Модельер для менеджеров

досьеАлексей Елезов родился в 1946 г. в Новосибирске. образование: в 1969 г. окончил Новосибирский электротехнический институт (сейчас НГТУ), специальность инженер-механик (самолетостроение). рабо

Алексей Елезов мечтал строить самолеты, но ему пришлось конструировать одежду. 22 года назад «партия сказала»: восстановить швейную фабрику, Елезов не мог ответить «нет». Цели он добился: сформировал команду, сумевшую вывести предприятие из кризиса. «Синар» завоевал мужскую адиторию экономичными деловыми костюмами и нацелился на премиальный сегмент. Сегодня Алексей Елезов доверяет молодой команде, поставившей задачу — развитие собственной розничной сети, франчайзинга и размещение производства в Китае.
досье

Алексей Елезов
родился в 1946 г. в Новосибирске.
образование: в 1969 г. окончил Новосибирский электротехнический институт (сейчас НГТУ), специальность инженер-механик (самолетостроение).
работа: 1969-1986 гг. — работал мастером, инженером-технологом, старшим мастером, заместителем начальника цеха, начальником сборочного цеха на заводе им. Чкалова, избран заместителем секретаря парткома завода.
С 1986 г. — генеральный директор промышленно-торгового швейного отделения им. ЦК Союза швейников, АООТ «Фабрика им. ЦК Союза швейников», АООТ «Синар», ОАО «Синар».
семья: Женат, имеет сына.
хобби: охота.

Алексей Елезов, 20 лет проработав на заводе им. Чкалова, где он прошел карьерный путь от ученика слесаря-сборщика до начальника сборочного цеха и заместителя секретаря парткома завода, в 1986 г. был переведен на должность генерального директора промышленно-торгового объединения им. ЦК Союза швейников. На него была возложена обязанность восстановить швейную фабрику, которая не выполняла ежегодные планы в течение 5 лет. «Я связываю неудачи предприятия с тем, что на заводе полгода не было директора и очень давно сильного руководителя как такового, на проступки и халатность рабочих смотрели сквозь пальцы. Тогда я поставил себе две задачи: собрать профессиональную команду и выстроить систему работы и организации производства», — рассказывает Алексей Елезов.

Из секретаря парткома в гендиректоры

В первое время работы Елезов сменил несколько руководителей швейной фабрики. Кадровой базой стал завод им. Чкалова.

Алексей Елезов: «В разное время на «Синаре» работали начальники отдела снабжения, отдела сбыта, отдела АСУ, заместитель директора по соцразвитию, руководитель инженерного блока, производства, приглашенные с завода им. Чкалова, но сейчас со мной работают всего три человека из той команды. Большинство не выдержали нагрузки. На заводе им. Чкалова у начальника любого ранга были в подчинении заместители, советники, рабочие — надо было лишь отладить процессы и затем координировать. У нас же многим пришлось работать самостоятельно».

«Заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту Людмила Овсянникова приехала из Узбекистана, она была главным технологом на Самаркандской фабрике, заместителем по экономике стала заведующая кафедрой экономики и финансов института легкой промышленности Ольга Макарова, заместителя по производству я нашел на заводе им. Чкалова, Анатолий Майоров», — рассказывает Елезов.

Елезов также начал менять структуру производства. Он организовал собственный экспериментальный цех и отказался от услуг Дома моделей, который, по его мнению, нечутко реагировал на тенденции моды. Начал вести переговоры о закупке оборудования иностранных производителей, и к 1988 г. фабрика была частично переоснащена.

«Я пришел в октябре 1986 г., в декабре мы впервые выполнили план», — вспоминает Елезов.

Новой вехой в биографии Елезова стал 1987 г., когда он был назначен руководителем промышленно-торгового объединения «Фабрика им. ЦК Союза швейников», состоящего из 9 предприятий — 8 швейных фабрик Новосибирской области и Дома моделей Новосибирска.

Елезов руководил объединением в течение шести лет, но в 1992 г. приказом Правительства предприятия отрасли вышли на самофинансирование. Началось акционирование фабрик.

Алексей Елезов: «Тогда «ЦК Союза швейников» распался, осталась одна «народно-колхозная» швейная фабрика. Всем раздали ваучеры, их количест­во распределялось следующим образом: учитывался общий стаж работы на предприятии и средняя зарплата. В 1993 г. мы с акционерами выкупили все ваучеры и стали собственниками предприятия. В это время «Синар» был уже крупной фабрикой, имеющей и свою марку — «Синар».

Кроме производства одежды предприятие также занималось продажей швейного оборудования шести немецких фирм, «Синар» имел налаженные связи с поставщиками сырья, делая закупки не только для себя, но и для продажи другим швейным фабрикам.

Собственная розничная сеть спасла производство

С переходом на самофинансирование госзаказов как таковых не стало. У фабрик было два выхода — на своих мощностях разместить производство продукции других производителей или развивать собственную оптовую и розничную сеть сбыта. Елезов говорит, что несколько раз немецкие компании предлагали разместить их производство на площадке «Синара», но всякий раз он отказывался: «Я понимал, что потеряю с большим трудом наработанные связи с поставщиками, во-первых, а во-вторых, стану полностью зависим от компании, размещающей производство. В один «прекрасный момент» они могли бы отказаться от наших услуг, и фабрика рисковала бы остаться ни с чем». Елезова это не устраивало. Он продолжил развивать собственное производство и «нарабатывать связи». Площадкой для этого были отраслевые выставки — благодаря им список поставщиков материалов и оптовых покупателей постоянно расширялся.

К середине 1990-х гг. у компании было около 50 оптовых покупателей, расположеных в разных регионах России.

«Мы работаем с поставщиками, в том числе из Германии, Турции, Италии в течение 10-15 лет, — рассказывает Елезов. — Со многими удалось выстроить не только деловые, но и дружеские отношения. Когда я приезжаю в Италию, Германию, чувствую себя как дома, останавливаюсь у партнеров, со многими мы дружим семь- ями. В основе долгих отношений лежит взаимная выгода... Я не знаю ни одной командной игры, которая игралась бы в одни ворота».

«Если количество оптовых покупателей почти не увеличивается, то со времени строительства первого магазина в здании фабрики, это произошло в 1993 г., мы увеличили розничную сеть до 23 магазинов в 11 городах России». По словам Елезова, сегодня розничные продажи приносят фабрике около 70% прибыли, оптовые — 30%. Выручка по итогам прошлого года составила 450 млн руб. Делая ставку на развитие собственной розницы, компания намерена в ближайшие четыре года увеличить количество магазинов до 50.

Решать эту и другие задачи придется новому игроку в команде — Алексею Ширяеву, принятому на должность исполнительного директора в начале 2007 г. «Сегодня перед фабрикой стоят новые цели, — говорит Алексей Ширяев. — Не только увеличение количества собственных розничных магазинов, но и расширение ассортимента, создание отдела развития, а также развитие торгового представительства в Москве, продвижение марки в центральном регионе и т.д.». Передав Ширяеву уже большую часть своих полномочий, Алексей Елезов признается, что в перспективе намерен полностью отойти от оперативного управления. Впрочем, пока время для этого еще не настало.

«Синар» оденет офисных сотрудников

«Синар» прочно занял нишу одежды эконом-класса в Новосибирске в сегменте мужских костюмов, трикотажа и пальто.

До 2007 г. фабрика прозводила одежду под маркой «Синар» и женские зимние пальто под маркой «Сижени», рассчитанные на женщин старше 35 лет.

«Сижени» продавалась вместе с одеждой «Синар» в фирменных магазинах, и это было неправильно, в результате опроса потребителей мы выяснили, что марки не разделены в сознании потребителя, — рассказывает Ширяев. — В начале этого года производство одежды под маркой «Сижени» прекращено, мы решили сосредоточить ресурсы на продвижении бренда «Синар».

Компания стремится охватить близлежащие регионы — Томск, Омск, Красноярск. «Марка «Синар» в этих регионах узнаваема, нам не приходится тратить много средств на рекламу, к тому же в Сибири конкуренция среди производителей не такая высокая, как в центральных регионах», — говорит Алексей Елезов.

Между тем экспансия производителей из центральных регионов России ощутима, конкуренция на рынке одежды эконом-класса усиливается с начала 2000-х гг. В Новосибирске начали активно развиваться конкуренты «Синара» в костюмной группе — Челябинска, Санкт-Петербурга, Иванова, Коврова. Это подвигло «Синар» к расширению круга потребителей.

«Покупатели с заработком ниже среднего редко покупают деловые костюмы, скорее, это единичные случаи. Производить одежду верхнего ценового сегмента (стоимостью от 30 тыс. руб.) не оправдано — в этом сегменте слишком высокая конкуренция с мировыми производителями, — считает Ширяев. — Мы решили сделать ставку на одежду среднего ценового сегмента стоимостью 8-15 тыс. руб. для менеджеров среднего звена с доходом 20-25 тыс. руб. в месяц — это офисные работники, банковкие служащие и т.д. Как правило, в их гардеробе есть 2-3 деловых костюма, и они их чередуют», — говорит Алексей Ширяев.

В 2002 г. компания начала разрабатывать новую марку, занялась поиском концепции. «Сейчас до 60% рынка занимает продукция эконом-класса, но мы почувствовали увеличение интереса к изделиям среднего и верхнего ценового сегмента. Заказали разработку костюма у итальянских модельеров, применили более дорогие итальянские ткани и фурнитуру, другие технологии обработки тканей», — рассказывает Елезов о создании марки «Синар-Премиум», просуществовавшей до 2007 г.

С 2006 г. дорогую одежду «Синар» начал продвигать под маркой Sono, почувствовав необходимость разделения этих ценовых сегментов и марок в сознании потребителя. Сегодня Sono стоит 8-15 тыс. руб., костюм марки «Синар» — 6- 8 тыс. руб. «Технология производства Sono кардинально отличается от технологии производства костюмов «Синар». Например, на изготовление костюма Sono затрачивается в 1,5 раза больше времени, больше внимания уделяется контролю качества — от этапа проектирования модели до хранения на складе и транспортировки», — говорит Алексей Ширяев.

Соло для Sono

Для новой марки фабрика создает собственную розничную сеть. Сейчас у «Синара» два монобрендовых магазина Sono в Новосибирске (в ТЦ «Сибирский Молл» и ТЦ «Ройял Парк») и один — в Кемерове (в ТЦ «Лапландия»).

Одновременно компания развивает и сеть фирменных магазинов «Синар», в России работает 23 фирменных магазина, к 2012 г. сеть будет состоять из 50 магазинов, 12-13 из которых будут Sono. Если магазины Sono открываются только в ТЦ, то сеть «Синар» до сих пор развивалась в формате отдельно стоящих магазинов.

Ширяев считает это упущением: «Сейчас мы стараемся переводить магазины в торговые центры. У стрит-ритейла есть несколько «минусов», кроме того, что открытие магазина обходится дороже, те места, которые раньше были популярными и проходными, сейчас менее популярны — потребители ориентируются на ТЦ. Понимание того, что отстраиваться от конкурентов неэффективно, пришло относительно недавно, — говорит Ширяев. — Теперь мы стремимся к соседству с марками известных российских и зарубежных производителей в одном ТЦ».

Он оценивает создание фирменного магазина Sono в 1,5-1,8 млн руб., затраты на открытие магазина «Синар» не превышают миллион рублей.

Сегодня фабрика реализует одежду Sono не только через собственные магазины, но и оптовым покупателям, пока выбрано три компании из Абакана, Улан-Удэ и Санкт-Петербурга для продвижения торговой марки. Однако Ширяев считает, у Sono большой потенциал. Сегодня на продукцию этой марки уже приходится около 12 — 15% в общем объеме производства в денежном выражении», — говорит он.

«Синар» хочет производить одежду в Китае

Алексей Ширяев намерен в ближайший год разместить производство части ассортимента в Китае. «Стоимость шитья там дешевле примерно в четыре раза. Кроме того, мы сэкономим и на близости к китайским фабрикам — производителей ткани», — делится планами исполнительный директор. Он рассказывает, что уже итальянские дизайнеры разрабатывают одежду в стиле casual. «Эта одежда, например джинсы, будет производиться в Китае. Пока мы не определились, будет ли производиться только мужская одежда или также и женская линия, будет ли разработана собственная торговая марка, но, возможно, примем решение до конца этого года», — рассказывает Ширяев. «Синар» уже ведет переговоры с китайскими производителями о размещении заказов. «В выборе тоже не определились», — говорит Ширяев.

Алексей Елезов считает весомым конкурентным преимуществом «Синара» комплексное производство и мужской и женской верхней одежды. «Это позволяет оптовым покупателям комплексно закупать товар, немногие российские фабрики могут это предложить. Также мы выпускаем очень широкий размерный ряд — женскую одежду от 40 до 70 размера и мужской ассортимент — от 28 до 70 размера. У нас много ростовок для людей с нетипичными фигурами», — отмечает он.

По словам Ширяева, компания не диктует розничные цены для оптовиков. «Цены устанавливает рынок каждого региона. Скидки оптовикам зависят от объема закупок, от длительности сотрудничества и формы оплаты. На некоторых моделях партнеры зарабатывают до 200%», — рассказывает Ширяев.

В планах «Синара» — развитие франчайзинга. «В течение 2009-2010 гг. мы бы хотели перевести всех оптовых покупателей на систему франчайзинга. Но для этого нужно много сделать: подготовить покупателей, разработать четкий формат франчайзингового магазина, требования к франчайзи, разработать маркетинговую концепцию, ассортиментное наполнение магазина, многое сделать в части продвижения марок и т.д. Рынок меняется — теперь для нас важно создание партнерской сети, которая обеспечит присутствие по всей территории России», — стратегически мыслит Алексей Ширяев.

справка
Швейная фабрика «Синар» развивает марки «Синар» и Sono. Магазины «Синар» работают в 10 городах России, в том числе два магазина в Москве и один — в Екатеринбурге. Акционеры компании — Алексей Елезов (60,26% акций), его сын Алексей (23,62%), Анатолий Майоров (5,01%) и Ольга Макарова (5,00%). Чистая прибыль компании в 2007 г. составила 6,2 млн руб.

Самое читаемое
  • В Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто ониВ Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто они
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
  • Основной поток мигрантов формируют жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и БелоруссииОсновной поток мигрантов формируют жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии
  • Участники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального ЮгаУчастники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального Юга
  • В Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий моментВ Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий момент
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.