Кто победит в бизнес-игре на выживание? Новосибирский консалтер – о насущном

«Некогда красочный воздушный шар рынка потребления сжался до состояния скомканного, сдутого мячика. Для бизнеса нет темы актуальнее, чем определение «дна» рыночного падения».

Директор консалтинговой компании ООО «Компания «Тюнинг Финансов» Юрий Соловьев
 
Кто победит в бизнес-игре на выживание? 
 
Некогда красочный воздушный шар рынка потребления сжался до состояния скомканного, сдутого мячика. Для бизнеса нет темы актуальнее, чем определение «дна» рыночного падения (как в анекдоте: «Мы думали, что это дно, пока нам не постучали снизу»). 
 
Часть компаний успешно развиваются, другие подошли к грани рентабельности. Кто-то тратит резервы, избавляется от неликвидов, уговаривает партнеров отсрочить жесткие меры. Есть и те, кто уныло пакует вещи, освобождает помещения. 
 
Ежедневное многочасовое общение с руководителями показывает условное разделение бизнес-сообщества на три категории: 
 
1. «Оптимисты», ожидающие «отката» рынка на докризисные показатели с клиентами, наполняющими кассу. В этом ожидании столько же интриги, сколько в вопросе: потечет вода с горы или в гору. Не хочется разочаровывать, но… рынок не вернется на прежние позиции, и для этого есть объективные причины. 
 
2. «Оппортунисты», изыскивающие возможности в смежных нишах, сегментах, отраслях, освобождаемых механизмом «санирования» банков. Каждый закрытый банк «уносит» с собой десятки и сотни клиентов. Только в 2016 году в России 88 банков лишились лицензий. Следовательно, несмотря на всеобщее падение спроса, «оппортунисты» привлекают так называемых «свободных клиентов», оставшихся без привычных моделей взаимодействия. 
 
3. «Системщики» – здравомыслящие организации, смотрящие за грань «горизонта печали», реализующие перспективную стратегию развития своего бизнеса, пересматривая кадровую, маркетинговую и финансовую политику компании.
 
Нет понятия «правильно» или «неправильно». Организационная структура компании – это вопрос цели и управленческого решения. Переход от «оптимистов» или «оппортунистов» в «системщики» возможен. Системно мыслящая компания делает из обычной идеи системный процесс, в котором непрерывно растет скорость и качество работы с клиентом. 
 
Каковы ключевые компетенции «системщиков»?
 
1. Наличие простой, понятной идеологии упрощает работу сотрудников, не позволяя им тратить свое время на бессмысленные действия. 
 
2. Согласованность действий владельца и команды топ-менеджеров уменьшает число разногласий и время принятия решения.
 
3. Участие внутреннего или внешнего «оптимизатора», приводящего рутинные задачи в технологичный процесс. У «системщика» всегда есть тот, кто автоматизирует процессы, высвобождая ресурсы компании. 
 
4. Постоянное повышение качества продукта и обслуживания. 
 
5. Ротация 10% неэффективного персонала компании ежегодно. Конечно, это далеко не полный список. Но без первых трех думать о системной работе будет тяжело. 
 
Однако, наряду с системный подходом внутри компании, важно понимать, когда восстановится спрос, и начнется обещанный экономистами рост экономики? На самом деле каждый руководитель в состоянии увидеть то самое «дно» и оценить тенденции к росту.
 
Динамика спроса потребительского рынка основана на трех факторах: 
 
1. Растет ли индекс розничной торговли? 
 
2. Растут ли продажи автомобилей?
 
3. Какова динамика рынка недвижимости?
 
Сегодня все три графика находятся в нижней точке. Эти данные вы без труда найдете в сети. Розничный, автомобильный и строительный сегменты являются драйверами рынка потребления. И, как только наметится рост показателей в течение трех месяцев подряд, вероятно, началась тенденция к восстановлению спроса. 
 
Других реальных способов определить приближающийся рост на данный момент не существует. 
Спрос человека основывается на потребности в чем-то – это аксиома. Но сегодня мы имеем для жизни все, а будущие доходы многих людей уже принадлежат банкам в виде кредитов. Готовы ли мы покупать еще один телевизор, автомобиль, пару обуви в разгар тишины будущих доходов? Вряд ли. Но, если нам предложат заменить плазменный телевизор на голографический 3D-проектор? Да еще по сходной цене. Или заменить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания на незамерзающий и экономичный электромобиль? Почему бы и нет?
 
Получить более привлекательный во всех отношениях продукт – это мотив, подталкивающий человека к активным действиям. Осталось понять перспективу появления высокотехнологичных продуктов на массовом рынке.
 
Чтобы запустить серийные инновационные продукты в индустриальном масштабе, нужно создать новые высокотехнологичные производственные линии, позволяющие снизить себестоимость продукции. А это: ниокр + разработка + изготовление оборудования + цикл производства + продвижение = года два минимум, на созданную за предыдущие поколения технологическую базу. Это оптимистичная оценка. Ближайший срок выпуска высокотехнологичных серийных продуктов – не ранее 2020 года. 
 
Следовательно, раньше 2018-2019 года ни о каком росте спроса говорить не приходится. Но уже прослеживаются мощные тренды электроэнергетической революции:
 
- Финляндия приняла стратегию отказа от частного транспорта к 2025 году. И это государственная концепция. Жители Хельсинки теряют 8 рабочих дней в год в пробках. В Москве эти цифры на порядки больше;
 
- В отчете Еврокомиссии за 2016 год Франция, Великобритания, Мальта, Люксембург, Нидерланды должны увеличить выработку энергии от альтернативных источников до 20% от суммарного производства;
 
- Большинство развитых стран готовится к работе от возобновляемых источников энергии на промышленной основе. И уже есть заключенные долгосрочные контракты. Электроэнергетика из мифа превращается в реальность, которая сулит для энергозависимой России экспортную катастрофу. 
 
Понятно, что случится все это не завтра. Однако случится гарантированно. 
 
Ко всему прочему российская экономика имеет ряд внутренних неутешительных факторов: бюрократизация, коррупция, слабая правовая база, сложность привлечения финансов, отсутствие законодательной защиты инвесторов и еще 101 особенность национальной экономики. Спрос в стране, теоретически, мог бы подняться за счет уверенности в завтрашнем дне, уверенности бизнеса, что тебя не будут «кошмарить», но наступят ли эти счастливые времена. 
 
Пока работаем с тем, что есть. На прошлой неделе работал с владельцем крупной отечественной компании-«системщика». Его энтузиазм сильно отличается от настроения большинства бизнесменов: 
 
- Хорошо, что возникла эта пауза, – комментирует он свою работу с горящими глазами. – Мы потихоньку, за пару лет, перестроим процессы первого уровня. Столько лет собирались, и вот решились. 
 
Не потому ли дела в компании идут лучше, чем в среднем по отрасли, что сам лидер видит перемены, и лично участвует в процессе изменений? Превращать любой ресурс компании в ее актив непросто, но это неотвратимо. И на первом этапе изменений, команда топ-менеджеров была сильно против принятого им решения. Но процесс грамотно запущен и почти полностью совпадает с планом. 
 
Новые правила бизнес-игры на выживание опираются на три принципа: 
 
1. Принцип валидности – подобрать точную стратегию развития, основанную на конкретных показателях. Без сложностей. Упростить все, что можно. Ситуационный менеджмент (подход «оппортунистов») сложно интегрировать в мир высоких скоростей и технологий. Профильные компании быстрее забирают рынок и легче продают свой бизнес. 
 
2. Принцип калибровки – перестроить систему управления и оптимизировать «рутину». Это как военная операция, где ресурсы главного удара распределяются на задачи штабу, разведке, основным силам, службе тыла и подразделениям сопровождения. Практика показывает, что не столь важно количество ресурсов, как точность и своевременность их использования. Принцип калибровки позволяет изменить финансовое планирование, операционный менеджмент и эффективнее использовать рекламный бюджет. 
 
3. Принцип естественной капитализации – превратить человеческий фактор компании в человеческий капитал. Например, «Тройка Диалог» перед слиянием со Сбербанком обладала лучшей инвестиционной командой на рынке. После слияния компаний порядка 70% сотрудников «Тройки» покинули новую структуру, чем повлияли на капитализацию приобретаемого актива. Жалобы на так называемый «человеческий фактор» отражают квалификацию менеджмента. Как, впрочем, и формирование человеческого капитала компании. Стоимость ошибки ежедневно возрастает, повышая требование к квалификации руководителя и исполнителя (которые возрастут соответственно). 
 
Сегодня большинство руководителей занято решением текущих вопросов «выживания», но через три-пять лет справляться с этими же вызовами будет еще сложнее. Казалось, кризис 2008 года был совсем недавно, а прошло уже восемь лет.
 
«Бизнес-игры на выживание» состоятся в любом случае. Стадия группового турнира начинается сейчас. Можно быть «оптимистом» и рассчитывать, что все «рассосется». Можно быть «оппортунистом» и выискивать очередную «тему» на злобу дня. А можно постепенно переводить свой бизнес в формат системной работы, подбирать команду, обучать и «обкатывать» ее в деле и занимать перспективные рыночные ниши. 
 
Выбор есть у каждого из нас. Главное – чтобы этот выбор был осмысленный, хорошо просчитанный и разумный, что и называется системным подходом. 
Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.