Куда идут налоги, собираемые в городе
На форуме «Будуще города» выступил министр экономического развития НСО Алексей Струков. Его спросили: как развиваться Новосибирску, если область оставляет городу малую часть собираемых налогов?
В своем докладе Алексей Струков сделал упор на развитие
сельской экономики. По его словам, это очень актуально для Новосибирской
области, поскольку за счет «технологизации сельско-хозяйственного процесса»
высвобождаются трудовые ресурсы. Их, считает министр, необходимо задействовать
на месте, чтобы население не уезжало. «Это, кстати, отдельная тема для бизнеса,
– сказал министр, - налаживание переработки
сельхозпродукции там, где она производится».
На это последовал вопрос депутата
горсовета Новосибирска Александра Люлько:
- 73% населения нашей страны, по последней переписи, уже проживает
в городах, и дальше эта тенденция будет только нарастать (в США, например, в
городах живет 80% населения, в Аргентине - 90%). Вы говорите о развитии
сельского хозяйства, но не кажется ли вам, что это противоречит тому общемировому
тренду, в котором развивается и наша страна? И, вообще говоря, город у нас не
может строиться, не хватает денег. Потому что из налогов, которые мы собираем,
в бюджете Новосибирска остается только 16,5%. Развитие нашей области и вообще
страны - это развитие городов. Не кажется ли вам, что нужно переориентировать
тренды в развитии нашей области и, соответственно, расходы бюджета?
Алексей Струков дал такой ответ:
- Здесь два момента. Первое – нельзя забывать о
собственной продовольственной безопасности. Если мы всё «упакуем» в города, то
кто нас будет кормить? Второе - вы правы, что в Новосибирске концентрируются и
люди, и бизнес-потенциал. Но при этом город уже не может расти такими темпами,
как раньше. Нужно задуматься еще об одной городской агломерации, которая у нас
есть в области. Это зона городов Куйбышево и Барабинск. Мы сейчас работаем над
тем, как развить там промышленность… Да, действительно, в городской черте в
развитых странах проживает более 80% активного населения. Но сельскохозяйственные
площади, которые они обрабатывают, и тот объем продукции, который они
производят, - несопоставимы с нашими «объемами». Тем более, у нас зона рискованного
земледелия. Сейчас в области разрабатываются программы, которые будут
поддерживать производство высокой добавленной стоимости в сельской местности. Мы
произвели зерно, и, условно говоря, отправляем его на Алтай, чтобы сделать
макароны. Добавленная стоимость, естественно, остается там, а это неправильно. Другая
проблема села – это транспортная логистика. Нам нужно заниматься и дорожным
комплексом, и элеваторным комплексом… Плюс сельское население, которое сейчас «выбывает»
из трудовой активности - ведь оно не способно переехать в Новосибирск, оно
здесь не востребовано. Поэтому, чтобы не создавать социального напряжения, мы
должны думать о сельских территориях. Непростая задача, но ответ таков – мы не
можем про них «забыть».
Еще один депутат
Новосибирского горсовета - Ренат Сулейманов - также задал свой, неудобный,
вопрос министру:
- Реализация стратегических планов упирается в бюджетные
возможности. Один из показателей таких возможностей - уровень бюджетной
обеспеченности. В Новосибирске это 20 тыс. руб. на одного жителя. По этому
показателю наш город, к сожалению, находится на 4-м месте в СФО. Мы отстаем от
Новокузнецка, Красноярска, Кемерово. От Москвы мы отстаем в 5 раз. Там 104 тыс.
руб. на человека по бюджету 2011
г. Соответственно, и возможности реализации социальных,
инвестиционных программ там другие. Мэр Москвы заявляет, что 23 станции метро
построит. А мы одну с трудом достроили. При этом 70% налогового потенциала
области формируется в Новосибирске. В бюджете города остается примерно 12-15%
от собираемых в нем налогов. Каков ваш прогноз межбюджетных отношений,
выравнивания бюджетной обеспеченности и вообще возможностей развития Новосибирска?
Ведь сколько денег, столько песен.
Министр ответил:
- Налоги собираются в соответствии с налоговым кодексом,
платятся в бюджеты различных уровней. В Новосибирске сконцентрированы сфера
услуг и промышленное производство. А вся область – это сельское хозяйство, сейчас
его потенциал нужно наращивать. Тем не менее, как можно выравнять такой
бюджетный дисбаланс? Мы тоже здравые люди и понимаем, что невозможно
«откачивать» все денежные средства из города, не закладывая потенциал для его
развития.
- Один из подходов – это ведомственные и долгосрочные
целевые программы. Через такие программы деньги за счет софинансирования из
бюджета областного уровня возвращаются в город. Я напомню о третьем мосте через
Обь, который сейчас строится и необходим, прежде всего, городу. Мы планируем,
что получим на строительство моста федеральное финансирование, но пока его нет.
Все денежные средства на мост идут из бюджетов области и города в соотношении –
50/50. Да, мы говорим о получении федерального бюджетного кредита, но его ведь
возвращать надо. Поэтому все расходы пока ложатся на нас – область и город. Другой
момент, который я хочу подчеркнуть: если бы у нас хватило денег на решение всех
проблем, то был бы, наверное, уже коммунизм. Законы экономики - их не
переделаешь, для развития всегда не хватает денег. Поэтому бюджетные средства мы,
в первую очередь, должны квалифицированно использовать – четко оптимизируя
расходы. Процесс межбюджетных отношений сложный. Но реальным инструментом их
выравнивания сегодня являются наши совместные целевые программы,
предусматривающие софинансирование из областного бюджета. Самое главное –
правильно выбрать приоритеты.
В своем выступлении Алексей Струков назвал конкретные цифры
– сколько Новосибирск получит в этом
году денег из областного бюджета. В области, по его словам, действует 22
долгосрочные целевые программы. По ним в адрес города идет финансирование в
размере около 4,8 млрд руб. По ведомственным программа (а их сейчас 43) город
получит от области еще более 7 млрд. руб.
Сергей Сопов