Новосибирец – о бизнесе в Китае: «То, что для китайца обыденно, нам покажется дикостью»
Основатель компании Business Solution, новосибирский бизнесмен Илья Лихов рассказал DK.RU, как создал компанию в Китае, на чем там выигрывают предприниматели, и чего недостает новосибирскому бизнесу.
– Почему вы решили открыть компанию именно в Китае?
В Китае сейчас очень хорошие возможности для бизнеса, и наш рынок был не занят. Когда я проводил исследование китайского рынка, прежде чем уехать, то увидел, что в Китае очень много производителей товаров, которые, так или иначе, нуждаются в продвижении на иностранных рынках. Пока что многие из них «зажаты» в своей стране, но им всем нужно продавать товары за ее пределы. Так вот моя основная идея была – открыть компанию, которая помогала бы китайским производителям выходить на международные рынки – США, Европы и, возможно, России. Плюс – я люблю Гонконг, очень хороший город, красивый, современный, у него есть чему поучиться, поэтому и выбрал Китай. С точки зрения развитости инфраструктуры, возможностей, Гонконг – город совершенно другого уровня, нежели Новосибирск или Россия в целом.
– Другие страны не рассматривали? Почему не остались в Новосибирске?
В Новосибирске я сейчас делаю новый международный проект, связанный с производством инновационного продукта. Хочу запустить его в феврале-марте 2016 г., головная компания будет находиться в Новосибирске, при этом планируем открыть несколько офисов продаж по миру (скорее всего в Китае, Австралии, США и Африке). Это будет совершенно новый продукт, и я не исключаю, что производство в дальнейшем будет базироваться именно в России, потому что, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, иметь производство здесь в разы выгоднее, чем в других странах, так как расходы можно нести в рублях, а выручку получать в валюте.
На самом деле, если раньше из России все пытались импортировать что-то, закупать товары в Китае и на этом зарабатывать (то есть была спекулятивная модель бизнеса), то сейчас есть уникальная возможность для компаний продавать свои товары из России в другие страны. На этом мы сейчас и специализируемся – в рамках компании Business Solution помогаем российским компаниям выходить на китайский, европейский и американский рынки. И, работая в этом направлении, мы решили: если уж помогаем другим компаниям, почему бы не сделать этого для себя? Поэтому было принято решение запустить свой проект, связанный с производством.
– Можете привести пример такой успешной помощи, когда китайская компания вышла на иностранные рынки?
Когда мы приходим в компанию, мы в первую очередь пытаемся понять, какая перед ней стоит задача. Исходя из этого, принимаем решение, что нужно сделать для успешной реализации проекта. Например, у нас есть пример компании, которая занимается производством инновационных чехлов для телефонов. Они реально расширяют возможности телефона, iPhone или любого другого смартфона. К нам эта компания пришла на этапе стартапа в декабре 2014 года, и у них практически не было никаких денег, только хорошая идея и желание работать. Мы их «упаковали», сделали презентацию, которую они представили инвестору и получили порядка 5 млн. долларов на развитие. Уже после этого мы помогли им выйти на американский рынок, сейчас они успешно продвигают там свою компанию. В рамках работы была разработана общая маркетинговая стратегия и концепция бренда, разработан сайт, проведена рекламная кампания и так далее.
– Каково в Китае отношение к вашему продукту, чем отличается понятие маркетинга в Китае и в России?
Различия очень ощутимые: рынок маркетинговых услуг в России немного «подпорчен», последние года три-четыре, на волне массовых бизнес-тренингов, здесь растет поколение людей, которые думают, что это очень легко, а каждый второй считает себя маркетологом. Кто-то действительно хороший маркетолог, но, к сожалению, в этом безумном информационном шуме реальных специалистов очень мало. По большей части все сводится в лучшем случае к рекламе, реально стратегическим маркетингом здесь занимаются единицы. Если брать Китай, то там идет очень четкое разделение: у них есть компании, в которых вообще ничего не понимают в маркетинге и даже не лезут в эту область, а просто делают дешевые и качественные товары, таких в Китае процентов 90, и это, как правило, обычные производители и фабрики. И есть порядка 5-10% компаний, которые привлекают к себе западный менеджмент и специалистов, стараются учиться в Америке, берут себе в помощь крупные международные консалтинговые компании, помогающие им создать высокую добавочную стоимость для их продукта, при этом могут даже не иметь своего производства. Вот эти компании уже делают реальный маркетинг – исследуют рынки, смотрят, какие вещи нужны тому или иному региону и на основе этого формируют свой продукт. Они не делают рекламу продукта, который есть, а, изучив потребности потребителя, делают такой, который подходит именно этому конкретному рынку. В этом случае у них нет нужды много вкладывать в рекламу, достаточно информации в СМИ и социальных сетях, а люди, узнав о продукте, который решает их проблемы, сами стремятся его заполучить. Когда вы даете действительно полезные и нужные вещи, начинает работать сарафанное радио – вложения в рекламу минимальны. Потребители сами являются рекламными носителями, как некий вирус. В России, к сожалению, этим пользуются не так часто, но в Китае, который перенимает все новое с запада очень активно. И это собственно то, что мы для них и делаем.
– Какова конкурентная среда в Китае на вашем рынке?
Рынок очень большой, но он не до конца сформирован, мы сейчас во многом занимаемся его формированием, для этого проводим многочисленные мероприятия, бизнес-завтраки, конференции, активно сотрудничаем с торгово-промышленными палатами. Сейчас на нем работают в основном китайские компании, но он очень большой, и я думаю, что на этом рынке можно еще работать и работать.
– А как там с рынком труда? Много ли русских и других иностранцев работает в компаниях?
Работают и китайцы, и русские, бывают и другие специалисты. На самом деле рынок труда в Китае – больной вопрос. Я думал, что в России сложно найти нужных специалистов, а оказалось, что это в разы проще, чем в Китае. Китайское образование создает хороших узких специалистов, но не гибких с точки зрения обучения новым навыкам на новой работе, и не имеющих широкой эрудиции. Они знают очень много и отлично ориентируются в какой-то узконаправленной специализации, но если шаг влево, шаг вправо – он уже теряется. В России и наше образование, и наши компании, и опыт работы учат выживать – у нас рынок труда такой, что мы на протяжении всей учебы и работы учимся «выкручиваться». Может быть, это и не очень хорошо, но сейчас, работая в Китае, я понимаю, что это даже плюс. Я отдам предпочтение человеку, который, возможно, чего-то не знает, но знает, как это узнать, и где что-то найти, чем человеку, который, если чего-то не знает, то впадает в панику или просто сдается. Поэтому найти хороших специалистов там сложно, либо это очень дорого. Как правило, хороший специалист – это либо иностранец, который приехал из-за границы, либо китаец, который там отучился и вернулся назад работать. Но у таких специалистов сразу и запросы намного выше – они либо требуют очень большие зарплаты, либо вовсе открывают свое дело и не работают по найму.
– А какое соотношение русских и китайцев у вас в компании и есть ли разница в руководстве этими людьми?
У меня работает пять русских сотрудников и три китайских. Китайцу нужно очень четко ставить задачу, он будет делать очень хорошо и скрупулезно, и он спокойно может сидеть допоздна, пока не сделает то, что требуется, но только когда ему поставили конкретную задачу, сказали что и как делать. Это плюс. С другой стороны, если он чего-то будет не знать, то скорее всего он этого просто не сделает и не спросит, к сожалению. Поэтому здесь нужно все очень четко контролировать. С русскими в этом плане проще – они могут быть гибкими: если чего-то не знают – спросят, если чего-то нет, они попытаются это найти. Но есть проблема – не все русские, уезжающие в Китай, имеют хорошее образование и нужные компетенции. Это связано с тем, что чаще всего русские приезжают в Китай в роли переводчика и ищут здесь именно такую работу, а не должность какого-либо специалиста в конкретной компании. Поэтому большинство моих сотрудников – это те, кто работал либо преподавателями английского, либо переводчиками, но у них было большое желание, и мы их переучли либо на менеджеров проекта, либо на какие-то другие специализации. Всех сотрудников я искал в Китае, из России никого не привозил, потому что человек, приехавший из России, даже если знает язык, совсем не знает местную культуру. В итоге возможны два варианта развития событий: первый – человек просто не будет знать, где что найти, и первые полгода будет только разбираться, как здесь вообще выжить; и второе – проработав месяц-полтора, человек собирает вещи и уезжает, причем иногда без предупреждения – сбегает. Очень часто это связано именно с тем, что там другая культура – не все ее выдерживают. Кто-то относится к этому с юмором, кому-то даже интересно, кто-то вообще хочет жить в Китае и жениться на китаянке, для других же это тяжело – именно с точки зрения менталитета, культуры, каких-то привычек, особенностей, которые нам могут быть непонятными.
– Что это за особенности, с которыми так тяжело справиться?
Лично я воспринимаю Китай как другую планету, и это не преувеличение. Некоторые вещи, которые для китайца обыденны, нам могут показаться дикостью, грубостью и так далее. Не все могут к этому адаптироваться. Я к этому привык, но все равно, прожив в Китае последние два года, все чаще хочу в Россию. Периодически приезжаю в Новосибирск, и мне кажется, что здесь все очень красивые, добрые, вежливые и воспитанные люди. У нас очень культурные люди.
– Какие в Китае особенности ведения бизнеса, как там ведет себя деловая среда, какие у них «фишки» в управлении?
В китайских компаниях очень жесткая иерархия, у них идет сильное разделение – есть директор и его помощник, который транслирует его волю, и есть все остальные, которые находятся на одном уровне. Идет очень жесткое подчинение: будет только так, как решил директор. Инициатива не приветствуется. Бывает, что владельца вообще боятся, никаких вольностей нет, и что-то предлагать в таких компаниях очень сложно. Любой шаг влево – шаг вправо воспринимается очень негативно, вплоть до увольнения. Это давно сложившаяся культура, и надо признать, что в китайских реалиях она оправдана. Современные же компании, конечно, стараются перенимать западную модель иерархии и управления.
При этом у них очень интересно структурирована система управления. В России очень много умных людей, но не всегда именно они занимают управленческие должности. В Китае же, те, кто управляет компаниями, чаще всего как раз очень компетентны, они учились за границей, имеют очень хороший опыт, хорошо знают технологии управления и свой продукт. Все остальные сотрудники внутри компании могут быть некомпетентными. Но когда есть такой руководитель, он просто четко ставит задачи всем сотрудникам, а дальше они уже, пусть и как роботы, но четко их выполняют. В итоге есть грамотный стратег, который выстраивает систему работы компании, и есть исполнители, которые все это ответственно и четко выполняют. Это приводит к тому, что китайские компании работают очень эффективно, и это то, что приводит китайцев к успеху. У нас, к сожалению, это встречается за редким исключением только в коммерческих компаниях, и это в основном малый и средний бизнес.
– Китайцы приглашают иностранных работников к себе в компании?
Да, они активно приглашают специалистов из США, из Европы, именно профессиональных работников в какой-то определенной сфере, но они редко ставят их в ТОП менеджеры. Как правило, такие люди становятся советниками своих руководителей или отвечают за какое-то развивающееся направление. Сами же компании обычно управляются китайцами и принадлежат им. Иностранцы могут быть в управлении, но все глобальные решения все равно принимаются китайцем.
– Действительно ли там дешевая рабочая сила?
Относительно. Не такая уж и дешевая. На самом деле в Китае жить дороже, чем в России, уровень жизни там выше, стоимость вещей, техники, аренды в крупных городах (уровня Гуанчжоу, Пекина, Шанхая) не ниже, чем в Москве. Уровень зарплаты людей, живущих в городе, существенно выше, чем у остальных. Низкая оплата труда действительно есть, но на фабриках в провинциях. Почему низкая? Потому что китайские фабрики – это целые города. Бывают фабрики, на которых работает порядка 100 тысяч человек, это, по сути, целый город, на территории которого есть общежития, больницы, школы, детские сады, ходят автобусы – это все построено организацией. Представьте ситуацию: приезжает человек из деревни, ему предлагают жилье и зарплату в 2000 юаней (около 20.000 рублей), и он при этом на полном обеспечении: у него есть жилье, куда можно семью перевезти. Он ест в заводской столовой, и всем обеспечен. Он получает не очень большую, среднюю зарплату, но просто ее не тратит, она у него копится, и по прошествии, например, 15 лет, даже если он уйдет из этой компании, то сможет себе позволить купить квартиру. На самом деле у китайцев деньги есть, даже у простых работников, поэтому я с большим уважением отношусь к тому, как они организовывают свои предприятия, все очень грамотно.
– Неужели нельзя у нас такое построить?
Не то что невозможно, просто инициатива же идет от людей. Это будет реально, если все будут мыслить в одном направлении или исходить из позиции того, что будет эффективно и действительно полезно. У нас, даже если кто-то что-то предлагает, без единомышленников и поддержки ему ничего не удастся.
Если же идеи эффективности и стратегического планирования будут поддержаны на уровне государственного управления, причем не только на словах, если это будет поддержано на уровне бизнеса и простых людей, тогда это будет возможно, но для этого нужно не просто говорить об этом, а именно делать. И учиться, теперь уже у китайцев.