Подписаться
Курс ЦБ на 22.01
73,36
88,96

Мифы о ценах на бензин. Мнение Юлии Золотовской

Мифы о ценах на бензин. Мнение Юлии Золотовской
Иллюстрация: https://www.facebook.com

«Читая комментарии автомобилистов, отмечаю несколько самых распространенных мнений о причинах роста цен на бензин. Давайте разбираться, что из этого правда, а что — нет».

Президент Ассоциации независимых Нефтетрейдеров Новосибирской области «Сибирь ГСМ» Юлия Золотовская

Миф 1. Цена на бензин может расти, только если растет цена нефти, и наоборот цена ГСМ должна снижаться, если…

Для первого погружения в понимание механизмов изменения цен на бензин нужно определить несколько ключевых фактов. Во-первых, Россия не покупает нефть на мировом рынке. И этот факт вроде бы должен говорить об отсутствии связи между ценами на нефть и внутренними ценами на бензин, но не все так просто. Тот факт, что Россия продает нефть на мировом рынке, на самом деле играет значительную, а иногда решающую роль, о которой — чуть позже. Во-вторых, вся нефтедобыча и производство нефтепродуктов (в т.ч. бензина и дизеля) сосредоточена в руках четырех крупнейших нефтяных компаний, две самые крупные из которых являются государственными. Назовем их Газпромнефть, Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл. Это тоже существенный факт о рынке, который наглядно показывает практически полное отсутствие конкуренции на рынке, и как следствие возможность коллективного (олигопольного) влияния на цены со стороны крупных игроков. 

Итак, о ценах на ГСМ. Что происходит, если цена на нефть и нефтепродукты на мировом рынке растет? В случае, если мировой рынок становится привлекательнее (премиальнее), чем внутренний рынок РФ, нефтяным компаниям становится выгоднее отгружать товар на экспорт. Как только отгрузки на экспорт увеличиваются, на внутреннем рынке начинается дефицит, что всегда толкает цену на нефтепродукты вверх. Если же мировая цена на нефть идет вниз, доходы государства (бюджета) начинают сокращаться. В связи с тем, что бюджет РФ в значительной степени зависит от поступлений от нефтяной отрасли (доходы бюджета от нефтяной отрасли около 50% всех доходов), так называемые выпадающие доходы начинают компенсироваться за счет повышения цены на внутреннем рынке. Именно это в значительной степени объясняет расхожую шутку о том, что что бы ни происходило с ценами на нефть, цена на АЗС всегда растет.

Еще, конечно, можно упомянуть о влиянии на цены курсов валют. Но внимательный читатель, уловивший основную мысль предыдущего абзаца, и сам догадается, что при увеличении курсов валюты доходы бюджета от продажи нефти на мировом рынке в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, что всегда будет хорошо для государства.

Миф 2. Цены на бензин повышают на АЗС жадные продавцы. Так же, как цены на хлеб и иные продукты не «создаются» в магазинах, цены на бензин начинают формироваться с добычи, захватывая переработку, уплату налогов, содержание отраслевых предприятий, налоговую нагрузку, и уже в последнюю очередь дело доходит до доходов АЗС.

По ставкам налогов, действующим с 2019 года, в одном литре бензина содержится:

9 рублей акциза + 7,30 рублей НДС + 8 НДПИ =18,6 рублей налогов БЕЗ учета налога на прибыль.

Таким образом, общая налоговая нагрузка с добавлением налога на прибыль и зарплатных налогов составит порядка 60% от стоимости цены, указанной на стеле.

При этом стоит отметить как еще одну из веских причин постоянный рост налоговой нагрузки. Для сравнения, пять лет назад, в 2013 году, акциз составлял 3,7 рублей на литр. То есть за пять лет ставка выросла почти в три раза. Существенный рост, не правда ли?

Дальше по структуре цены: порядка 9% в ней составляет стоимость разведки и добычи нефти, 6% стоит ее переработка, 9% — перевозка и расходы нефтяных компаний на маркетинг, прибыль нефтяных компаний от оптовых продаж — 10%. На АЗС в разные периоды времени остается от 0 до 6%. Наверное, сложно в это поверить, что можно вести деятельность с нулевой или отрицательной доходностью, но дело в том, что абсолютное большинство новосибирских предпринимателей начинали свою деятельность до формирования неблагоприятной инфраструктуры на этом рынке, которая начала формироваться с 2011 года.  Однако поверить придется, и об этом ярче всего свидетельствует отчетность, публикуемая в открытом доступе публичными акционерными обществами — нефтяными компаниями — когда в розничной структуре уже не первый год демонстрируются убытки. То есть не только независимые операторы рынка «плачутся» об убытках, но и сами монополисты, нефтяные компании, не могут скрыть этот факт убыточности розничной торговли, с одной лишь разницей — если ВИНК может компенсировать возникшие в рознице убытки доходами, полученными от добычи, переработки и опта, то независимым операторам один путь — в банкротство.

Понятно, что проблемы независимого бизнеса особо никого не волнуют в текущих условиях, но нельзя промолчать о тех последствиях, к которым может привести уход с рынка. Уже сейчас в Новосибирской области существуют населенные пункты, в которых ближайшая автозаправочная станция находится на расстоянии 100-150 км, именно потому, что ни независимым операторам, ни нефтяным компаниям содержать удаленные от города и инфраструктуры станции не выгодно.

Исход с рынка местного, новосибирского бизнеса начался в том же 2011 году с продажи крупнейшей новосибирской сети Трансервис в пользу компании Газпромнефть. И есть все основания предполагать, что процесс этот продолжится и далее.

Самое читаемое
  • «Жила неистово». Бизнес-сообщество — об Ирине Демчук«Жила неистово». Бизнес-сообщество — об Ирине Демчук
  • Коворкинг крупной петербургской сети откроется в новосибирском БЦКоворкинг крупной петербургской сети откроется в новосибирском БЦ
  • Два масштабных инвестпроекта стартовали в Новосибирской областиДва масштабных инвестпроекта стартовали в Новосибирской области
  • «Тинькофф» ищет специалиста на зарплату в 200 тысяч«Тинькофф» ищет специалиста на зарплату в 200 тысяч
  • Выбрали подрядчика для строительства восьмиэтажного здания мэрии в НовосибирскеВыбрали подрядчика для строительства восьмиэтажного здания мэрии в Новосибирске
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.