Крым для российской экономики: дайджест мнений
DK.RU попытался выяснить, в чем считают расходы России на интеграцию Крыма – в миллиардах, десятках миллиардов или все-таки в триллионах - различные экономисты и политики.
Когда одни эксперты гадали, какое отношение имеют «зеленые человечки» в Крыму к РФ, другие уже прикидывали, насколько тяжела будет финансовая нагрузка для России в случае присоединения полуострова.
Оказалось, российские чиновники начали оценивать масштаб трат «на Крым» еще задолго до судьбоносного референдума. Заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев:
"Министерство делало оценки для приведения в порядок инфраструктуры Крыма и до Майдана, и до референдума в рамках сотрудничества по восстановлению его транспортной системы, логистики и рекреационной структуры. Это уровень до $5 млрд - порядка $2,8 млрд на транспорт и одного миллиарда на восстановлений рекреационных сооружений".
По словам чиновника, это не обязательно будут бюджетные средства, российский бизнес проявляет большой интерес к инвестициям в этот регион.
Твиттер Алексея Навального* (кто бы его ни вел) прокомментировал оценки МЭРа так:
«1/10 Олимпиарда. Терпимо пока».
Принципиально другой масштаб затрат обозначил в своей последней прижизненной публикации известный экономист, экс-министр налогов и сборов Александр Починок. Он назвал разговоры о «затратах на Крым в миллиарды долларов или десятки миллиардов рублей» наивными:
«Минимальные затраты нашей экономики составят более 3 трлн. рублей. … Пенсии [крымчанам] платить будем мы. 100 000 пенсионеров при самых минимальных пенсиях — 10 млрд. руб. в год. С учетом военных пенсионеров и структуры населения — минимум 70 млрд. в год…. Мост через Керченский пролив (минимум 40 млрд. руб., боюсь, что на практике раза в 2 дороже). … Сельское хозяйство? Вина крымские? Из «Массандры» можно снова сделать жемчужину — только сначала нужно вложить очередной миллиард». Г-н Починок указал и на негативные последствия для российской экономики от «минимум $15 млрд. дополнительного оттока капитала. В самом оптимистичном варианте приплюсуйте дополнительно 3 процентных пункта инфляции… Про потери капитализации российских компаний не забудьте. Вот так потихоньку триллионы и набираются».
Жизнь показала, что г-н Починок ошибся. Не в векторе – планомерного увеличения госрасходов «на Крым», а в масштабах этого увеличения. Руководитель группы транспорта, металлургии и машиностроения газеты «Коммерсантъ» Егор Попов обратил внимание на то, как менялся масштаб расходов на крымскую инфраструктуру. Так, стоимость транспортного перехода через Керченский пролив в марте 2014 г. российские власти прогнозировали на уровне 46 млрд руб., (примерно как и Починок), потом Минэкономики повысили цену перехода до 155 млрд руб. А в обнародованном в начале мая проекте ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 г.", на переход планируется потратить уже 200 млрд руб. - в 4,5 раза выше, как уточняет «Коммерсантъ», первоначальной стоимости. Поэтому какая бы цена «крымского возрождения» ни называлась, в итоге финансирование нового региона с большой долей вероятности будет происходить по «сочинскому сценарию» - непредвиденные обстоятельства потребуют увеличения исходных смет в разы. Лучше для чиновников и не придумать.
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.