КСП: на достройку проблемных объектов в Новосибирске не хватает финансирования
Новосибирская контрольно-счетная палата провела проверку эффективности деятельности департамента строительства и архитектуры по завершению долгостроев за 2017-2018 гг. Спойлер — эффекта мало.
Анализ численности граждан показал, что в него ежегодно включается больше граждан, чем исключается, как результат, численность ежегодно увеличивается. В целом следует отметить, что анализ возможных проблем достройки «проблемных» объектов города показал, что основными причинами являются — недостаток финансирования окончания строительства, сложности в поиске инвестора и застройщика, а также несоответствии начатого строительства техническим требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, — говорится в официальном отчете КСП.
Согласно данным анализа «Дорожных карт» за 2017-2018 гг, количество домов, в которых решены вопросы достройки, уменьшается незначительно, а сроки их ввода переносятся.
В 2017 г. в основном дома введены в эксплуатацию путем окончания строительства. В 2018 г. из пяти объектов, которые поименованы в «Дорожных картах» и планировались к вводу, введен в эксплуатацию один объект по ул. Вертковская, 5/3, — рассказывают в КСП.
А для существенной части ввод и вовсе не прописан, так как идет (или планируется) процедура банкротства, которая может тянуться не один год.
Также, как выяснилось в результате проверки, меры и сроки, указанные в «Дорожной карте», не всегда совпадают с запланированными. Это происходит как по объективным причинам (сокращение объема финансирования на 2018 г.), так и по субъективным: например, из-за того, что ЖСК не предоставляет необходимвые документы, соглашение на финансирование ЖСК по ул. Кропоткина, 104 до сих пор не заключеныю.
Темпы ввода домов из числа «проблемных» низкие: за два года в среднем решены вопросы по 5 домам, то есть, если в плане-графике «Дорожной карты» города Новосибирска по состоянию на 20.03.2019 г. числится 47 объектов, для решения всех вопросов по «проблемным» домам при существующем темпе их разрешения потребуется около 9 лет, — уточняют в КСП.
Также проверка реализации масштабных инвестпроектов в городе выявила проблему предоставления земельных участков под строительство по стоимости, ниже кадастровой. Методика расчета стоимости права аренды при продаже этих проектов в городе отсутствует, подытоживает КСП, а максимальные суммы не установлены и определяются инициатором проекта самостоятельно.
Стоимость права аренды не должна быть ниже кадастровой. Это позволит обеспечить прозрачность расчетов и осуществить покрытие дефицита средств для завершения строительства «проблемного» объекта без проведения повторного Проекта и выделения дополнительных земельных участков, а также исключить возможность предоставления права аренды по кадастровой стоимости одним инициаторам Проекта (МИП), а другим — ниже кадастровой стоимости, — уверены в контрольно-счетной палате Новосибирска.
По состоянию на март 2019 г. в реестре обманутых дольщиков числилось 1 937 человек, из них статус «обманутых» имели 1 791 человек. За пять лет из реестра было исключено 140 граждан, т.е. 7,8% от общего числа. Анализ показал, что в реестр ежегодно включается больше граждан, чем исключается, и как результат — число обманутых дольщиков с каждым годом только увеличивается.
По итогам проверки выяснилось, что количество соглашений с региональным минстроем о субсидировании на покрытие части расходов по завершению строительства и ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов в 2017 г. равнялась 112,8 млн руб., а в 2018 г. — 54,2 млн руб.
Напомним, в ноябре прошлого года стало известно, что более 3 млрд руб. было выделено Фонду защиты прав дольщиков на завершение новосибирских долгостроев.
Читайте также: Почти 700 долгостроев насчитала КСП в Новосибирской области.