Новосибирск порадовался научной фиесте
34 страны представлены на форуме 50 млн руб. потратил бюджет на «Интерру» потратил бюджет на «Интерру» Форум «Интерра»— это, пожалуй, самое яркое проявление ego Новосибирска. И Бразили
В конце минувшей недели в Новосибирске в третий раз прошел международный молодежный форум «Интерра». На три дня город стал площадкой для встречи авторов ярких научных идей и фантастических изобретений с представителями бизнеса.
34 страны
представлены на форуме
50 млн руб.
50 млн руб.
потратил бюджет на «Интерру»
Форум «Интерра»— это, пожалуй, самое яркое проявление ego Новосибирска. И Бразилией, и романскими странами Европы давно доказано: праздник, в который вовлечен весь город (или большая его часть),— лучшее средство «раскрутки» сего города. Каждому поселению для эффективной саморекламы нужна какая-нибудь фиеста. Да помасштабнее. И чтоб небанально, не такая, как у других.
Примирить науку и коммерцию «Фиеста по-новосибирски» вполне уже состоявшаяся как культурологический факт, обладает оригинальностью на все сто. В основе ее не этнографическая экзотика, а штука помощнее— позитивный стерео-тип «город юности и науки».
Компоненты «Интерры»— «научность + праздничность» заведомо уникальны в своем сочетании. Созидательный взрыв— образ, предложенный руководителем отдела развития молодежных инновационных проектов «Фонда поддержки молодежных инициатив» Антоном Мельниковым,— странная, но понятная метафора для описания форума «Интерра».
Образ «Интерры» уже вполне сложился. И как это случается с любым большим, панорамно-мозаичным объектом, почитателей и критиков у этого образа примерно поровну. Так, скептики-рационалисты сетуют, что в форуме «Интерра» многовато собственно фиесты, праздника и «тусовки». Жестким рационалистам хочется коммерческого «выхлопа», чтобы искры интерровских фейерверков не таяли в небе, а долетали бы до земли звонкими монетами. Эстеты, напротив, хотят большей праздничности. Перед организаторами «Интерры» стоит нелегкая задача— примирить в одном трио Афину, Гермеса и Аполлона— науку, коммерцию и арт-модернизм.
Акцент на воплощение идей
Главным целевым трендом «Интерра-2011» была объявлена технологическая и коммерческая результативность. При этом, по словам директора форума «Интерра» Лады Юрченко, гуманитарный аспект события вовсе не пострадал.
Она подчеркивает, что это не перераспределение приоритетов, а взаимная гармонизация их: «Инновационный человек в инновационном обществе— в этой формулировке равноценно каждое понятие. Результаты исследовательской науки и культуры очень трудно руками трогать «завтра или послезавтра»— это более долгосрочный цивилизационный багаж, а вот бизнес-направление поможет нам воплотить результат форума в чем-то зримом и неоспоримо полезном».
Новые акценты наглядно выражены в композиции форума— очень много внимания было уделено теме воплощения идей— юридическому, промышленно-серийному, коммерческому. Например, площадка «Маркетинг инноваций» работала в формате отдельной конференции. Она заинтересовала разработчиков инноваций, маркетологов, рекламистов. Руководитель направления «Бизнес» форума «Интерра» Максим Марков считает, что на этой площадке практически рождается отечественная школа маркетинга инновационных технологий.
В рамках форума были задействованы десять «заводских» коммуникативных площадок— на территории крупных промпредприятий представители реального сектора экономики обсуждали свои собственные вопросы, связанные с привлечениями «профессиональных» разработчиков, и способы работы с заказными инновациями. Курировал это направление Новосибирский завод химконцентратов.
Выставка вышла на улицу
«Нужно, чтобы появилось много историй успеха, много выпущенных в «большую жизнь» проектов,— подчеркивает Антон Мельников.— Поэтому мы организовали старт-ап-кампус— площадку, на которой можем создать истории успеха». На территории старт-ап-кампуса молодые предприниматели представляли свои проекты экспертам форума.
«Минус прежних форумов был у всех на устах,— отмечает директор компании Mayaka Александр Напорчук.— Этим минусом был небольшой бизнес-КПД (особенно на фоне яркого гуманитарного эффекта). Но то, что организаторы увидели дисбаланс и всерьез озаботились вопросом,— это уже хорошо. Тем более что участники со стажем готовы в этом помогать. К слову, продуктивно, что обучающие и обучаемые практически равны по возрасту. Для такой темы, как «История успеха», этот нюанс очень важен. Для уверенности обучаемому дебютанту нужна максимальная идентификация— «и я таким буду, и я так смогу!».
В последний день форума выставка научных разработок прошла прямо на улице Ленина. Были представлены и уже действующие разработки, и прототипы— то, что создано пока в единственном экземпляре. Такая публичность, ярмарочный образ— это принципиально. Организаторы форума стремились, чтобы обычные люди, «зеваки» увидели это, чтобы всмотрелись и выразили свое впечатление.
Как влюбить молодежь в науку
Технопарк, которому хотелось бы стать уверенным конкурентом «пафосного» Сколково, в ходе форума «Интерра» постарался закрепить свое амплуа. Как объясняет директор бизнес-инкубатора «Технопарка новосибирского Академгородка» Андрей Старков, в рамках форума технопарк подавался как крупнейшая региональная площадка, где встречаются два типа людей— те, кто ищут деньги для воплощения своих идей, и те, кто ищут идеи, способные принести им прибыль.
Кстати, 26 наиболее интересных разработок детища технопарка, его Летней школы были представлены на ярмарке старт-апов во время «Интерры». В Летней школе технопарка в течение 20 дней обучались 200 молодых инноваторов со всей Сибири. Их проекты оценивали более 100 экспертов. Они были строги и большую часть представленных идей раскритиковали. Андрей Старков говорит, что проекты отвергались, как правило, по двум причинам: либо предложенные идеи эксперты посчитали нежизнеспособными, высосанными из пальца либо не увидели работоспособной команды и лидера.
Среди наиболее ярких идей, получивших одобрение экспертов, — проект трехмерного принтера и сервисов на его основе. Трехмерный принтер можно будет использовать, в частности, для обучения детей и подростков. Они смогут самостоятельно сделать игрушки из пластика. Для создания действующего прототипа команде разработчиков требуется 1,5 млн руб.
Возможно, эта команда молодых инноваторов продолжит ряд «историй успеха», которыми уже гордится «Интерра». Так, проект одного из участников прошлых форумов Владислава Милейко был отмечен уже на федеральном уровне «Зворыкинской премией» в 1 млн руб. (разработка позволяет на ранней стадии диагностировать опухоли). Проектом другого молодого новосибирского ученого, Елены Гуровой (это устройство, снижающее уровень вибрации), после прошлой «Интерры» заинтересовался автозавод КамАЗ.
При том, что задачей нынешнего форума «Интерра» была названа результативность, рациональность, другая часть ее образа, фиеста, тоже осталась под защитой. «Коммуникационной миссией форума нельзя жертвовать ни в коем случае!— убежден руководитель фонда «Тренды» Владимир Супрун.— На форуме общается молодежь, это очень «атмосферное» действо. Слово «тусовка» тут не слишком подходит, в нем силен оттенок безделья. Интерровская коммуникация— все же более высокого уровня. Для молодежи приоткрывается шарм науки, ее эмоциональная красота. Подростки 60-х в этом плане были более «влюбчивы». Нынешних же нужно «влюблять» с нуля».
Дело даже не в том, что нынешняя молодежь более меркантильна, как почему-то принято считать. По мнению Владимира Супруна, сама система образования опасным образом «мутирует»— выталкивает молодежь на ремесленный уровень, на уровень локальной, узкой специализации. «А инновационной эре нужны люди «леонардовского» склада — из тех, которые «и художник, и музыкант, и инженер». Только этот тип личности способен на глобальный продуктивный анализ, на цивилизационные прорывы»,— уверен он.
Не берясь пока оценивать экономический эффект, эксперты сходятся в оценке брендинг-эффекта— в том, что «Интерра-2011» стала весомой «монеткой» в PR-копилку Новосибирска. «В научно-технологической среде Новосибирск сейчас очень хорошо узнают по бренду «Интерра»,— резюмирует директор компании «Инверсия-сенсор» Иван Шелемба. А это уже зримый эффект— как ответ скептикам. По его наблюдениям, скептики и ненавистники «Интерры» свои критические пассажи нередко строят по принципу «Пастернака не читал, но осуждаю»— не всматриваясь в программу, не бывая на акциях— просто пользуясь некими своими предубеждениями и где-то нажитыми стереотипами. Но именно стереотипы «Интерра» и способна перемалывать— это очень подвижная, бурлящая, парадоксальная среда.
Сколько человек посетили мероприятия «Интерры»
350 волонтеров
работали на форуме
на 293 площадках
проходили мероприятия форума
1 050 человек
зарегистрированы в качестве участников
более 40 тыс. человек
посетили культурные мероприятия форума
Источник: «Интерра» Чем запомнилась «Интерра»
Перечень наиболее крупных мероприятий форума
Компоненты «Интерры»— «научность + праздничность» заведомо уникальны в своем сочетании. Созидательный взрыв— образ, предложенный руководителем отдела развития молодежных инновационных проектов «Фонда поддержки молодежных инициатив» Антоном Мельниковым,— странная, но понятная метафора для описания форума «Интерра».
Образ «Интерры» уже вполне сложился. И как это случается с любым большим, панорамно-мозаичным объектом, почитателей и критиков у этого образа примерно поровну. Так, скептики-рационалисты сетуют, что в форуме «Интерра» многовато собственно фиесты, праздника и «тусовки». Жестким рационалистам хочется коммерческого «выхлопа», чтобы искры интерровских фейерверков не таяли в небе, а долетали бы до земли звонкими монетами. Эстеты, напротив, хотят большей праздничности. Перед организаторами «Интерры» стоит нелегкая задача— примирить в одном трио Афину, Гермеса и Аполлона— науку, коммерцию и арт-модернизм.
Акцент на воплощение идей
Главным целевым трендом «Интерра-2011» была объявлена технологическая и коммерческая результативность. При этом, по словам директора форума «Интерра» Лады Юрченко, гуманитарный аспект события вовсе не пострадал.
Она подчеркивает, что это не перераспределение приоритетов, а взаимная гармонизация их: «Инновационный человек в инновационном обществе— в этой формулировке равноценно каждое понятие. Результаты исследовательской науки и культуры очень трудно руками трогать «завтра или послезавтра»— это более долгосрочный цивилизационный багаж, а вот бизнес-направление поможет нам воплотить результат форума в чем-то зримом и неоспоримо полезном».
Новые акценты наглядно выражены в композиции форума— очень много внимания было уделено теме воплощения идей— юридическому, промышленно-серийному, коммерческому. Например, площадка «Маркетинг инноваций» работала в формате отдельной конференции. Она заинтересовала разработчиков инноваций, маркетологов, рекламистов. Руководитель направления «Бизнес» форума «Интерра» Максим Марков считает, что на этой площадке практически рождается отечественная школа маркетинга инновационных технологий.
В рамках форума были задействованы десять «заводских» коммуникативных площадок— на территории крупных промпредприятий представители реального сектора экономики обсуждали свои собственные вопросы, связанные с привлечениями «профессиональных» разработчиков, и способы работы с заказными инновациями. Курировал это направление Новосибирский завод химконцентратов.
Выставка вышла на улицу
«Нужно, чтобы появилось много историй успеха, много выпущенных в «большую жизнь» проектов,— подчеркивает Антон Мельников.— Поэтому мы организовали старт-ап-кампус— площадку, на которой можем создать истории успеха». На территории старт-ап-кампуса молодые предприниматели представляли свои проекты экспертам форума.
«Минус прежних форумов был у всех на устах,— отмечает директор компании Mayaka Александр Напорчук.— Этим минусом был небольшой бизнес-КПД (особенно на фоне яркого гуманитарного эффекта). Но то, что организаторы увидели дисбаланс и всерьез озаботились вопросом,— это уже хорошо. Тем более что участники со стажем готовы в этом помогать. К слову, продуктивно, что обучающие и обучаемые практически равны по возрасту. Для такой темы, как «История успеха», этот нюанс очень важен. Для уверенности обучаемому дебютанту нужна максимальная идентификация— «и я таким буду, и я так смогу!».
В последний день форума выставка научных разработок прошла прямо на улице Ленина. Были представлены и уже действующие разработки, и прототипы— то, что создано пока в единственном экземпляре. Такая публичность, ярмарочный образ— это принципиально. Организаторы форума стремились, чтобы обычные люди, «зеваки» увидели это, чтобы всмотрелись и выразили свое впечатление.
Как влюбить молодежь в науку
Технопарк, которому хотелось бы стать уверенным конкурентом «пафосного» Сколково, в ходе форума «Интерра» постарался закрепить свое амплуа. Как объясняет директор бизнес-инкубатора «Технопарка новосибирского Академгородка» Андрей Старков, в рамках форума технопарк подавался как крупнейшая региональная площадка, где встречаются два типа людей— те, кто ищут деньги для воплощения своих идей, и те, кто ищут идеи, способные принести им прибыль.
Кстати, 26 наиболее интересных разработок детища технопарка, его Летней школы были представлены на ярмарке старт-апов во время «Интерры». В Летней школе технопарка в течение 20 дней обучались 200 молодых инноваторов со всей Сибири. Их проекты оценивали более 100 экспертов. Они были строги и большую часть представленных идей раскритиковали. Андрей Старков говорит, что проекты отвергались, как правило, по двум причинам: либо предложенные идеи эксперты посчитали нежизнеспособными, высосанными из пальца либо не увидели работоспособной команды и лидера.
Среди наиболее ярких идей, получивших одобрение экспертов, — проект трехмерного принтера и сервисов на его основе. Трехмерный принтер можно будет использовать, в частности, для обучения детей и подростков. Они смогут самостоятельно сделать игрушки из пластика. Для создания действующего прототипа команде разработчиков требуется 1,5 млн руб.
Возможно, эта команда молодых инноваторов продолжит ряд «историй успеха», которыми уже гордится «Интерра». Так, проект одного из участников прошлых форумов Владислава Милейко был отмечен уже на федеральном уровне «Зворыкинской премией» в 1 млн руб. (разработка позволяет на ранней стадии диагностировать опухоли). Проектом другого молодого новосибирского ученого, Елены Гуровой (это устройство, снижающее уровень вибрации), после прошлой «Интерры» заинтересовался автозавод КамАЗ.
При том, что задачей нынешнего форума «Интерра» была названа результативность, рациональность, другая часть ее образа, фиеста, тоже осталась под защитой. «Коммуникационной миссией форума нельзя жертвовать ни в коем случае!— убежден руководитель фонда «Тренды» Владимир Супрун.— На форуме общается молодежь, это очень «атмосферное» действо. Слово «тусовка» тут не слишком подходит, в нем силен оттенок безделья. Интерровская коммуникация— все же более высокого уровня. Для молодежи приоткрывается шарм науки, ее эмоциональная красота. Подростки 60-х в этом плане были более «влюбчивы». Нынешних же нужно «влюблять» с нуля».
Дело даже не в том, что нынешняя молодежь более меркантильна, как почему-то принято считать. По мнению Владимира Супруна, сама система образования опасным образом «мутирует»— выталкивает молодежь на ремесленный уровень, на уровень локальной, узкой специализации. «А инновационной эре нужны люди «леонардовского» склада — из тех, которые «и художник, и музыкант, и инженер». Только этот тип личности способен на глобальный продуктивный анализ, на цивилизационные прорывы»,— уверен он.
Не берясь пока оценивать экономический эффект, эксперты сходятся в оценке брендинг-эффекта— в том, что «Интерра-2011» стала весомой «монеткой» в PR-копилку Новосибирска. «В научно-технологической среде Новосибирск сейчас очень хорошо узнают по бренду «Интерра»,— резюмирует директор компании «Инверсия-сенсор» Иван Шелемба. А это уже зримый эффект— как ответ скептикам. По его наблюдениям, скептики и ненавистники «Интерры» свои критические пассажи нередко строят по принципу «Пастернака не читал, но осуждаю»— не всматриваясь в программу, не бывая на акциях— просто пользуясь некими своими предубеждениями и где-то нажитыми стереотипами. Но именно стереотипы «Интерра» и способна перемалывать— это очень подвижная, бурлящая, парадоксальная среда.
Сколько человек посетили мероприятия «Интерры»
350 волонтеров
работали на форуме
на 293 площадках
проходили мероприятия форума
1 050 человек
зарегистрированы в качестве участников
более 40 тыс. человек
посетили культурные мероприятия форума
Источник: «Интерра» Чем запомнилась «Интерра»
Перечень наиболее крупных мероприятий форума
Направление «Бизнес»:
Инвестиционный форум
Конкурс проектов по маркетингу территорий «Золотой кулик»
Направление «Наука»:
Первый Всероссийский фестиваль науки
Ассамблея молодых ученых стран СНГ и ШОС
Выставка «Ученые Сибири— космосу»
Направление «Образование»:
Инновационная олимпиада с решением производственных задач
Совещание Ассоциации инновационных регионов России
Направление «Аналитика»:
Экспертный симпозиум «Инновационное государство и инновационное общество»
Направление «Культура»:
Фестиваль этнической музыки «Живая вода»
Фестиваль документального кино «Встречи в Сибири»
Фестиваль уличных театров
Литературный фестиваль
Источник: «Интерра»
Инвестиционный форум
Конкурс проектов по маркетингу территорий «Золотой кулик»
Направление «Наука»:
Первый Всероссийский фестиваль науки
Ассамблея молодых ученых стран СНГ и ШОС
Выставка «Ученые Сибири— космосу»
Направление «Образование»:
Инновационная олимпиада с решением производственных задач
Совещание Ассоциации инновационных регионов России
Направление «Аналитика»:
Экспертный симпозиум «Инновационное государство и инновационное общество»
Направление «Культура»:
Фестиваль этнической музыки «Живая вода»
Фестиваль документального кино «Встречи в Сибири»
Фестиваль уличных театров
Литературный фестиваль
Источник: «Интерра»