Новосибирские промышленники: «Нам есть, что импортозамещать»
Представители новосибирского рынка легкой промышленности собрались на круглом столе, чтобы обсудить итоги года, поговорить о том, как жить дальше, и о каких проблемах пора рассказать госорганам.
Первым на круглом столе, организованном коммуникационным агентством АГТ-Сибирь, выступил заместитель начальника отдела потребительских товаров управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Минпромторга Новосибирской области Константин Савлюков.
Он отметил, что в 2015 г. наблюдалось падение спроса на товары легкой промышленности как со стороны населения, так и в секторе B2B. Основные причины этого – устаревшее оборудование, зависимость от импорта, достаточно сильная конкуренция на рынке, недостаточное развитие кадрового потенциала, дорогие кредиты.
По данным, которые озвучил представитель регионального минпромторга, в настоящее время на территории Новосибирской области в сфере легкой промышленности осуществляют деятельность более 700 предприятий. Индекс их производства составил 96,2% в этом году. Объем отгруженных товаров с января по декабрь 2015 г., по сравнению с прошлым годом, составил 112,6%. Индекс производства обуви и изделий из кожи составил 156,5%, снижение объема отгрузки составило 8,9%.
«Сейчас, в условиях непростой экономической ситуации, ряд покупателей принципиально останавливает свой выбор на российский товарах, это демонстрирует национальное самосознание, постепенно меняется стереотип у покупателя, что импортные товары более качественные», – рассказал Константин Савлюков.
Он также назвал меры поддержки, которыми могут быть обеспечены предприятия легкой промышленности. Минпромторг дает госгарантии инвестпроектов, госгарантии по кредитам на основную деятельность. В качестве антикризисных мер выделяются субсидии организациям легкой текстильной промышленности на возмещение части затрат на выплату процентов по кредитам, субсидии на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов, предоставление займов на льготных условиях в целях развития импортозамещающих и экспортно ориентованных предприятий, займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет и т.д.
Также правительство готово выделять гранты начинающим малым инновационным компаниям, субсидии действующим более 1 года малым инновационным компаниям, а еще возмещать на 50% приобретение нового оборудование.
По словам Савлюкова, 501 млн руб. был заложен на промышленность в 2015 г. из них более 3 млн руб. получили предприятия легкой промышленности.
Следом за представителем Минпромторга выступила заместитель генерального директора ОАО «Синар» по маркетингу и сбыту Людмила Овсянникова.
По ее данным, выручка «Синара» сегодня уже составляет 1 млрд 111 млн руб. В прошлом году темп роста предприятия составил 99,7%, в 2015 г. планируется 104,7%. Как рассказала топ-менеджер фабрики, тем роста был получен за счет физического прироста – открытие новых магазинов.
«В этом году из-за сложной экономико-политической ситуации из новосибирских торговых центров ушли многие бренды, освободив места, которыми мы воспользовались. Также темп роста у нас появился из-за реализации недорогого товара. Цены на старые коллекции мы увеличивать не стали, хотя у нас они все почти из заграничных тканей. Даже нити и фурнитура – все заграничное, поэтому цены-то растут, но мы продаем старые коллекции по старым ценам, на этом растем в том числе, потому что потребитель голосует рублем, новая коллекция реализуется хуже. Зарплату в этом году мы не повышали, на следующий год уже запланировано повышение на 8%, то есть это говорит о том, что нам будет уже полегче, однако все равно все еще будет экономить, обычно у нас почти каждый год шло повышение на 15%», – поделилась Людмила Овсянникова.
В целом по прогнозам на следующий год было сказано, что ничего глобально тяжелого рынок не ожидает, но все же проблемы могут быть.
«На нас, например, сильно повлияла Турция: мы шьем плащи из турецкой ткани, в которой нас устраивало соотношение цены и качества, там 50% хлопка – как раз то, что нам нужно. В этом году мы должны были получить ткань и запустить производство 15 декабря, сегодня уже 17е, а ткани до сих пор нет – турецкие товары просто возвращают обратно на границе. И если мы в этом году так и не получим ткань, то до того времени, как мы найдем ей замену, производство встанет, это примерно 2 месяца. У нас уже есть какие-то наметки, чем заменять, с какими странами работать, но мы однозначно потеряем в цене», – заключила она.
Следом за ней ситуацию на свое рынке «обрисовал» директор производственной компании «Обувь России» Сергей Юнг. По его мнению, основная предпосылка для развития данной отрасли – это большая численность населения и потребление на душу населения – около 400 млн пар обуви в год.
«Нам есть что импортозамещать, и у нас есть спрос», – сказал он.
Среди основных сдерживающих факторов он назвал отсутствие кредитования инвестиционных проектов, при увеличении объемов производства и выходе на новые рынки. Еще один ограничитель – комплектующее сырье, которое сплошь – заграничное, поэтому у рынка тоже есть проблемы, связанные с «закрытием границ».
«Турция на нас не повлияла, но вообще для рынка это все будет ощутим, потому что появятся зоны роста, будет куда развиваться, и вообще – сейчас нужно развивать не промышленность как таковую, а начинать с сырья», – заключил он.
Также среди проблем легкой промышленности в регионе участники круглого стола назвали сложность, связанную с тем, что цена на изготовление одного продукта значительно растет, а люди не готовы начинать платить больше, несмотря на то, что спрос на продукцию большой. Приходится искать способы сокращать издержки, не экономить на качестве и при этом сохранять цену на свой товар примерно на том же уровне, к которому привыкли покупатели. Большая проблема в том, что, по сравнению с китайскими импортными товарами цена местных производителей становится неконкурентоспособной.
Для справки: удельный вес легкой промышленности валовом региональном продукте колеблется всего до 2%, этот рынок не ключевой, но в Новосибирске есть такие компании, которые активно работают, развиваются, расширяются и имеют популярность по всей России и за рубежом («Обувь России», «Синар», «КОРС» и др.).