Малый и средний Бизнес. Рост во время стагнации

Илья Гнатуша
Илья Гнатуша. Иллюстрация: «АВТОБУМ»

Илья Гнатуша, исполнительный директор компании «АВТОБУМ», центра продажи и авторазбора автозапчастей.

Как вы оцениваете авторитет, социальный статус сегодняшнего российского предпринимателя? Насколько  ведение собственного бизнеса привлекает молодёжь? Есть ли  мотивация создания собственного бизнеса у работников по найму, служащих,  чиновников?

Социальный статус российского предпринимателя напрямую зависит от его у спехов в бизнесе, его хватки и ориентирования в законодательстве и возможности расширения своих границ.  И, на мой взгляд, этот критерий рассматривается применительно к конкретным людям или компаниям. Предпринимательством заниматься престижно и полезно, когда ты на «Коне», когда у тебя все получается. Предприниматели же, которые не смогли наладить бизнес процессы, не пользуются таким же уважением.

Молодежь в этом отношении имеет много амбиций, но мало ресурсов. Хотя конечно, молодые люди хотят заниматься бизнесом, рассчитывая на быстрый рост, которого зачастую сразу не происходит. Поэтому для молодежи важно понимать свой бизнес план, свою нишу в бизнесе, сроки, необходимые действия и законодательную базу для достижения целей, а также умение общаться и вести переговоры. Для этого, на мой взгляд, необходима поддержка молодежи в сфере обучения, адекватного понимание бизнес процессов и ставки на тот или иной инструмент экономического влияния, а также механизмов конкурентной борьбы и продвижения своего бренда.

Мотивацией для создания собственного бизнеса является наличие хорошо продуманной идеи, необходимого капитала и желание заниматься своим делом.

Как вы оцениваете изменение объема продаж, доступности финансирования, движения кадров и динамики инвестиций в течение  2019 г.?  В чём вы видите причины таких изменений?

Наша компания существует на рынке уже более 20 лет и анализирует тенденции движения малого и среднего бизнеса  в Новосибирской области, СФО и страны в целом. Достаточно большой процент продаж нашей компании осуществляется в другие города России. В общении с партнерами, малыми, средними и крупными компаниями, клиентами прослеживается следующая тенденция. За период с 2018 по 2019 г.г. явно видно сокращение объема продаж в связи со снижением покупательской способности населения, а также уменьшения сбережений. В настоящее время, применительно к нашему бизнесу,  автозапчасти приобретаются для срочного и мелкого ремонта, крупные же и дорогие детали и агрегаты приобретаются намного реже по сравнению с 2015-2017 годами, либо идет замена агрегатов на аналогичные неоригинальные и менее надежные. Также, более заметно видна тенденция ремонта вышедших из строя крупных и дорогих  агрегатов, нежели их замена на новые или контрактные.  Каждый третий покупатель просит скидку. Доступность финансирования на лицо, однако, условия данного финансирования не всегда приемлемы из-за высоких ставок либо сложного процесса получения финансирования и дальнейшей отчетности, серьезного занижения стоимости  при залоге активов,  вследствие чего это приводит к увеличенной процентной ставке. Получать инвестиции возможно, при отслеживании информации самой компанией  о грантах, специальных программ поддержки МСБ на уровне правительства региона, либо специальных программ поддержки МСБ в случае совпадения целей и направлений данных программ.

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние свой компании (и МСБ в целом) по сравнению с серединой прошлого года, с началом 2019 года? Какие сложности, препятствия в развитии бизнеса видите именно вы? Как вы их преодолеваете, адаптируетесь, боретесь?

Как говорится в недавней статье делового  журнала Эксперт Сибирь «Хочешь роста — готовься к кризису», поэтому наша компания сосредоточила свои усилия на новых рынках и площадках  сбыта своей продукции (анализ поиска автозапчастей населением СФО и других городов РФ, посредников, а также фирм, осуществляющих непосредственный ремонт автомобилей). Отказ от аренды и оформление собственных помещений, увеличение числа продаж автозапчастей с низкой стоимостью для мелкого и срочного ремонта, уменьшение себестоимости закупаемой продукции помогло нашей компании сохранить показатели прошлого года.  Все это позволило перераспределить  и уменьшить затраты, а высвободившиеся средства направить на расширение ассортимента, что в конечном итоге привело к увеличению ассортимента нашей продукции и, соответственно, оборота компании.

В целом МСБ сможет удерживаться на уровне прошлых показателей или показать рост при расширении рынка сбыта, анализа и конкурентной борьбы, медийности своего бренда, расширении ассортимента и участия в специальных  программах поддержки МСБ  при условии отсутствия новых налогов либо введения косвенных. Инициатива самих компаний при общении с гос. структурами, общественными организациями  и аффилированными структурами здесь очень важна (Например, Агентство инвестиционного развития, Министерства промышленности, «ОПОРА РОССИИ» в регионах дают в целом хороший шанс реализовать свои идеи). Правда, профиль нашей компании особо не предусматривает отношения с  госструктурами, но для представителей других направлений бизнеса это реально, знаю это по опыту и общению с указанными структурами.

Как вы оцениваете состояние и перспективы малого и среднего бизнеса в стране, регионе, городе? Можете  сказать про настоящее и будущее вашего бизнеса?

Состояние МСБ на данный момент оцениваю как стагнационное, роста и прорывов в целом не предвидится, но по отдельным направлениям будет рост. Повышение НДС в 2019 году с 18 до 20 процентов серьезно очень отразилось как на малом, так и среднем бизнесе. В настоящее время планируется дополнительное повышение налоговой нагрузки со стороны государства — в 2020 году коэффициент индексации единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для малого бизнеса вырастет на 4,9%. Повышение МРОТ в 2019 и 2020 годах также предполагает дополнительные отчисления в бюджет. Однако какие-либо льготы или преференции, которые компенсируют указанную дополнительную налоговую нагрузку в целом, а также глобальные структурные изменения в экономике, не внедряются. Все это вызывает определенный пессимизм бизнес сообщества и отсутствие твердой уверенности в наращивании прибыли и росте в 2020 году. А ухудшение климата у предпринимателей в свою очередь связано со слабым спросом в экономике в целом. Низкий уровень дохода населения тоже вносит свой результат в спрос. Количество малых предприятий сокращается, согласно комментариям  экономистов для РБК или они уходят в «серую» зону экономики. Считаю, что в следующем году ощутимых рывков не предвидится, возможно, небольшое падение индекса RSBI и МСБ в целом. 

Что касается нашего бизнеса, то мы, конечно же, настроены на рост за счет большого запаса автозапчастей на наших складах и удорожания наибольшего количества товара на 10-20 процентов за последнее время, а также «Уникальных» запчастей, которые мало представлены на рынке Новосибирска региона в целом. Отсутствие кредитной нагрузки и наличие собственных площадей позволяет нам экономить на этой составляющей расходов. Оптимизация бизнес процессов и эффективность продвижения нашей продукции — это наша стратегия. 

Что, по-вашему,  мнению, необходимо предпринять в первую очередь для ускорения развития российского МСБ?

Уменьшение налоговой нагрузки, конечно, даст возможность МСБ высвободившееся средства направить на расширения бизнеса. Не вводить новые дополнительные расходы бизнеса. Например, недавнее ведение онлайн касс — дорогое удовольствие для малого бизнеса на приобретение и ежегодное содержание таких касс.

Каков прогноз развития вашей компании (и МСБ в целом) на краткосрочные (до конца года) и более отдалённые перспективы?

Наша компания планирует рост  в 2020 году,  рост доли МСБ свыше 20%  в целом очень необходим, но при наличии стагнационных процессов в настоящее время  это очень сложно. Выбор один, надо развиваться и двигаться вперед, гибкость и реагирование на процессы  рыночной экономики и сбыта своей продукции стоят во главе стратегии. Следить за тенденциями  и новыми направлениями, неординарные подходы, акции, оптимизация затрат, ну и, конечно, поддержка  государства и заинтересованных структур и усовершенствования со стороны государства инструментов кредитно-денежной политики для МСБ.

По мнению международных экспертов, Россия за последние 10 лет достигла заметного прогресса в «ведении бизнеса», поднявшись в рейтинге Doing Business со 120го места (2009 год) на 28е (2019 год). Заметили ли вы в это период реальные улучшения бизнес-климата МСБ?

Данный рост в целом был возможен с периода 2009 года до 2015 года, так как был хороший запас прочности на тот момент. В настоящее время запас прочности и сбережений  на порядок уменьшился, как и спрос в целом.

Что мешает динамичному развитию российского МСБ?

Недостаток или неверно выбранные направления господдержки, частично некомфортная бизнес-среда (налогообложение, администрирование, регулирование и т.п.), малая доступность стороннего (в  т. ч. банковского) финансирования (высокие проценты по кредитным инструментам для МСБ, а также низкий уровень оценки обеспечительного или залогового  имущества).  Общее состояние экономики с недостаточным потребительским спросом,  неочевидные перспективы как самого малого и среднего бизнеса, так и экономики страны в целом, иные существенные факторы  (незнание и как следствие, неиспользование предпринимателями инструментов поддержки МСБ, законодательства, а также инструментов, способствующих компенсации налогов  и  законодательных послаблений)

Видите ли вы факторы, способствующие росту отечественного (регионального, городского) МСБ?

Одним из факторов роста МСБ считаю внедрение в деятельность бизнеса лизинга. Например, при приобретении компанией  автомобиля, это способствует компенсации до 40 процентов стоимости указанного имущества за счет компенсации налоговых платежей (НДС и налога на прибыль) Лизинговые схемы достаточно отработаны и как итог, могут быть полезны при приобретении любого имущества для предпринимателя.

Какое действие, по вашему мнению, более эффективно способствовало бы развитию МСБ?

Непосредственная поддержка в виде льготирования, финансирования, субсидирования и пр., стимулирование экономики в целом и повышения потребительского спроса.

Какие действия со стороны государства (как предпринимаемые, так и потенциально возможные) вам видятся наиболее эффективно содействующими развитию МСБ?

Изменение налогового законодательства в сторону смягчения налогового бремени, сопровождение стартапов и помощь при их реализации, увеличение реального роста доходов населения, стимулирование спроса, проработка законодательства по реализации бизнеса с «нуля»

Малый и средний Бизнес. Рост во время стагнации 1

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.