Нелли Власова: «Лидер, который играет только одну роль, – не лидер, а убожество»
Шеф, босс, директор, начальник, лидер, командир – эти слова, обращения или названия говорят о разных ипостасях одной позиции – управленца. Воспринимаются большинством как синонимы. Есть ли различия?
Есть, и еще какие! Можно сгруппировать всех в две группы. В одну занесем лидеров, а в другую всех остальных, скопом. И назовем эту группу одним словом – менеджеры. И где же между ними проведем границу? Граница эта есть, и она реальна. Лежит эта граница как во внешних признаках, так и во внутренних.
Возьмем один видимый признак: За кем люди идут добровольно? Только за лидером. Вся другая группа об этом может только мечтать. Признаки различия менеджеров и лидеров проходят по функциям: делегирование, мотивация, контроль, источники власти, воспитание, наставничество, принятие решений и прочее. Во всех этих функциях менеджеры и лидеры ведут себя по-разному. И эти различия существенны и принципиальны.
Но различия эти идут из одного источника. И им является ментальность людей. Ментальность – это видение человека, т.е. то, как воспринимает мир человек и как он к нему относится.
В этой статье я опишу фундаментальное различие между лидерами и менеджерами на уровне ментальности.
1. Материальный уровень или квантовый? Менеджеры видят мир как материальную субстанцию. Лидеры пошли дальше и воспринимают мир как квантовое устройство мира. А это значит, что человек и все объекты мира есть информационно – энергетические субстанции. И на этих уровнях действуют другие законы по сравнению с материальным восприятием мира.
2. Метафоры организации. Менеджер воспринимает организацию как механическую систему (типа прибор, автомобиль, инженерное сооружение), а лидер видит организацию как живой организм типа человека. И это заставляет совершенно по-разному управлять системой организации.
3. Уровни мышления. У менеджеров мышление традиционное, т.е. логическое и причинно-следственное. А у лидеров – системное и стратегическое. И это тоже определяет разные подходы к принятию решений.
4. Отношение к людям. Для менеджеров люди (сотрудники) – исполнители, а для лидеров люди – инвесторы. И тут опять просматриваются различия в методах воздействия и общения с подчиненными.
5. Тип мотивации. У менеджеров ставка делается на внешние формы мотивации (зарплата, бонусы, кнут и подкуп). У лидеров упор делается на внутреннюю мотивацию: цели, смысл деятельности, миссия, свобода, возможность развития, удовольствие от достижений и т.п.
6. Акцент на особенности мозга. Менеджер более рационален, а лидер использует в значительной степени интуицию и иррациональные методы и формы мышления.
7. Контроль. Менеджер во главу угла ставит производственные и финансовые показатели оценки деятельности. Лидер присоединяет к ним личностные качества и соответствие корпоративным ценностям (ответственности, мужеству перед преградами, толерантности, независимости, стрессоустойчивости, жизненному тонусу).
8. Система контроля. У менеджеров по традиции она ориентируется на предупреждение и наказание негативных отклонений. У лидеров система контроля базируется на поддержке и помощи при активизации позитивных отклонений.
9. Инновационный дух. Менеджерское управление больше ориентировано на устранение хаоса и некоторые улучшения. Лидерское управление ориентировано на прорывы и изменения.
10. Общее управление. Менеджерское управление можно назвать ситуационным (решение задач и проблем как ситуаций деловой жизни). Лидерское управление можно назвать системным и стратегическим управлением.
Все эти различия, обозначенные в названиях, имеют существенные признаки, проявляющиеся в реальной деятельности. И они приводят к существенно разным результатам. Лидерское управление куда более адекватно наступившей турбулентной эпохе, уровню развития людей, законам конкурентоспособности и законам финансовой устойчивости компаний. Будущее – за лидерством. Менеджмент – умирающий стиль управления.
Деспотизм просвещенный нисколько не лучше деспотизма хамского.
Образ руководителя, обладающего железной волей и мощным интеллектом, уже не укладывается в картину современного мира.
•Начальникам нужна диагностическая карта, которая бы указывала, какие навыки нужны современному лидеру.
•Это навыки скорее спортивного тренера, режиссера производственного спектакля и политика, чем командира, ведущего взвод в атаку.
•Лидер, который играет только одну роль, – не лидер, а убожество.
•Современный лидер скорее носитель четырех ролей:
•- организатора,
•- архитектора
•- психолога и психотерапевта,
•- политика,
•- наставника-духовника.
Отсутствие хотя бы одной их этих ключевых компетенций равноценно отсутствию одной струны на гитаре. Красивую мелодию не сыграешь. Каких струн не хватает на вашей гитаре?
Основатель центра бизнес-мастерства «Харизма» Нелли Власова