Итоги выборов новосибирского губернатора еще не подведены на «участке-нарушителе»
Межрегиональное общественное движение в защиту прав избирателей «Голос», наблюдавшее за выборами губернатора в Новосибирске, сообщило, что вброс бюллетеней на одном из участков не прошел бесследно.
Директор агентства «Альянс Медиа» и участник Межрегионального общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» Андрей Гладченко собрал пресс-конференцию, на которой представители движения – корреспонденты газеты «Гражданский голос» рассказали о том, как на самом деле проходили выборы на некоторых из участков в Новосибирске.
В частности, свидетели вброса почти 70 бюллетеней на участке № 1651 в Кировском районе рассказали, что информация местных СМИ, которые сообщили об урегулировании данной ситуации, не вполне соответствует действительности. Попытка вброса была пресечена, однако результаты подсчетов на данном участке еще не получили окончательного статуса – признают их действительными или нет, пока неясно.
Один из наблюдателей, корреспондент Стас Шевченко рассказал, как все происходило:
«Я прибыл на участок уже под закрытие и стал беседовать с председателем комиссии, и прямо напротив меня молодой человек пытался вбросить в урну пачку бюллетеней, причем он не пытался прятаться от комиссии, только закрывал пачку спиной от полицейского, то есть комиссия все видела. То есть он вкидывал бюллетени так, чтобы полицейский не видел, а вся комиссия видела это, и она видела, но они все молчали. Когда я громко сказал «Что здесь происходит?!», полицейский быстро среагировал, а молодой человек удивленно посмотрел на меня, он не ожидал, что со стороны комиссии (а я сидел рядом с председателем) кто-то ему сделает замечание. Он даже не пытался убегать, просто положил бюллетени и недоуменно посмотрел. Я начал производить съемку, председатель отнекивалась – это не ее бюллетени. Но по штампам мы определили, что это бюллетени именно этого избирательного участка. Я попросил посмотреть, за кого стоят отметки. Оказалось, что они стоят не за какого-то кандидата, они «размазаны» по всем кандидатам, причем в соотношении: Городецкому чуть побольше, остальным чуть поменьше, как, в принципе, по итогам выборов, приблизительно и произошло. Отсюда я могу сделать предположение, что вброс делался не в пользу кандидатов, а в пользу повышения явки. Но кто у нас обычно явку требует, тоже, в принципе, долго искать не надо… ».
Далее, по словам Шевченко, комиссия действовала совсем не по правилам: одна часть комиссии ушла работать с бюллетенями, а вторая осталась работать со списками. Корреспондент записывал все на видео, он утверждает, что зафиксировал факт фальсификации данных в списках.
«Молодой человек делал в списках длинные записи, как будто вносил туда паспортные данные и расписывался». Когда я пытался издали все это снимать, кто-то ходил и загораживал мне съемку спиной, а когда подходил ближе, человек клал ручку на стол, и ничего не происходило. Работать было совершенно невозможно, плюс – мне угрожали и даже обвинили в этом вбросе меня».
Далее шли разбирательства, комиссия не хотела признавать факт вброса бюллетеней, и до сих пор результаты подсчета голосов на этом участке не утверждены.
Еще одна странная ситуация возникла на соседнем участке № 1658. Там член избирательной комиссии с правом решающего голоса Александра Налобина заметила подтасовку голосов. Точнее – в стопку бюллетеней с голосами за Городецкого члены комиссии сложили испорченные бланки, в которых стояло три галки – за каждого из кандидатов. Налобина не могла добиться соблюдения правил при подсчете, а также с трудом заставила комиссию распаковать пачки «за Городецкого» и пересчитать голоса.
«Когда бюллетени были извлечены из урн, мы разложили из на три кучки – за Савельева, Кубанова и Городецкого. В случае с последней стопкой председатель комиссии не выполнила процедуру идентификации на предмет того, где были поставлены галки. Когда мы посчитали двух кандидатов, я пошла посмотреть, как ведется подсчет голосов за Городецкого. Я заметила в этой стопке бланк с тремя отметками – за всех кандидатов. Я сделала замечание, дамы, которые считали эти голоса, сказали, что просто просмотрели. В этот момент председатель попросила меня отнести бюллетени в соседнюю комнату для упаковки. Только я отошла, возвращаюсь назад, чтобы продолжить наблюдение – бюллетеней уже нет, их запаковали. Я настаивала на том, чтобы произвели пересчет, мне ответили, что времени нет, все уже сделано, и вообще я им мешаю. Но я позвала полицейского и сказала, что я настаиваю на том, чтобы распечатать пачку. Ее распечатали, разложили на несколько частей, одна представительница комиссии ушла в другую комнату, в общем, началось движение этих бюллетеней по всему участку. В итоге все было пересчитано, но результат не изменился – комиссия действовала слаженно, в одном ключе, а я им мешала, о чем они мне и заявили», – рассказала свидетельница.
В целом, по мнению представителей «Голоса», выборы прошли без серьезных нарушений, однако отметили, что в Новосибирске было катастрофически мало наблюдателей.