Новосибирец – о бизнесе в Китае: «То, что для китайца обыденно, нам покажется дикостью»

Основатель компании Business Solution, новосибирский бизнесмен Илья Лихов рассказал DK.RU, как создал компанию в Китае, на чем там выигрывают предприниматели, и чего недостает новосибирскому бизнесу.

– Почему вы решили открыть компанию именно в Китае?

В Китае сейчас очень хорошие возможности для бизнеса, и наш рынок был не занят. Когда я проводил исследование китайского рынка, прежде чем уехать, то увидел, что в Китае очень много производителей товаров, которые, так или иначе, нуждаются в продвижении на иностранных рынках. Пока что многие из них «зажаты» в своей стране, но им всем нужно продавать товары за ее пределы. Так вот моя основная идея была – открыть компанию, которая помогала бы китайским производителям выходить на международные рынки – США, Европы и, возможно, России. Плюс – я люблю Гонконг, очень хороший город, красивый, современный, у него есть чему поучиться, поэтому и выбрал Китай. С точки зрения развитости инфраструктуры, возможностей, Гонконг – город совершенно другого уровня, нежели Новосибирск или Россия в целом.

– Другие страны не рассматривали? Почему не остались в Новосибирске?

В Новосибирске я сейчас делаю новый международный проект, связанный с производством инновационного продукта. Хочу запустить его в феврале-марте 2016 г., головная компания будет находиться в Новосибирске, при этом планируем открыть несколько офисов продаж по миру (скорее всего в Китае, Австралии, США и Африке). Это будет совершенно новый продукт, и я не исключаю, что производство в дальнейшем будет базироваться именно в России, потому что, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, иметь производство здесь в разы выгоднее, чем в других странах, так как расходы можно нести в рублях, а выручку получать в валюте.

На самом деле, если раньше из России все пытались импортировать что-то, закупать товары в Китае и на этом зарабатывать (то есть была спекулятивная модель бизнеса), то сейчас есть уникальная возможность для компаний продавать свои товары из России в другие страны. На этом мы сейчас и специализируемся – в рамках компании Business Solution помогаем российским компаниям выходить на китайский, европейский и американский рынки. И, работая в этом направлении, мы решили: если уж помогаем другим компаниям, почему бы не сделать этого для себя? Поэтому было принято решение запустить свой проект, связанный с производством.

Новосибирец – о бизнесе в Китае: «То, что для китайца обыденно, нам покажется дикостью» 1

– Можете привести пример такой успешной помощи, когда китайская компания вышла на иностранные рынки?

Когда мы приходим в компанию, мы в первую очередь пытаемся понять, какая перед ней стоит задача. Исходя из этого, принимаем решение, что нужно сделать для успешной реализации проекта. Например, у нас есть пример компании, которая занимается производством инновационных чехлов для телефонов. Они реально расширяют возможности телефона, iPhone или любого другого смартфона. К нам эта компания пришла на этапе стартапа в декабре 2014 года, и у них практически не было никаких денег, только хорошая идея и желание работать. Мы их «упаковали», сделали презентацию, которую они представили инвестору и получили порядка 5 млн. долларов на развитие. Уже после этого мы помогли им выйти на американский рынок, сейчас они успешно продвигают там свою компанию. В рамках работы была разработана общая маркетинговая стратегия и концепция бренда, разработан сайт, проведена рекламная кампания и так далее.

– Каково в Китае отношение к вашему продукту, чем отличается понятие маркетинга в Китае и в России?

Различия очень ощутимые: рынок маркетинговых услуг в России немного «подпорчен», последние года три-четыре, на волне массовых бизнес-тренингов, здесь растет поколение людей, которые думают, что это очень легко, а каждый второй считает себя маркетологом. Кто-то действительно хороший маркетолог, но, к сожалению, в этом безумном информационном шуме реальных специалистов очень мало. По большей части все сводится в лучшем случае к рекламе, реально стратегическим маркетингом здесь занимаются единицы. Если брать Китай, то там идет очень четкое разделение: у них есть компании, в которых вообще ничего не понимают в маркетинге и даже не лезут в эту область, а просто делают дешевые и качественные товары, таких в Китае процентов 90, и это, как правило, обычные производители и фабрики. И есть порядка 5-10% компаний, которые привлекают к себе западный менеджмент и специалистов, стараются учиться в Америке, берут себе в помощь крупные международные консалтинговые компании, помогающие им создать высокую добавочную стоимость для их продукта, при этом могут даже не иметь своего производства. Вот эти компании уже делают реальный маркетинг – исследуют рынки, смотрят, какие вещи нужны тому или иному региону и на основе этого формируют свой продукт. Они не делают рекламу продукта, который есть, а, изучив потребности потребителя, делают такой, который подходит именно этому конкретному рынку. В этом случае у них нет нужды много вкладывать в рекламу, достаточно информации в СМИ и социальных сетях, а люди, узнав о продукте, который решает их проблемы, сами стремятся его заполучить. Когда вы даете действительно полезные и нужные вещи, начинает работать сарафанное радио – вложения в рекламу минимальны. Потребители сами являются рекламными носителями, как некий вирус.  В России, к сожалению, этим пользуются не так часто, но в Китае, который перенимает все новое с запада очень активно. И это собственно то, что мы для них и делаем.

– Какова конкурентная среда в Китае на вашем рынке?

Рынок очень большой, но он не до конца сформирован, мы сейчас во многом занимаемся его формированием, для этого проводим многочисленные мероприятия, бизнес-завтраки, конференции, активно сотрудничаем с торгово-промышленными палатами. Сейчас на нем работают в основном китайские компании, но он очень большой, и я думаю, что на этом рынке можно еще работать и работать.

– А как там с рынком труда? Много ли русских и других иностранцев работает в компаниях?  

Работают и китайцы, и русские, бывают и другие специалисты. На самом деле рынок труда в Китае – больной вопрос. Я думал, что в России сложно найти нужных специалистов, а оказалось, что это в разы проще, чем в Китае. Китайское образование создает хороших узких специалистов, но не гибких с точки зрения обучения новым навыкам на новой работе, и не имеющих широкой эрудиции. Они знают очень много и отлично ориентируются в какой-то узконаправленной специализации, но если шаг влево, шаг вправо – он уже теряется. В России и наше образование, и наши компании, и опыт работы учат выживать – у нас рынок труда такой, что мы на протяжении всей учебы и работы учимся «выкручиваться». Может быть, это и не очень хорошо, но сейчас, работая в Китае, я понимаю, что это даже плюс. Я отдам предпочтение человеку, который, возможно, чего-то не знает, но знает, как это узнать, и где что-то найти, чем человеку, который, если чего-то не знает, то впадает в панику или просто сдается. Поэтому найти хороших специалистов там сложно, либо это очень дорого. Как правило, хороший специалист – это либо иностранец, который приехал из-за границы, либо китаец, который там отучился и вернулся назад работать. Но у таких специалистов сразу и запросы намного выше – они либо требуют очень большие зарплаты, либо вовсе открывают свое дело и не работают по найму.

Новосибирец – о бизнесе в Китае: «То, что для китайца обыденно, нам покажется дикостью» 2

– А какое соотношение русских и китайцев у вас в компании и есть ли разница в руководстве этими людьми?

У меня работает пять русских сотрудников и три китайских. Китайцу нужно очень четко ставить задачу, он будет делать очень хорошо и скрупулезно, и он спокойно может сидеть допоздна, пока не сделает то, что требуется, но только когда ему поставили конкретную задачу, сказали что и как делать. Это плюс. С другой стороны, если он чего-то будет не знать, то скорее всего он этого просто не сделает и не спросит, к сожалению. Поэтому здесь нужно все очень четко контролировать. С русскими в этом плане проще – они могут быть гибкими: если чего-то не знают – спросят, если чего-то нет, они попытаются это найти. Но есть проблема – не все русские, уезжающие в Китай, имеют хорошее образование и нужные компетенции. Это связано с тем, что чаще всего русские приезжают в Китай в роли переводчика и ищут здесь именно такую работу, а не должность какого-либо специалиста в конкретной компании. Поэтому большинство моих сотрудников – это те, кто работал либо преподавателями английского, либо переводчиками, но у них было большое желание, и мы их переучли либо на менеджеров проекта, либо на какие-то другие специализации. Всех сотрудников я искал в Китае, из России никого не привозил, потому что человек, приехавший из России, даже если знает язык, совсем не знает местную культуру. В итоге возможны два варианта развития событий: первый – человек просто не будет знать, где что найти, и первые полгода будет только разбираться, как здесь вообще выжить; и второе – проработав месяц-полтора, человек собирает вещи и уезжает, причем иногда без предупреждения – сбегает. Очень часто это связано именно с тем, что там другая культура – не все ее выдерживают. Кто-то относится к этому с юмором, кому-то даже интересно, кто-то вообще хочет жить в Китае и жениться на китаянке, для других же это тяжело – именно с точки зрения менталитета, культуры, каких-то привычек, особенностей, которые нам могут быть непонятными.

– Что это за особенности, с которыми так тяжело справиться?

Лично я воспринимаю Китай как другую планету, и это не преувеличение. Некоторые вещи, которые для китайца обыденны, нам могут показаться дикостью, грубостью и так далее. Не все могут к этому адаптироваться. Я к этому привык, но все равно, прожив в Китае последние два года, все чаще хочу в Россию. Периодически приезжаю в Новосибирск, и мне кажется, что здесь все очень красивые, добрые, вежливые и воспитанные люди. У нас очень культурные люди.  

– Какие в Китае особенности ведения бизнеса, как там ведет себя деловая среда, какие у них «фишки» в управлении?

В китайских компаниях очень жесткая иерархия, у них идет сильное разделение – есть директор и его помощник, который транслирует его волю, и есть все остальные, которые находятся на одном уровне. Идет очень жесткое подчинение: будет только так, как решил директор. Инициатива не приветствуется. Бывает, что владельца вообще боятся, никаких вольностей нет, и что-то предлагать в таких компаниях очень сложно. Любой шаг влево – шаг вправо воспринимается очень негативно, вплоть до увольнения. Это давно сложившаяся культура, и надо признать, что в китайских реалиях она оправдана. Современные же компании, конечно, стараются перенимать западную модель иерархии и управления.

При этом у них очень интересно структурирована система управления. В России очень много умных людей, но не всегда именно они занимают управленческие должности. В Китае же, те, кто управляет компаниями, чаще всего как раз очень компетентны, они учились за границей, имеют очень хороший опыт, хорошо знают технологии управления и свой продукт. Все остальные сотрудники внутри компании могут быть некомпетентными. Но когда есть такой руководитель, он просто четко ставит задачи всем сотрудникам, а дальше они уже, пусть и как роботы, но четко их выполняют. В итоге есть грамотный стратег, который выстраивает систему работы компании, и есть исполнители, которые все это ответственно и четко выполняют. Это приводит к тому, что китайские компании работают очень эффективно, и это то, что приводит китайцев к успеху. У нас, к сожалению, это встречается за редким исключением только в коммерческих компаниях, и это в основном малый и средний  бизнес.

– Китайцы приглашают иностранных работников к себе в компании?

Да, они активно приглашают специалистов из США, из Европы, именно профессиональных работников в какой-то определенной сфере, но они редко ставят их в ТОП менеджеры. Как правило, такие люди становятся советниками своих руководителей или отвечают за какое-то развивающееся направление. Сами же компании обычно управляются китайцами и принадлежат им. Иностранцы могут быть в управлении, но все глобальные решения все равно принимаются китайцем.

Новосибирец – о бизнесе в Китае: «То, что для китайца обыденно, нам покажется дикостью» 3

– Действительно ли там  дешевая рабочая сила?

Относительно. Не такая уж и дешевая. На самом деле в Китае жить дороже, чем в России, уровень жизни там выше, стоимость вещей, техники, аренды в крупных городах (уровня Гуанчжоу, Пекина, Шанхая) не ниже, чем в Москве. Уровень зарплаты людей, живущих в городе, существенно выше, чем у остальных. Низкая оплата труда действительно есть, но на фабриках в провинциях. Почему низкая? Потому что китайские фабрики – это целые города. Бывают фабрики, на которых работает порядка 100 тысяч человек, это, по сути, целый город, на территории которого есть общежития, больницы, школы, детские сады, ходят автобусы – это все построено организацией.  Представьте ситуацию: приезжает человек из деревни, ему предлагают жилье и зарплату в 2000 юаней (около 20.000 рублей), и он при этом на полном обеспечении: у него есть жилье, куда можно семью перевезти. Он ест в заводской столовой, и всем обеспечен. Он получает не очень большую, среднюю зарплату, но просто ее не тратит, она у него копится, и по прошествии, например, 15 лет, даже если он уйдет из этой компании, то сможет себе позволить купить квартиру. На самом деле у китайцев деньги есть, даже у простых работников, поэтому я с большим уважением отношусь к тому, как они организовывают свои предприятия, все очень грамотно.

– Неужели нельзя у нас такое построить?

Не то что невозможно, просто инициатива же идет от людей. Это будет реально, если все будут мыслить в одном направлении или исходить из позиции того, что будет эффективно и действительно полезно. У нас, даже если кто-то что-то предлагает, без  единомышленников и поддержки ему ничего не удастся.

Если же идеи эффективности и стратегического планирования будут поддержаны на уровне государственного управления, причем не только на словах, если это будет поддержано на уровне бизнеса и простых людей, тогда это будет возможно, но для этого нужно не просто говорить об этом, а именно делать. И учиться, теперь уже у китайцев.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.