Нелли Власова: выбор между идиотизмом и инновационностью не так очевиден, как кажется
На российских предприятиях каждые четыре человека из пяти лишние. Во время кризиса главным источником снижения затрат стало сокращение штатов.
На российских предприятиях каждые четыре человека из пяти лишние. Во время кризиса главным источником снижения затрат стало сокращение штатов. И их сокращали на 5-10%. На самом деле можно было бы сокращать на 80%, оставив из каждой пятерки только одного при условии, что этот будет работать за пятерых. Тогда по качеству и себестоимости продукции мы попали бы на мировой рынок. Хотя бы на его обочину.
А так как этого не произошло, то перед нами понятная перспектива: если будем делать то, что делаем, значит, будем получать то, что получаем. Все признаки бессознательного идиотизма налицо. Альберт Эйнштейн говорил, что идиот — это человек, который хочет получить новые результаты старыми методами. Но кроме идиотизма есть инновационность. Искать героев трудового фронта на рынке труда — безнадежная задача. И что тогда? А тогда остается выращивать этих героев из подручного материала в собственных коллективах. Вот тут нам и понадобятся инновационные методы управления. И для такой селекции не нужны десятилетия и даже годы. Можно уложиться в месяцы.
Современная квантовая психология (эта наука развивается уже около 40 лет) дает в руки инновационные методы и способы воспитания в людях тех ценностей, которые превращают обычного человека в Героя трудового фронта. Герой — это человек, который осознает свою личную ответственность, воспринимает самодисциплину как внутреннюю религию, осознает ценность командного взаимодействия, а не озабочен только выживанием. Но как руководителю этого добиться да еще в короткие сроки?
Дорога к этому храму усыпана стереотипами бессознательного идиотизма. Первое, что нужно преодолеть, это сменить свои управленческие установки:
Во-первых, перестаньте видеть в организации прообраз машины, где люди — винтики и части этой машины, которые должны действовать по предписанным должностным инструкциям. Для механических частей вы не предполагаете их персональную реакцию. Но люди не роботы, и их персональная реакция также неотвратима, как реакция растения или животного на любые стимулы. У людей это еще круче.
Во-вторых, смените репрессивный стиль командирства (Чингис-хана, Ивана Грозного, Сталина и Жукова) на лидерский стиль (Макаренко, Билла Гейтса).
В-третьих, вместо внешних форм и методов мотивации с помощью денег перейдите на построение корпоративной культуры, которая будет воспитывать людей, пробуждая в них человеческие ценности (ответственность, самодисциплину, самомотивацию к работе вообще и др.). Огурец, попавший в соленый раствор, становится соленым без всяких агитаций, призывов и назиданий. Корпоративная культура и является таким «рассолом».
В-четвертых, замените язык и формы воздействия на людей. Вместо приказов, призывов, аргументаций и назиданий перейдите на новые формы воздействия, такие как корпоративная социальная реклама, кодексы чести, атрибуты рабочей среды, которые являются носителями и пропагандистами корпоративных ценностей, законов и правил, и воздействуют на работников по типу автомобильных дорожных знаков, выполняя роль умных наставников и духовных учителей.
В-пятых, измените приоритеты в собственной деятельности и в распределении своих личностных ресурсов. Сейчас главный приоритет руководителя лежит в области финансов, а внимание людям — по остаточному признаку. В новой парадигме главный приоритет — люди и их способность инвестировать свою энергию и интеллект в общее дело. Именно человеческий капитал дает самые большие дивиденды. Разбудив активность людей, вы можете забыть о банковских кредитах. Люди — главный источник денег. Это как нефтяная скважина или алмазный рудник. Они могут давать вам огромные деньги или оставаться в земле зарытыми.
В том, что, разбудив активность сотрудников, можно добиться высоких результатов, мы убедились на примере одной из крупных торговых сетей Западной Сибири. Программу изменения корпоративной культуры отработали на примере одного из супермаркетов этой сети, чтобы в дальнейшем распространить ее на все остальные. При средней покупке в 150 руб. объем продаж за месяц увеличился на три млн руб. Три миллиона рублей дополнительно каждый месяц получены как бы из воздуха только за счет изменения отношения персонала к своей работе. За год это уже 36 млн руб. Вот вам замена кредита из банка, притом без процента за кредит.