Обзор: Фитнес-центры - 03.12.2007
эксперты Елена Баранова директор сети фитнес-клубов «Ремикс» Анна Гаврилова менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус» Елена Ермолаева директор компании RID Analytics Ольга Задорожная ди
эксперты
Елена Баранова
директор сети фитнес-клубов «Ремикс»
Анна Гаврилова
менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус»
Елена Ермолаева
директор компании RID Analytics
Ольга Задорожная
директор по развитию фитнес-клуба «Европа»
Наталья Ивлева
директор сети фитнес-клубов «5 элементов»
Екатерина Кошелева
директор спортивного клуба «Колумб»
Александр Круглов
директор компании «Фитнес Проект»
Ольга Кылосова
главный инженер управляющей компании «Энергетик»
Ксения Моисеева
директор ООО «Экстрим Стиль»
Галина Панкрашина
директор спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-Драйв»
Алексей Потапов
заместитель директора спортивно- оздоровительного центра «Иммер»
Что препятствует приходу федеральных игроков?
Галина Панкрашина: «Несмотря на перенасыщение центральных районов, фитнес-центров хорошего уровня в городе по-прежнему немного».
Некоторые клубы стремятся охватить сразу несколько сегментов. Минимальная стоимость месячного абонемента на посещение отдельного направления в спортивно-оздоровительном центре Extreme Fitness составляет 800 руб., в то время как клубная карта заведения с полным спектром услуг обойдется посетителю уже в 3,5 тыс. руб. «У нас занимаются и студенты, и состоятельные бизнесмены», — говорит директор «Экстрим Стиль» Ксения Моисеева. Studio Fit и «Ремикс» позиционируются как клубы premium-класса, стоимость клубных карт в них на месяц составляет 3490-3900 руб. и 3800-3900 руб. соответственно.
Рынок фитнес-услуг Новосибирска динамично развивается. Так, если в 2003 г. клубы посещали только 25 тыс. человек, то к 2006 г. посещаемость увеличилась до 50 тыс. человек, приводит данные собственного исследования рынка Ольга Задорожная. В 2007 г. прирост составил около 20-25%. Емкость рынка составила 445 млн руб. в 2006 г. и 515 млн руб. — в 2007 г., подсчитала директор «Европы». Потенциальная емкость новосибирского рынка, по оценкам Задорожной, составляет 1,7 млрд руб. Оценки емкости рынка Magram MR — $15 млн. Конкуренция на рынке за последний год усилилась, но незначительно. «У клубов, работающих не первый год, сложилась клиентская база, процент продления абонементов составляет 60-70%», — считает Задорожная. Другие эксперты утверждают, что конкуренция на рынке заметно усилилась. Менеджер по развитию сети фитнес-центров «ФитнесХаус» Анна Гаврилова считает, что сегодня рынок заполнен на 60-70% и продолжает быстро насыщаться. Директор сети фитнес-клубов «5 элементов»Наталья Ивлева соглашается с тем, что около 30% рынка остаются не занятыми, но, несмотря на это, конкуренция между клубами ведется значительная. Галина Панкрашина считает, что центральная часть города перенасыщена клубами, но фитнес-центров хорошего уровня оснащения и сервиса по-прежнему немного.
По словам Елены Барановой, значительного увеличения спроса на фитнес-услуги в последние два года не наблюдалось. Рост посещаемости ощутим только в последнее полугодие. Она объясняет это появлением новой тенденции — новосибирские компании увлеклись фитнесом. «Некоторые новосибирские предприятия обратили внимание на здоровье своих сотрудников и включили оплату занятий фитнесом в социальный пакет. Корпоративный фитнес в моде, его распространение увеличит спрос на услуги клубов», — уверена Баранова.
«Колумб» не стал дожидаться обращений от корпоративных клиентов и занялся привлечением компаний самостоятельно. «Уходящий год характерен для нас высоким уровнем привлечения корпораций, — рассказывает директор клуба Екатерина Кошелева. — Мы воспользовались тем, что находимся в деловом центре города. Менеджеры рассылали электронные письма и сами ходили по офисам с предложением корпоративных занятий. Сейчас примерно 10% наших клиентов — сотрудники компаний. В утренние и дневные часы мы организуем для них в игровом зале большой теннис. В остальное время привлекаем крупные корпорации Новосибирска для игр в волейбол и баскетбол. Успешными стали регулярные дружеские турниры по волейболу, сформирована собственная сборная команда клуба», — довольна Кошелева.
«Сегодня клиенты предпочитают центры, способные предложить полный комплекс услуг хорошего качества — это экономит их время», — говорит Ольга Задорожная. По ее мнению, в состав фитнес-клуба должны быть включены залы аэробики, велнеса (йога, пилатес и т.п.), индивидуальных занятий, тренажерный зал, танцевальная студия и бассейн. «Салон красоты, косметолог, диетолог, кабинет массажа и сауна — без этого многие клиенты уже не представляют себе фитнес-центр. Чем больше услуг предлагает клуб, тем больше клиентов он сможет привлечь и удержать», — уверена Задорожная.
Расширение ассортимента происходит не только в сфере интересов, учитываются также возрастной и гендерный факторы. Многие фитнес-центры стремятся к совмещению дет- ских и взрослых направлений. «Мы считаем важным, чтобы мамочка могла прийти в центр вместе с ребенком, увлечь его интересным делом, не испытывая угрызений совести по поводу того, что она занимается собой», — считает Панкрашина.
Ксения Моисеева считает, что наличие собственного салона красоты не обязательно. Один из клубов Extreme Fitness от этого уже отказался. Расположенный недалеко от него самостоятельный салон красоты «Экстрим Стиль» оказался более рентабельным предприятием. Моисеева объясняет это тем, что к узкоспециализированным салонам доверие со стороны посетителей больше, чем к тем, которые расположены внутри фитнес-клубов.
Наталья Ивлева уверена, что новосибирские компании к узкой специализации еще не готовы. По ее мнению, очень велика опасность того, что выбранное клубом направление может оказаться малопривлекательным для посетителей.
Но все больше фитнес-центры стремятся акцентировать одно из своих направлений деятельности. Так, например, «Колумб» позиционируется как игровой клуб, имея спортивный зал (500 кв. м) с площадками для большого тенниса, баскетбола, волейбола и сквоша. Елена Баранова считает одним из наиболее популярных направлений танцевальное, получившее развитие во многих фитнес-клубах Новосибирска. В «ФитнесХаусе» работают балетная школа для детей и взрослых, класс современных танцев и популярного танца живота. «Европа» преподает фламенко, RnB, стрип-пластику, танец живота (в мужском и женском варианте) и парные танцы. Но фитнес-клубов, специализирующихся именно на танцевальном направлении, в городе нет. По мнению Алексея Потапова, спрос на такие клубы значительно превышает предложение.
По мнению Панкрашиной, успешность клуба будет зависеть от выбора района: «Если фитнес-центр располагается рядом с новостройками — это перспективно, если рассматривать районы хрущевок и без перспектив строительства новых домов, клуб вряд ли будет развиваться». Кошелева считает, что фитнес-клуб в спальных районах должен быть ориентирован на места расположения школ, детских садов и рынков. Открытие клуба в спальных районах предполагает значительное снижение стоимости абонемента. «Если в центральной части города можно смело создавать фитнес для всех направлений и не беспокоиться о платежеспособности, то в спальном районе нужно учитывать этот фактор», — рассуждает Ивлева. По мнению Круглова, минимальный объем инвестиций в открытие клуба (с учетом оборудования) составляет $50 тыс. Срок окупаемости — не менее трех лет.
Еще три года назад московская компания «Страта Партнерс» заявляла о возможности открытия клуба в Новосибирске в 2006 г. под своим брендом. World Class и «Планета Фитнес» также проявляли интерес к новосибирскому рынку. Однако пока ни один из федеральных фитнес-операторов не открыл клуб в Новосибирске. Сотрудник «Планеты Фитнес», просивший не называть его имени, сообщил «ДК», что компания получает предложения о сотрудничестве на условиях франчайзинга от новосибирских компаний, но пока партнер не определен.
Одной из основных трудностей, с которой могут столкнуться федеральные операторы, — непопулярность среди новосибирских клиентов годовых клубных карт, полагают местные игроки. «В новосибирских фитнес-центрах продаются в основном абонементы на месяц. Новосибирцы еще не готовы выкладывать по 50 тыс. руб. за год, а московские компании привыкли работать именно с годовыми картами», — говорит Панкрашина. Еще одно препятствие — дефицит площадок. «Хорошие площадки остались только на городских окраинах, — считает Потапов. — А открытие фитнес-центров в спальных районах предполагает значительное снижение стоимости абонементов, более мягкую ценовую политику. Это останавливает федеральных операторов». Наталья Ивлева также указывает на разницу в стоимости абонементов столичных и новосибирских клубов. Местные фитнес-центры в своем большинстве стараются поддерживать средний уровень цен, федеральные же игроки ориентированы на состоятельную публику.
Оборудование для фитнес-клуба стоит как двухкомнатная квартира
Стоимость оборудования для спортивного зала площадью 500 кв. м
Тип оборудования | Сумма затрат (млн руб.) |
Оборудование тренажерного зала (беговая дорожка — 80-220 тыс. руб; эллиптический тренажер — 21 тыс. руб. и др.) | 1 |
Оборудование для групповых занятий | 0,4 |
Оснащение помещений (вешалки и кабинки для раздевалок) | 0,3 |
Дополнительное оборудование: | |
Солярий | 0,25 |
инфракрасная кабина | 0,12 |
Итого | 2,07 |
Источник: «Фитнес Проект»