Мнение. Россия - на пороге битвы народов

Николай Усков, главный редактор журналов GQ и GQ Style: Меня умиляет злорадство росийской пресы по поводу заката европейского мультикультурализма. Таджики с узбеками устроят нам собственый закат.

 Произойдет это тогда, когда они поймут, в какой помойке держит их безнравственная российская власть. И этот закат будет пострашнее любого европейского, потому что в России все страшнее. И безмозглость элиты, и национальное чванство люмпенизированного населения, и жадность коррумпированной полиции, и общая дикость нравов. Но это не главное. Главное - ничтожный кругозор российской аналитики. Я регулярно читаю и слушаю десятки выступлений по поводу кризиса мультикультурализма, но ни разу не слышал о том, что в истории человечества эпохи масштабной интеграции чуждых элементов - вовсе не новость. Сама практика мультикультурализма - не изобретение современных либерастов и толерастов, а древнейшая традиция Европы. Римская империя не была плавильным котлом национальностей, а именно что допускала существование в рамках империи замкнутых этнических общностей. Вспомним хотя бы Иудею, имевшую довольно широкую автономию. Или те же иудейские диаспоры, рассеянные по всему Средезимноморью. В этих диаспорах и распространялось христианство, которое предложило на тот момент свежее и остроумное решение этно-культурных противоречий: "Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» К сведению православных хоругвеносцев: это сказал апостол Павел. Чем не толераст?!

Варварские королевства так же были мультикультурными, то есть состоящими из двух общностей - численно преобладающего галло-римского населения и варварской военно-племенной структуры. Современные национальные государства формировались в процессе синтеза двух этих составных элементов. Синтез, кстати, занял ни одно столетие. И я бы сказал, что это был скорее процесс ассимиляции варваров более культурными и многочисленными галло-римлянами (разумеется, речь идет о романской Европе). В то же время латинский язык, римское право и римская церковь обеспечивали единство Европы в ее этническом разнообразии и на чисто варварских землях.

Многочисленные в Европе иудеи всегда жили обособленно вроде нынешних выходцев из третьего мира. Сам термин "гетто", который сейчас употребляют применительно к цветным районам европейских столиц, средневековый. Так назывался в Венеции район плавильни на Каннареджо, где с 1516 года велели жить евреям. Землячества были характерны и для христиан-инородцев. Такие имелись в Риме как главном международном центре, в крупнейших торговых столицах и при основных европейских университетах.

Любопытен казус Испании, где в V веке возникло вестготское королевство. Оно оказалось нежизнеспособным и уже через сто с небольшим лет было завоевано арабами. На протяжении почти 800-летней истории арабской Испании в ней сохранялись довольно многочисленные общины христиан (мосарабы) и иудеев (сефарды), которые жили рядом с двумя главными общностями Аль-Андалуса - берберами и арабами. Мирное и творческое сосуществование этих этнических групп обеспечило невероятный расцвет культуры в арабской Испании, которая оказала сильнейшее воздействие и на христианскую культуру того времени (прежде всего философию, математику и медицину). После христианской реконкисты этно-культурная карта Испании стала еще сложнее. На ней теперь обособились мудехары (исповедовавшие ислам) и мориски (мусульмане, перешедшие в христианство). Насильственное обращение в христианство, а затем изгнание морисков и евреев из Испании стало, по мнению историков, одной из причин ослабления и деградации Испании в новое время. То есть отказ от мультикультурализма (среди прочего) привел к краху одной из величайших сверхдержав тогдашнего мира.

Это я все к тому, что мультикультурализм - не последняя мода, а многовековая традиция Европы. Конечно, сосуществование разных этнических групп никогда не было особенно гладким. И, уверяю вас, в истории случались гораздо более страшные конфликты, чем нынешние потасовки в Лондоне или недавние - в Париже. К тому же они мне больше напоминают не этнические, а прежде всего социальные выступления эпохи первоначального накопления капитала. В глобальном мире место обнищавших крестьян, некогда хлынувших в города строить капитализм, заняли люди из неблагополучных стран, которые стремятся причаститься благ развитых экономик, а самые удачливые вливаются в ряды строителей глобального капитализма. Процесс этот необратим. Европа нужна им, они нужны Европе. Конечно, понадобится время. В конце концов его прошло совсем мало. Я еще помню времена, когда нынешние эмигранты из третьего мира были экзотикой. И можно было вполне встретить дворников, официантов и горничных коренных национальностей. Зная европейцев, я уверен, что они как-то совладают с нынешними проблемами. Европейская культура слишком великолепна и могущественна, чтобы не суметь проглотить очередную порцию варваров.

Хотелось бы пожелать того же и дорогим россиянам. Готовы ли мы к этому? У нас-то традиции мультикультурализма слабые. Мы привыкли мыслить логикой плавильного котла, каковым был Советский Союз, штамповавший советского человека. Котел остался в головах у россиян, но на практике огонь под ним давно погас. Мы ждем, что все инородцы должны быть "советскими", а их уж 20 лет никто не плавит и плавить не собирается. Они приезжают такими, какие есть. Многие и не помнят, что это такое - Советский Союз, многие, наоборот, несут сознание угнетенных наций и комплекс большого брата. То есть твердо намерены сохранить свою идентичность. Россия - участник глобальной экономики. Отказаться от притока мигрантов в этой экономике нельзя. Но нельзя так же не думать, как мигрантов переварить, не отравившись. Повторяю, в отличие от Европы у нас практически нет опыта мультикультурализма. Мы не привыкли признавать за другими права на собственную инаковость. У нас нет и достаточно жесткой монолитной культуры, чтобы увлечь ею вновь прибывших. Я полагаю, что вместо злорадства нашим аналитикам следовало подумать, как быть самим. И, конечно, не забывать, что мигрант, по воле законодателей, - человек второго сорта, заведомо ущемленный в правах. Соответственно социальное и национальное будут неизбежно сплетены в один кулак, удар которого может оказаться очень чувствительным. Может, хотя бы православной церкви стоит вспомнить о словах апостола Павла. Для Христа нет ни эллина, ни варвара. Но так же нет ни русского, ни таджика.
 
 
Первоисточник 
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.