, кризисные явления в экономике, низкая платежеспособность населения, и, как следствие, — неуверенность потребителей в завтрашнем дне. Все это спровоцировало отложенный спрос на окна. В 2013 году рынок ПВХ окон упал на 5%. В 2014 году падение уже было около 10%, в 2015 — 25%, в 2016 — 15%. Это в кв. м. продукции — в деньгах картина более позитивная, так как цены росли. За первое полугодие 2017 года рынок упал на 12% — по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Но уже за 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем потребления пластиковых окон упал всего на 2%. Таким образом мы можем говорить о стабилизации рынка, минимизации его падения.

Долгое падение рынка привело к тому, что с 2014 по 2017 год многие компании перестали существовать.

Если в 2014 году на рынке было порядка 6-7 тыс. компаний-переработчиков, то к 2017 году их осталось только 2 тысячи. Кто-то утонул, кто-то ушел в дилерский сегмент, хотя в целом число дилерских компаний тоже не выросло. В абсолютной величине за эти годы рынок упал на 20 млн кв. м. продукции — с 65 млн кв. м. до 45 млн кв. м.

В Европе, пережившей кризисные периоды несколько раньше, сейчас наблюдается подъем рынка на 3-4% ежегодно. Когда в 2012 году российский рынок начал падать, европейский начал расти. Особенно заметно растут рынок Юга и Запада Европы.

Все тенденции, характерные для российского рынка в целом, присущи и оконному рынку Новосибирска. Средняя цифра ежегодного падения новосибирского оконного рынка — около 15%.

Однако последние данные и анализ тенденций рынка говорят о том, что уже в 2018 году падение рынка остановится. Более того: я прогнозирую прирост порядка 3-5% ежегодно. Рыночная ситуация будет значительно более стабильной, чем в предыдущие 5 лет.

Одной из причин роста рынка станет некачественное остекление в кризисные годы. Потребность в более качественной продукции приведет в ближайшем будущем к массовому спросу на переостекление. Принцип «скупой платит дважды» будет наглядно продемонстрирован именно в оконной отрасли.

Что касается потребительской активности в целом, то я в этом вопросе куда менее оптимистичен, чем часть российских экономистов.

Из фактора выросшей цены на нефть они выводят тезис о том, что мы «оттолкнулись от дна» и экономика пошла в рост. Если судить по строительному сектору — а это локомотив экономики — тенденция пока обратная. Мы можем опираться на данные того же Новосибирскстата о том, сколько жилья было введено в эксплуатацию. Еще один важный показатель — продажа и покупка под строительство земельных участков. Цифры не радуют. Инвестирование в землю у строительных компаний сейчас на самом низком уровне. Это как раз свидетельствует о низком потребительском спросе. В квартирном фонде скопилось большое число непроданных квартир. Да, в скором времени люди начнут активно реализовывать отложенный спрос, но к этому их мотивирует не рост реальных доходов, а стремление жить лучше. Опять же, привыкая к кризисным явлениям, человек начинает воспринимать их как норму.

Реализация отложенного спроса затронет не покупку квартир, а улучшение уже имеющихся жилищных условий. Это станет еще одной причиной роста оконного рынка.

Наряду с тяжелой ситуацией в строительстве и значительным сокращением игроков оконного рынка к негативным тенденциям я отнесу и стремление многих оконных компаний предлагать дешевые продукты и услуги в ущерб качеству. На это рынок подтолкнул кризис, и часть компаний среагировала на этот импульс. Результат — бизнес на грани выживания, низкая маржинальность. Такие компании еле-еле сводили концы с концами и массово тонули. Играя в игру «Кто дешевле», они попали в ловушку собственной псевдостратегии. Низкое качество приводит к массовым рекламациям, к дополнительным обращениям в сервис, к негативному имиджу на рынке, и все это в какой-то момент накрывает компанию.

Отсюда вывод — выживали и будут выживать те компании, которые руководствуются качеством. Это относится и к строительному рынку. Стремление строить качественно — «выживательная» модель поведения.

Вторая основа для выживания игроков оконного рынка — превалирующая доля частного рынка в структуре продаж. Именно на частном рынке самая короткая коммуникация «продавец-потребитель», самые быстрые деньги, самая высокая маржинальность.

На корпоративном рынке, напротив, довольно низкая платежеспособность. На частном рынке нет столь больших рисков, как на корпоративном. Корпоративный рынок очень опасен для оконной индустрии, с ним нужно быть очень осторожным. В зоне риска — те компании, в чьей структуре продаж корпоративный рынок составляет более 50%. Есть живые примеры потонувших по этой причине компаний. А если они еще и работали с корпоративными партнерами «на доверии», без аванса, а с ними не рассчитывались, выжить в такой ситуации было очень сложно.

Третья причина гибели оконных компаний — стратегия, когда хочется резко пойти в рост, инвестировать большие деньги в развитие. Многие компании попросту не рассчитали свои силы.

Все три эти причины гибели компаний — большая доля корпоративного рынка, излишнее доверие к корпоративным клиентам и желание резко пойти в рост — взаимосвязаны друг с другом.

Для того чтобы жить и развиваться, оконным компаниям нельзя забывать про такую вещь, как доверие клиентов. Доверие клиента — важный показатель любого бизнеса, его ценности. Чем выше доверие — тем выше спрос.


Что касается нашего производства, его объемов, то ближайшие планы как раз связаны с его активным развитием. До последнего времени мы инвестировали в наше большое новое офисное здание, площадью 2500 кв. м. Теперь следующий этап. Мы приобрели и начали осваивать 2 га земли, и в этом году на этой земле появится первая очередь производственных корпусов площадью 700 кв. м. Всего площади наших производственных площадей, рассчитанных на рост объемов продаж и развитие новых технологий, в ближайшие 5 лет увеличатся в 3 раза, до 7,5 тыс. кв. м.

За 10 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года «Динал», по нашим подсчетам, демонстрирует 25%-ный рост объемов продаж в натуральном выражении.

В какой-то мере нам «на руку» уход с рынка многих игроков, ведь высвобождается ресурс: рабочая сила, интеллект сотрудников, высококлассное оборудование. Уход компании с рынка — это новый потенциал для тех, кто на этом рынке остался. В наших планах предлагать новые, интересные и качественные оконно-дверные решения и продолжать расти — как минимум, с такой же скоростью — на 25% ежегодно, — поделился с DK.RU генеральный директор «Динал» Андрей Попов.


Автор: Елена Венгерская

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.