Новосибирские консалтеры: «Мы или отталкиваемся ото дна, или уже на носочках на нем стоим»
Представители рынка консалтинга рассказали, каким им запомнится 2015 год, какие тенденции наметились за этот период, а также о своих надеждах и прогнозах на следующий год.
Директор Ассоциации Практикующих Бизнес-Тренеров Надежда Головизина рассказала о том, чем запомнится уходящий год:
«2015-й для нас входит в историю как год, который научил нас быть более внимательными к изменениям, происходящим во внешнем мире, и ещё быстрее на них реагировать. Помимо этого мы стали более изобретательными — арсенал привычных стратегий пополнился новыми».
К основным тенденциям уходящего года она отнесла то, что компании очень явно разделились «на два лагеря» — на тех, кто считает, что изменяться и развиваться без вложений в персонал невозможно. И тех, кто, выбрав стратегию сокращения издержек, одной из первых сократил статью «обучение и развитие персонала»:
«Первые стали обучаться значительно больше, вторые перестали обучаться совсем или сократили план обучения до минимума. Те, кто обучается, рассматривают вложения в обучение персонала не как затраты, а как инвестиции. Для них результат стал важнейшим критерием. Всё большее количество компаний, выбирая провайдера, смотрят не столько на цену, сколько на надёжность, и делают выбор в пользу тех, кому доверяют. Думаю, в 2016-м году эта тенденция усилится.
По мнению Надежды Головизиной, 2016-й год будет сложнее уходящего:
«В целом, экономическая ситуация ухудшится. А значит, для того чтобы текущие показатели прирастить, потребуется ещё больше усилий, гибкости, инноваций. У нас на 2016 год поставлены серьёзные цели, и чтобы их достичь, необходимо быть в тонусе!»
Директору центра мастерства «Харизма» Анне Власовой год запомнился своей активностью и большим количеством проектов:
«Работать на самом деле пришлось больше, чем обычно! Но подводя итоги года, мы поняли что именно в этом году мы установили несколько рекордов для себя за всю историю существования компании! И это очень приятно! Что касается будущего года, то так сложно делать прогнозы, но мы планируем работать активно, не снижая темпов. Я уверена, что это даст свои результаты».
Гендиректор центра делового обучения «Сфера» Михаил Гольдберг поделился своими трудностями, с которыми пришлось столкнуться в уходящем году:
«Мне год запомнился в первую очередь тем, что мне, как и многим предпринимателям, он дал «пинок под зад»: нужно быстро меняться лично и менять уклад своих компаний. Это понимали многие, и я в том числе, и раньше. Но, как говорят на Руси, пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Среди важных изменений, которые произошли за последний год, он также назвал прилив свежих кадров:
«В мою компанию пришли несколько молодых творчески и личностно интересных работников. Они очень оживили компанию. И я начал сотрудничать с одной интересной компанией, которую возглавляет молодая и очень увлечённая своим делом, очень симпатичная дама. В итоге я понял, что в бизнесе нужно побольше держаться молодых: они наполняют энергией и жизнелюбием, хорошим весельем и креативом. Они не дают застояться на месте! Кроме этого, я начал писать много постов на замечательном портале «Деловой квартал», познакомился с его замечательными и очень красивыми руководителями и сотрудниками. Надеюсь, что далее будем очень приятно сотрудничать».
Михаил Гольдберг рассказал, какие надежды возлагает на будущий год:
«Компания, в которой я соучредитель и директор, всё-таки достигнет давно намеченных целей (быть лидером на своём рынке); я сам сумею добиться того, чего я хочу от жизни в материальном, физическом и духовном планах».
И дал свои прогнозы на следующий год:
«Уверен, что всем активным людям придётся много работать и многому учиться. Одним - чтобы удержать и развить свои бизнесы, другим — чтобы удержаться на достойной работе или найти такую. Многим в такой «запаре» удастся «сбросить шелуху «недоброжелательности и зависти, лени и беспринципности. Удастся обрести духовность, позитивизм, доброжелательность к окружающим. Некоторые в бизнесе перейдут всё-таки от «деляжничества» к добросовестности в отношении клиентов и покупателей. Возвратиться забытый лозунг: нужно уметь хорошо работать и хорошо отдыхать».
Организатор Тренинг-марафона «Подъём», тренер по публичным выступлениям, психолог Анна Бабич:
«В апреле 2015 мы провели четвёртый по счету Тренинг-марафон "Подъём". Конечно, мы ощутили, что в начале года клиенты были чуть более настороженные, чем, например в 2014 году. Но в целом я очень довольна годом. Запустила несколько новых проектов. Я не переживаю по поводу кризиса, потому что уверена, что в кризис у каких-то компаний становится меньше возможностей, а у каких-то — больше. Прошедшая осень показала, что интерес к рынку тренинговых услуг — огромный. Поэтому, думаю, что 2016 мы проживем интересно, насыщенно и денежно».
Своими итогами года поделилась и Анна Татьянина, директор Школы Эффективных коммуникаций:
«Традиционно подводя итоги года, первый раз хочу разделить их на «новое» и «доброе». Впервые в 2015 году мне посчастливилось вложить свои навыки и умения в социальный проект, в людей с инвалидностью. Весной в Новосибирске прошел конкурс для людей с инвалидностью «Путь к карьере», в котором я работала тренером — учила ребят проходить собеседования, выступать, готовила с ними презентации и потом трудоустраивала их. Для меня открылся другой, параллельный мир, который заполнен удивительными людьми — талантливыми, искренними, интересными. И совсем не имеющих поддержки от работодателей — ни в теории, ни в практике. Очень верю, что со временем бизнес-сообщество научится адаптировать и в принципе принимать на работу людей с инвалидностью. Это было о «добром», о том, чем я занимаюсь по сей день — после проекта я продолжаю общение с ребятами. Слежу за их жизнью, поддерживаю и просто радуюсь, что они есть».
Анна Татьянина рассказала, что в 2015 году открыла собственную компанию, начала самостоятельный бизнес:
«Работаю до этого 15 лет в продажах, управлении и обучении, поняла, что логично делать ставку на то, что мне нравится, что я люблю и что я могу делать 24/7. И это тренинги. Неожиданно для меня, помимо тренингов, спросом на рынке стала пользоваться такая услуга, как «карьерное консультирование». На волне кризиса, когда многие компании оптимизируют штатное расписание и люди оказываются без работы, происходит переоценка ценностей и самих себя. И я могу с уверенностью заявить – состояние « я без работы», которое и я знаю не понаслышке, полезно. В это время мы отыскиваем ресурсы в самих себе, расставляем приоритеты и в нас просыпается второе дыхание, мотивация к работе становится осмысленной и огромной. И тут главное – не уйти в мечтания, а своевременно оцифровать себя в рамках того – что я хочу, что я могу и что я буду».
Тренер также дала пожелания для людей дела:
«Своим клиентам я помогаю ресурсы найти и направить по перспективному пути. И всегда, независимо, от состояния рынка советую – верьте в себя, двигайтесь вперед, и только в этом случае все лучшее случится!»
Директор компании «TSC, лаборатория развития» Татьяна Аржаева рассказала, что ей год запомнился очень насыщенным графиком работы и разнообразными проектами из различных сфер, благодаря чему появились новые идеи, новые услуги и новые программы:
«В двух словах — активной работой и созиданием. Также год запомнился спросом на креативные и необычные решения, желанием решать вопросы не точечно, а системно».
По её словам, год отмечен двояким отношением к кризису.
«С одной стороны, у многих сотрудников, руководителей масса переживаний и мыслей по этому поводу — есть он или нет, какие последствия, какое влияние. С другой стороны, огромные упущенные возможности и недоработки. На мой взгляд, когда клиентоориентированность и квалификация персонала в большинстве случаев находится на низком уровне, говорить о том, что у нас кризис — не стоит. Если компании диктуют свои условия клиенту, не задумываясь даже о их здравости и логичности — нам еще до кризиса далеко. Если сотрудники, которые находятся в поисках работы, выбирают место попроще, поудобней и чтоб поменьше работы было или вообще не было и думают о том, что им должен работатодатель, а не они ему — нам еще до кризиса далеко! Если в компаниях процветают “междусобные войны за власть”, склоки, дрязги, присутствуют объктивно не нужные должности или владелец компании занимается чем угодно, только не бизнесом – до кризиса еще далеко. Очень далеко!».
Татьяна Аржаева есть несколько пожеланий на следующий год:
«Видеть те возможности, которые есть у бизнеса, лично у себя, и ими пользоваться. Понимать, что время спекулятивного, тактического бизнеса “а-ля 90-е” прошло, наступает время “производственного”, стратегического и тот, кто окажется к нему готов, обеспечит себе успех на ближайшие десятилетия. Наступает время мастерства в бизнесе, если говорим о предпринимательстве, мастерства в профессии, если говорим о сотрудниках».
Бизнес-тренер также отметила значение предпринимательства, представители которого вносят вклад во всеобщее развитие:
«А еще… стоит поставить памятник российскому предпринимателю за его заслуги, усилия, бесконечный труд, терпение, упорство, находчивость, ответственность, веру и многое другое. Звучит пафосно, но каждый раз, когда я общаюсь с владельцами бизнеса, которые реально бизнесом занимаются, я вижу этот колоссальнейший труд, вклад в дело, сотрудников, решение того или иного вопроса, тот или иной рынок, развитие, технологии и пр. Было бы хорошо, чтоб его видели и осознавали не только сами предприниматели, но и многие другие! Думаю, нашему обществу осознания этого очень не хватает».
Coaching Business Mentor & Founder в Most Valuable People Иван Чернышев:
«Рынки очень по-разному реагировали на происходящее. На людях это отразилось тоже в разное время и в разной мере. У одних получился моральный подъем, у других падение. Этот год мы прожили как на американских горках, в прямом и переносном смысле».
Он объяснил, почему так происходило:
«Для нашей группы компаний год получился очень полосатым и вдоль и поперек.
Пережили то трудности, то подъёмы, при этом по разным направлениям в разное время. Так как бизнес B2B раньше реагирует на кризис, чем B2C, мы сначала почувствовали просадку по проектам PunicApp (мобильные приложения для бизнеса punicapp.com) и MVP (бизнес образование mvpeople.ru), позже почувствовали трудности в проекте купикайф (подарки-впечатления kupikaif.ru). К середине года B2B уже восстановился, а B2C находится сейчас на этом пути, мы открыли несколько новых городов. При этом в этом году мы активно работали над международным интернет-проект adventuresbooking.com и инвестировали в два пока секретных других проекта в более конкурентных нишах».
И напоследок внес немного оптимизма в прогнозирование следующего года:
«Чувствуется, что мы или отталкиваемся ото дна, или уже на носочках на нем стоим. 2016 будет полосатым, но нормально восстановительным. Многим будет очень трудно, но это приведет к обновлению рынка, как и должно быть во время кризиса. Очень надеемся на то, что люди взбодрятся и возьмутся за строительство будущего с закатанными рукавами. С наступающим!»